Муниципальные правовые акты главы местной администрации. 10 страница

2) "Вопрос направить на исполнение", в данном случае назначается исполнитель и указывается контрольный срок исполнения. Если в резолюции указано несколько исполнителей, то ответ готовит исполнитель, стоящий в резолюции первым и являющийся ответственным исполнителем по вопросу обращения гражданина.

Руководитель общественной приемной, как правило, осуществляет следующие функции по организации приема граждан:

а) ведет учет личных обращений граждан и принятых мер по результатам обращений;

б) обобщает обращения граждан с целью своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан;

в) систематически контролирует состояние дел по поступлению повторных заявлений и жалоб, а также снятие с контроля личных обращений граждан;

г) организует работу по приему граждан в местной администрации согласно утвержденному графику;

д) контролирует выполнение поручений, данных руководителями по результатам личных обращений граждан;

е) анализирует и обобщает предложения, заявления, жалобы граждан и содержащиеся в них критические замечания;

ж) изучает конкретные ситуации по обращениям граждан, в том числе проводит экспертизы и выезд на место;

з) проводит проверки в отделах, управлениях, комитетах и департаментах местной администрации по организации и проведению личного приема граждан;

и) изучает общественное мнение по поводу работы приемной местной администрации;

к) доводит с помощью СМИ до сведения жителей муниципального образования информацию о порядке и графике приема граждан руководителями местной администрации;

л) периодически опубликовывает в СМИ аналитические материалы о количестве, характере и результатах рассмотрения обращений граждан;

м) проводит разъяснительную работу среди населения с помощью СМИ по наиболее типичным и повторяющимся обращениям граждан;

н) вносит предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан;

о) представляет аналитическую информацию управляющему делами местной администрации.

Устные обращения граждан, поступившие на "горячий" телефон, регистрируются специалистами общественной приемной, ответственными за прием обращений граждан. "Горячий" телефон работает в общественной приемной ежедневно в установленные часы. В рабочие дни после указанного времени, в выходные и праздничные дни "горячий" телефон работает в режиме автоматического приема обращений граждан.

Обращения граждан, поступившие на "горячий" телефон, регистрируются в специальном журнале. Форма журнала утверждается начальником общественной приемной. Срок хранения журнала - один год.

На устные обращения граждан ответ, как правило, дается в устной форме, в том числе и по телефону. В случае невозможности незамедлительно дать ответ на обращения граждан, обращения оперативно доводятся до сведения соответствующих должностных лиц, руководителей структурных подразделений администрации, начальника общественной приемной и принимается решение о дальнейшей работе с обращениями (например, оценивается необходимость срочного выезда на место специалистов общественной приемной, структурных подразделений администрации или специалистов группы оперативного реагирования).

Организацию и проведение "прямых" линий по актуальным вопросам жизнедеятельности города осуществляют должностные лица местного самоуправления. "Прямые" линии проводятся согласно графику. В графике указывается: 1) наименование структурного подразделения администрации; 2) дата проведения "прямой" линии; 3) тема "прямой" линии; 4) ответственный исполнитель. График проведения "прямых" линий готовится общественной приемной совместно со структурными подразделениями местной администрации и утверждается главой администрации.

Для проведения "прямой" линии специалистами общественной приемной готовится зал общественной приемной. Работу многоканального телефона "прямой" линии обеспечивает департамент связи и информатизации администрации.

Структурное подразделение местной администрации, ответственное за проведение "прямой" линии, за десять дней до ее проведения представляет информацию о теме, участниках, дате и времени проведения "прямой" линии в управление по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-службу и общественную приемную. Пресс-служба, в свою очередь, доводит до сведения жителей муниципального образования информацию о проведении "прямой" линии.

Прием иностранных делегаций организуется в соответствии с общей процедурой приема граждан. Подготовку к приему иностранных делегаций осуществляет не только приемная, но и организационный отдел аппарата местной администрации, который решает следующие вопросы:

а) определяет состав и количество членов иностранной делегации;

б) уточняет цели и задачи приезда иностранной делегации;

в) определяет время приема иностранной делегации главой муниципального образования и другими должностными лицами местного самоуправления;

г) подготавливает и размножает материал по интересующим иностранных гостей вопросам;

д) определяет желательный состав выступающих перед иностранной делегацией;

е) нанимает переводчиков;

ж) бронирует места в гостиницах;

з) организует культурное обслуживание и питание членов иностранной делегации и т.п.

Сведения о результатах личного и выездного приема граждан и иностранных делегаций должностными лицами местной администрации направляются их помощниками или секретарями в отдел организационной работы не позднее 25 числа последнего месяца квартала. Отчет за год сопровождается подробной аналитической запиской, содержащей результаты сравнения с аналогичным периодом прошлого года: отмечаются произошедшие изменения (увеличение либо уменьшение количества обращений), появление новых тем и вопросов и т.п.

Только слаженная, эффективная работа всех структурных подразделений местной администрации позволяет организовать прием граждан и иностранных делегаций органами муниципального управления на должном уровне.

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите формы деятельности представительного органа муниципального образования.

2. Какие виды заседаний представительного органа муниципального образования наиболее часто встречаются на практике?

3. По каким основаниям можно классифицировать служебное совещание?

4. Как повысить эффективность служебного совещания?

5. Какие задачи формулируются на проблемно-оперативном совещании?

6. В чем отличие метода планирования от прогнозирования?

7. Зачем нужны индивидуальные планы в работе руководителей органов муниципального управления?

8. Каковы функции пресс-службы местной администрации?

9. Кто осуществляет прием граждан в органах местного самоуправления?

10. Какие резолюции выносятся по итогам приема граждан?

Глава 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

8.1. Региональное управление и местное самоуправление:

сходство и различие

Термин "управление" предполагает наличие трех элементов: субъект управления, объект управления и возникающие в результате управления отношения между ними. В процессе управления в наличии как управляющая, так и управляемая системы. В отличие от управления самоуправление предполагает систему, в которой субъект и объект сочетаются в одном лице.

Государственное (федеральное, региональное) управление - это целенаправленное, планомерно организованное воздействие на общественную систему в интересах ее упорядочения, оптимального функционирования и развития. Под государственным управлением также понимают специфический вид деятельности, удовлетворяющий объективные потребности общественного производства в определении целей его функционирования и эффективного развития, в разработке необходимых средств и способов его достижения, а также координации усилий всех участников производства для получения результатов, соответствующих целям. Государственное управление, как правило, рассматривают как организационный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни <1>.

--------------------------------

<1> Юридическая энциклопедия. М.: Юринформцентр, 1997. С. 93.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.

Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти через систему гарантий и защиты местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепила участие органов местного самоуправления от имени населения в решении задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать им всестороннюю поддержку, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и развития.

В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования, самоорганизации и регулирования самоуправления.

Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями. Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

а) территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;

б) более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;

в) система принуждения в местном самоуправлении;

г) законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;

д) подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

е) преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 23.

В отличие от региональной власти муниципальная власть как система обеспечения потребностей населения и как одна из основ конституционного строя имеет двойственные оценочные параметры. Данный дуализм выражается в оценке местного самоуправления, с одной стороны, как демократического института, независимого от государственного вмешательства. С другой стороны, местное самоуправление рассматривается как институт, функционирующий в рамках государственной политики.

Из двух основных составляющих местного самоуправления - властной и хозяйственной, в отличие от региональной власти, в муниципальных органах преобладает хозяйственная. Власть (а это в первую очередь возможность принимать общеобязательные решения) нужна муниципальным органам именно для обеспечения функционирования муниципального хозяйства и создания благоприятных условий проживания граждан в конкретном муниципальном образовании.

Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов. Представляется возможным выделить две группы принципов:

1) общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;

2) специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.

В качестве общих принципов выделяют следующие начала:

а) принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);

б) принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);

в) принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);

г) принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.

К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т.п.

Чтобы понять, как региональная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:

1) принцип "подзаконности", т.е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;

2) принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);

3) принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;

4) принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);

5) принцип ресурсной обеспеченности, т.е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;

6) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;

7) принцип государственной поддержки местного самоуправления.

Региональное управление и местное самоуправление тесно взаимосвязаны между собой, обусловливают друг друга и представляют собой два вида властной организации общества. У них имеется ряд общих черт, например:

а) и местная, и региональная власть организованы по территориальному признаку. Правомочия обеих властей распространяются на все субъекты, функционирующие на соответствующей территории;

б) и местная, и региональная власть реализуют свое социальное назначение посредством специальных постоянно действующих органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;

в) органы и местной, и региональной власти способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для всех субъектов;

г) и местная, и региональная власть вправе устанавливать налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым кодексом РФ;

д) органы и местной, и региональной власти наделены правом применять меры принуждения на территории своей юрисдикции.

Таким образом, и местное самоуправление, и региональное управление являются институтами публичной власти, результатом организационного упорядочивания общественных отношений определенными средствами. Вместе с тем следует выделить и отличительные черты государственного управления и местного самоуправления:

1) различное время возникновения общинного самоуправления и государства;

2) местное самоуправление не всегда было свойственно государственному строю;

3) различный характер и объем компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления;

4) органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;

5) органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;

6) органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено "банкротство муниципального образования" (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.

Таким образом, государственное управление и местное самоуправление, являясь по своей сути различными формами власти, обладают рядом схожих признаков. И, несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, проблема их взаимодействия очень актуальна.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции. С другой стороны, в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность будет находиться под контролем государства.

Основным инструментом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Государственная власть, особенно на уровне субъектов РФ, и местное самоуправление находятся не только в условиях взаимодействия, но и в органичном функциональном единстве, т.к. и государственная власть, и местное самоуправление есть не что иное, как различные организационно-правовые формы власти народа. Местное самоуправление является одной из форм реализации прав и свобод человека и гражданина, которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

8.2. Государственная поддержка местного самоуправления

Сотрудничество государственных и муниципальных властей, а особенно действия органов государственной власти в сфере местного самоуправления, должно иметь плановый и прогнозируемый характер. Такая возможность предоставляется действующим федеральным законодательством, разрешающим принимать федеральные и региональные программы развития и поддержки местного самоуправления.

Без постоянной поддержки со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Более того, государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;

в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);

г) оказание методической поддержки;

д) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;

е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);

ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;

з) подготовка кадров муниципальных служащих;

и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;

к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;

л) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.

В целях реализации государственной политики в области местного самоуправления 15 декабря 1999 г. была принята Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Предусмотрено два этапа исполнения Программы государственной поддержки местного самоуправления:

1) 2000 - 2002 гг.: создание базовых условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

2) 2002 - 2014 гг.: выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов и общий социально-экономический подъем муниципальных образований.

Программа государственной поддержки местного самоуправления состоит из следующих разделов:

1) содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения;

2) основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы;

3) мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления;

4) основные направления и механизмы реализации Программы;

5) ресурсное обеспечение Программы;

6) организация исполнения Программы и контроль за ходом ее реализации;

7) оценка эффективности реализации Программы.

В Программе были определены две основные цели:

во-первых, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;

во-вторых, содействие эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления.

Для достижения данных целей сформулированы следующие задачи:

а) совершенствование территориальной и структурной организации местного самоуправления;

б) выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

в) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований (доработка налогового законодательства, совершенствование межбюджетных отношений, решение вопроса о муниципальной собственности на землю, развитие системы подготовки и переподготовки кадров для финансовых органов местного самоуправления);

г) совершенствование нормативно-правовой основы местного самоуправления;

д) выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

В качестве основных исполнителей Программы государственной поддержки местного самоуправления определены министерства, службы, агентства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также ассоциации и союзы муниципальных образований.

Программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает следующие основные направления:

1) совершенствование правовой основы местного самоуправления;

2) обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;

3) создание условий для финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления;

4) создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;

5) завершение создания и обеспечения функционирования системы научно-методической поддержки развития муниципальных образований;

6) завершение создания и обеспечения функционирования системы информационной поддержки развития муниципальных образований;

7) совершенствование и обеспечение функционирования системы подготовки и переподготовки кадров;

8) организационная поддержка муниципальных образований.

Финансирование Программы государственной поддержки местного самоуправления осуществляется из средств федерального бюджета и, по согласованию, из средств бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальных образований.

В целях стимулирования развития местного самоуправления на своей территории субъекты РФ принимают собственные программы государственной поддержки. Например, целями Саратовской областной целевой программы "Развитие местного самоуправления в Саратовской области" является содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, и повышение качества и эффективности административно-управленческих процессов в органах местного самоуправления Саратовской области. Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:

1) содействие в формировании нормативной правовой базы местного самоуправления;

2) содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;

3) государственная поддержка укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;

4) содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;

5) содействие в развитии и совершенствовании муниципальной службы;

6) создание системы информационно-аналитического и методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Важнейшими оценочными показателями реализации программы являются:

а) количество вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований;

б) степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;

в) степень выполнения плана переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления;

г) количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления;

д) оснащенность органов местного самоуправления методическими пособиями;

е) количество муниципальных образований, имеющих установленные в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы и градостроительную документацию.

Таким образом, Программа государственной поддержки местного самоуправления призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, проведению реформ на местном уровне и содействию устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в современных условиях.

В вопросах согласованной разработки планов и программ социально-экономического развития требуется постоянное взаимодействие всех уровней власти. Следовательно, органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления. Это позволило бы максимально концентрировать ресурсы для достижения согласованных целей, а также использовать ресурсы более рационально.

8.3. Наделение органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями

В процессе осуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень субъектов Федерации. Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, совершением нотариальных действий и т.п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов, не говоря уже о федеральных структурах. В принципе существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь - это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь - наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: