Муниципальные правовые акты главы местной администрации. 7 страница

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 36) независимо от способа избрания и от того, какой орган (представительный или исполнительный) он возглавляет, глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (на практике главы муниципальных образований достаточно часто для решения неотложных вопросов используют право созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования).

Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет - представительный или исполнительный. Так, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 31) к полномочиям главы города, который также является председателем городской Думы, в том числе относит решение следующих вопросов:

1) предлагает изменения и дополнения в Устав города;

2) созывает и ведет заседания городской Думы;

3) организует выполнение решений городской Думы в рамках своих полномочий;

4) заключает с главой администрации контракт на основании решения городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности;

5) обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение заседаний городской Думы;

6) координирует деятельность постоянных и иных комиссий, контрольно-счетной палаты, содействует материально-техническому и организационному обеспечению их работы;

7) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции вопросы их работы;

8) заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные действия;

9) организует в городской Думе личный прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

10) осуществляет общее руководство аппаратом городской Думы;

11) подписывает от имени городской Думы исковые заявления, направляемые в суд, а также другие документы, связанные с рассмотрением дел;

12) подписывает финансовые документы, несет ответственность по средствам, расходуемым на содержание и организацию работы городской Думы.

Устав г. Дубны Московской области от 4 октября 2001 г. (ст. 29) полномочия главы города, который не входит в состав Совета, а возглавляет местную администрацию, определяет следующим образом:

1) руководит деятельностью администрации города, утверждает ее структуру и штатное расписание;

2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации города, руководителей органов управления и иных структурных подразделений администрации города, должностных лиц и работников администрации города в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе;

3) созывает первое заседание Совета после его избрания;

4) вносит в Совет проекты городского бюджета и отчеты о его исполнении, проекты программ и планов социально-экономического развития города, проекты нормативных решений Совета;

5) представляет Совету ежегодный отчет о своей деятельности и деятельности администрации города;

6) организует разработку и исполнение городского бюджета, программ и планов социально-экономического развития города;

7) подписывает нормативные решения Совета, осуществляет контроль за их исполнением;

8) координирует меры по охране общественного порядка в городе, осуществляет контроль за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка;

9) осуществляет мероприятия по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций;

10) назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и фондов, осуществляет контроль за их деятельностью;

11) заключает договоры и соглашения с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, а также с физическими лицами;

12) принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками администрации города;

13) является распорядителем кредитов по бюджетным и внебюджетным средствам города, определяет порядок и лиц по распоряжению этими средствами;

14) ведет прием населения, организует рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;

15) осуществляет все полномочия муниципального образования, кроме отнесенных федеральными законами, законами Московской области, настоящим Уставом к компетенции Совета.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 36) приводит норму о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования. Отчетность часто расценивают в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования <1>. Следует отметить, что Закон 2003 г. не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления контроля населением за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (под ред. Ю.А. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

<1> Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Инфра-М-Норма, 1997.

В свою очередь, уставы муниципальных образованиях по-разному определяют порядок отчетности главы муниципального образования, ее виды и сроки. Например, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 30) закрепляет, что глава города в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению города и городской Думе: ежегодно глава города выступает на заседании городской Думы с отчетом об исполнении своих полномочий за предыдущий год. Уставы муниципальных образований Московской области содержат констатацию данной нормы, не устанавливая конкретных видов и сроков отчетности главы муниципального образования перед населением и представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока его полномочий, т.е. со дня избрания нового главы муниципального образования. Вместе с тем возможно прекращение полномочий главы муниципального образования и раньше определенного срока.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 36) устанавливает следующие основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, которые условно можно разделить на два основных вида.

1. Случаи, предусматривающие инициативу самого главы муниципального образования (досрочное прекращение полномочий):

а) смерть (следует отметить, что данное основание в прежнем законодательстве не закреплялось, например в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ст. 36));

б) отставка по собственному желанию (в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ст. 36) выделялась добровольная отставка и отставка по состоянию здоровья, и в том и в другом случае решение Думы принималось простым большинством голосов);

в) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства (в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ст. 36) основанием для прекращения полномочий главы города был уже выезд на ПМЖ за территорию Саратовской области).

2. Случаи, которые возникают помимо воли и желания главы муниципального образования (отрешение от должности):

а) отрешение от должности должностными лицами государственной власти;

б) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным (в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ст. 36) отсутствовала формулировка "ограниченно дееспособным");

в) признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим (в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ст. 36) подобное основание отсутствовало);

г) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Некоторые юристы приводят возражения против прекращения полномочий главы муниципального образования по данному пункту. Во-первых, в соответствии со статьей 402 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. В связи с этим нетрудно представить следующую ситуацию: обвинительный приговор в отношении главы муниципального образования вступил в законную силу, в связи с чем его полномочия были прекращены и был избран новый глава муниципального образования, однако в порядке надзора дело было пересмотрено и бывший глава оправдан. Возникает вопрос: должен ли он занять прежнюю должность? Во-вторых, в приведенном пункте ничего не сказано о тяжести совершенного преступления. Однако преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, сильно различаются по степени общественной опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования <1>;

--------------------------------

<1> Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: Ось-89, 2004. С. 164.

д) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

е) отзыв избирателями;

ж) установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования (в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ст. 36) подобное основание отсутствовало);

з) досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Следует отметить, что в приведенном перечне оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования только три (случай привлечения к ответственности перед государством (п. 3), вступление в отношении главы в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6) и отзыв избирателями (п. 9)) связаны с неправомерными действиями главы <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации - Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

<1> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). М.: Ось-89, 2007.

Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является исчерпывающим и не может быть изменен (дополнен или сокращен) в законах субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении и в уставах муниципальных образований. Новые редакции уставов муниципальных образований, например Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 32), повторяют данные основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 36) устанавливает, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, которое определяется в соответствии с уставом муниципального образования. Например, Устав Балашихинского района Московской области в качестве подобного должностного лица определяет вице-главу. Согласно уставу вице-глава района избирается вместе с главой района и исполняет полномочия главы района в случае его отсутствия, а также досрочного прекращения главой района своих полномочий. Иные полномочия вице-главы района устанавливаются нормативным правовым актом района, принимаемым решением Совета депутатов. Согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 30) в случае отсутствия главы города его полномочия осуществляет заместитель главы города.

Глава муниципального образования занимает особое место в системе органов местного самоуправления, т.к. является высшим должностным лицом местного самоуправления, представляет и защищает интересы жителей муниципального образования.

6.5. Местная администрация как исполнительный орган

местного самоуправления. Глава администрации

как руководитель аппарата: основные функции,

основания для прекращения полномочий

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы:

а) непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

б) издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

в) определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;

г) определяет штаты и численность местной администрации;

д) несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

Согласно уставам муниципальных образований органы управления и иные структурные подразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации:

1) глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или

2) лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса (порядок проведения такого конкурса определен частью 5 ст. 37) на срок, установленный уставом муниципального образования (в том случае, когда глава муниципального образования возглавляет представительный орган). Например, согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 35) глава администрации города назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.

Закон 2003 г. закрепляет, что законами субъектов Российской Федерации определяются обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Например, в Саратовской области порядок передачи отдельных государственных полномочий главе местной администрации устанавливается Законом Саратовской области "Об условиях контракта для главы администрации муниципального района (городского округа) Саратовской области в части осуществления отдельных государственных полномочий".

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) в уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в том случае, если он был назначен по контракту. В отношении глав муниципальных районов и городских округов дополнительные требования должны также устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. В качестве дополнительных требований могут быть ограничения по возрасту (например, до 65 лет), наличие образования по специальности "Государственное и муниципальное управление", соответствующий опыт работы и т.п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) устанавливает общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Так, при проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы:

1) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации);

2) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии);

3) назначает членов конкурсной комиссии (в муниципальных районах и городских округах назначает только 2/3, а 1/3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации);

4) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

5) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации);

6) утверждает структуру местной администрации по представлению главы местной администрации;

7) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Соответственно, в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

Кроме того, в муниципальном районе и городском округе при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации достаточно сильно будет влияние органов государственной власти субъекта Российской Федерации, т.к. в формировании конкурсной комиссии обязательно предусматривается наличие представителей законодательного органа субъекта Российской Федерации. С одной стороны, такое участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в осуществлении местного самоуправления обусловлено тем, что глава администрации муниципального района или городского округа должен будет отвечать и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. С другой стороны, учитывая часто возникающие трения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, последние могут при проведении конкурса на должность главы местной администрации оказывать давление на представительный орган муниципального образования <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации - Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

<1> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). М.: Ось-89, 2007.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, т.е. выбирает лучшую кандидатуру. Глава муниципального образования заключает контракт с главой местной администрации, т.е. подписывает контракт с лицом, утвержденным представительным органом муниципального образования.

В контракте определены основные полномочия, права, обязанности, гарантии главы местной администрации. Например, согласно контракту (трудовому договору), заключаемому с главой администрации города Саратова (ст. 3), и Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 36) глава администрации города, назначенный по контракту, обладает следующими полномочиями:

1) от имени города и администрации города приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности;

2) принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

3) организует выполнение правовых актов городской Думы в рамках своих полномочий;

4) обладает правом внесения в городскую Думу проектов решений городской Думы;

5) вносит на утверждение городской Думы проект бюджета города, изменения и дополнения в него и отчет об исполнении бюджета города;

6) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы за счет бюджета города;

7) формирует администрацию города и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом;

8) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

9) рассматривает отчеты и доклады руководителей структурных подразделений администрации города;

10) организует проверку деятельности структурных подразделений администрации города в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области и настоящим Уставом;

11) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;

12) организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации города по решению вопросов местного значения;

13) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления города федеральными законами, законами Саратовской области;

14) организует исполнение бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Саратовской области и правовыми актами органов местного самоуправления города, осуществляет контроль за исполнением бюджета города;

15) принимает меры по обеспечению и защите интересов города, городского хозяйства в суде, арбитражном суде, а также соответствующих органах государственной власти и управления;

16) подписывает от имени администрации города исковые заявления в суды;

17) осуществляет от имени города в порядке, установленном городской Думой, муниципальные внутренние заимствования, подписывает договоры, соглашения и муниципальные гарантии;

18) получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города;

19) осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

20) выдает доверенности должностным лицам и муниципальным служащим на представление интересов города и администрации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, организациями и гражданами;

21) организует исполнение полномочий администрации города по решению вопросов местного значения города в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, решениями городской Думы;

22) организует исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области;

23) организует разработку и реализацию концепций, планов и программ развития города, утвержденных городской Думой;

24) организует составление проекта бюджета города;

25) организует контроль за использованием территорий и инфраструктуры города;

26) организует управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава администрации города также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области, муниципальными правовыми актами и контрактом.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) местная администрация обладает правами юридического лица.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 37) также определяет структуру местной администрации, которая утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Под структурой местной администрации в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенное на отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения.

Устав муниципального образования определяет структуру администрации города не только как перечень структурных подразделений, но и как схему подчиненности, т.е. распределения полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города.

Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:

1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);

2) аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;

3) функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);

4) территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации) <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 40.

Аппарат администрации - элемент структуры местной администрации, состоящий из структурных подразделений и должностных лиц, обеспечивающих работу руководителей администрации. Как правило, в аппарат местной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитический отдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, технический отдел и т.п.

Управления местной администрации - это относительно самостоятельные исполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления деятельности местной администрации в муниципальном образовании. Управления, как правило, являются юридическими лицами и имеют свою компетенцию, вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации, как правило, функционируют следующие управления: управление организационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управление культуры, управление образования, управление по делам физической культуры и спорта, управление архитектуры и градостроительства и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: