Дети среднего школьного возраста в музее

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) является переходным от детского к взрослому состоянию. Изменяются условия жизни и дея­тельности ребенка, происходит перестройка психики, ломаются ста­рые, сложившиеся формы взаимоотношений с людьми. Систематиче­ское изучение основ наук требует от них более высокого уровня соз­нания, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. В процессе учебной деятельности их мышление приобретает аналитический характер, раз­вивается способность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Существенные из-


менения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание, которые становятся все более произвольными и приобретают харак­тер организованных, регулируемых и управляемых процессов. С 10—12 лет наступает так называемый «естественный кризис» в дет­ском рисовании. Многие подростки бросают занятия рисованием, ак­цент перемещается с собственного изобразительного творчества в сферу художественного восприятия. Подросток начинает понимать значение мастерства и роль профессионального обучения в овладении его основами, что свидетельствует о готовности к систематическому и углубленному изучению искусства, его художественно-образного язы­ка и этапов исторического развития. В связи с этим в экскурсионные программы, предназначенные для учащихся рассматриваемого возрас­та, необходимо включать тематические и исторические циклы, расши­ряющие знания учащихся в конкретной области.

Среди особенностей формирования личности в подростковом возрасте следует выделить становление нравственного сознания, са­мосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Характерен поиск подростком «своего героя», который часто становится примером для подражания. Это может быть какой-либо общественный или политический деятель, предста­витель современной популярной музыкальной культуры или кто-то из ближайшего окружения сверстников. Им может стать и любимый художник. Увлекательный рассказ экскурсовода о судьбе и личности художника может заинтересовать подростка и послужить толчком к формированию углубленного интереса в сфере искусства.

В силу вышеизложенного, тематика и формы работы художест­венного музея с детьми-подростками становятся более разнообраз­ными. Кроме экскурсий по истории и языку изобразительного ис­кусства, им могут быть предложены циклы монографического ха­рактера под общим тематическим названием «Беседы о художни­ках». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы художественного музея с подростками широ­ко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее от­вечающие психологическим особенностям этого возраста. Эти же формы, безусловно, пригодны и даже становятся ведущими в экс­курсионной практике со старшеклассниками1.

1 Период от 14 до 18 лет, переходный к юношескому возрасту, с его поисками цели и смысла жизни и профессиональным самоопределением, характеризуется инте­ресом к философским вопросам художественного творчества, к мировоззрению и миро­восприятию художника, к проблемам современной художественной культуры. Старшие школьники более осознанно и заинтересованно воспринимают материал, связанный с профессиональными вопросами искусства, что позволяет добавлять в экскурсионные циклы темы, посвященные языку изобразительного искусства.

И* 155


§4. Студенты в музее

Для студенческого возраста в известной мере еще характерна зависимость от более раннего, школьного этапа развития. Учиты-вая некоторую неоднородность физического и социального развития юношеского периода, определяемую биологическими и психически­ми особенностями, а также некоторую неопределенность критериев ее социальной зрелости, его возрастные границы не являются четко очерченными. Студенчество — сложная по своему составу соци­альная группа, объединенная совместной учебой, обладающая общ­ностью быта, психологии, системы ценностей, которой присущ пе­реходный характер от школьного периода жизни — к взрослой, связанной с профессиональной деятельностью.

Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, студенты на многие вопросы бытия ищут ответа в искусстве, пытаясь через его образы осмыслить реальность. В экскурсии, ори­ентированной на студенческую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие ин­теллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в един­стве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, яв­ляющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их со­отношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуаль­ных особенностей группы. Рассматривая работу со студенческой молодежью в художественном музее как педагогический процесс, следует помнить о том, что «в личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые»1.

Так как в условиях обучения в вузе особое значение приобрета­ет система получения знаний, важна ее роль и в музее. Образова­тельная деятельность художественного музея позволяет студентам расширить кругозор, способствует обогащению общей эрудиции, дает определенные знания в области истории искусства и навыки художественного анализа произведений. Учитывая названные фак­торы, студенты чаще всего ориентированы на тематические экскур­сии, представляющие изобразительное искусство или творчество конкретного мастера на широком историко-культурном фоне, что


отвечает потребностям этой группы зрителей к получению знаний в систематизированном виде.

В подготовке экскурсий для студенческой аудитории необходи­мо, учитывая уровень интеллектуальной и художественной подго­товки группы, создать атмосферу совместной творческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг знаний и эстетических представлений. Следует особо подчеркнуть, что экскурсионное за­нятие дает студенту возможность:

— соприкоснуться с подлинником;

— освоить приемы художественного анализа на примере кон­
кретных памятников;

— понять художественно-образную систему произведения изо­
бразительного искусства.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте психологические особенности детей дошкольного
возраста.

2. Назовите методические принципы, на основе которых строится рабо­
та с дошкольниками в музее.

3. Охарактеризуйте специфику зрительного восприятия детей дошколь­
ного возраста.

4. Назовите процессы, на основе которых происходит формирование
знаний и развитие личности младшего школьника.

5. Охарактеризуйте специфику экскурсионного занятия с младшими
школьниками.

6. Назовите темы экскурсионных занятий с младшими школьниками в
художественном музее.

7. Охарактеризуйте соотношение развивающих и образовательных за­
дач в экскурсионной работе с младшими школьниками.

8. Охарактеризуйте психологические особенности детей подросткового
возраста.

9. Почему в изобразительной деятельности подростков наступает «ес­
тественный кризис»?

10. Какова специфика работы в музее со студенческой аудиторией?



156


1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 334.


Глава 8

ОТ ПРАКТИКИ И АНАЛИЗА —


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: