Особенности психического развития ребёнка преддошкольного возрата

В отечественной психологии, чаще всего, период новорождённости объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, уитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.

Новорожденность - единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Центральным новообразованием этого этапа является формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.

Новорождённый ребёнок беспомощен, полность зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуаации развития младенца. На данном этапе ребёнок обладает сравнительно ораниченным фондом безусловно – рефлекторныхформ поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный и др. рефлексы). Органы чуст достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет ещё согласованности в движении глаз. Кора больших полушарий ещё не сформирована. Ощущения не дифференцированы и слиты с эмоциями.

У новорождённого малое число врождённых форм поведения. эТо не слабость, а сила ребёнка, безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов.

Новорождённость начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:

1. При переходе к самостоятельному кормлению(сосанию) происходит физиологическая потеря веса(от 6%), которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребёнок не научится полноченно питаться.

2. Физиологический катар кожи – кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок.

3. Физиологическая желтуха – является результатом приспособления печёнки к самостоятельному функционированию.

4. Половые кризы – увеличение молочных желёз. Припухлость половых органов и др.

5. Физиологическая гипертония мышц – напряжение и стремление новорождённого сохранять внутриутробное положение.

6. Физиологический сон – для несозревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон сохраняет, защищает, помогает накапливать энергию.

Рождается ребёнок с объёмом голвы – 32-34 см, весом мозга – 360 -400 гр, что составляет 1/8 веса его тела. В течение периода новорождённости вес мозга прибавляет по одному грамму каждый день, достигая к концу периода 420-460 граммов.

В качестве границы перехода на следующий возрастной этап Выготский называет первую сознательную улыбку ребёнка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовльствия малыша от общения с другим человеком. Улыбка представляет собою так называемый «Комплекс оживления», состоящий из четырех компонентов в 1-2 месяца:

1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.

2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.

3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).

4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.

Период младенчества(от 1-2 до 12-14 месяцев).

За этот период вес мозга, по сравнению с новорождённостью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к поялвению динамических стереотипов: в 2 месяца ребёнок пытается, а в 3 уже удерживает голову и поворачивает её к источнику воздействия, в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит, в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов, в 11-12 месяцев овладевает ходьбой. Формируется связь коры с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом неможет не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.

Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью, но ребёнку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействи(«мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылкик игре: в 3 месяца внимание к игрушкам, в 4 -4,5 месяца хватательные движения руки, в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев – начало действий поподражанию.

Центральным ведущим новообразованием психики является потребность ребёнка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главным фактором возрастного развития младенца.

Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока ребёнок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий. Потому он всё ещё нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребёнок резко протестует, прояляет неготивизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.

В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувтсвительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости,желание привлечь близких к своим потребностям и интересам. Отрицательные: обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б.Эльконину – кризис связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный момент в развитии, отделяющий период младенчества от последующего – преддошкольного(раннего детства) возраста.

Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)

Раннее детство в жизни ребёнка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте снижаются темпы увеличения роста и веса, но при этом знаительно совершенствуется множество умений и навыков. Это уверенная ходьба, развёрнутая предметная д-ть, достаточно развитая речь, предметное мышление, это первое рождение личности ребёнка, становление его «я».

Вес мозга, по сравнению с новорожденность, утраивается – 1050 -1100грамм. Происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.

Ведущая деятельность - Предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность.

Факторы предметно-манипулятивной д-ти:

 Освоение ходьбы – расширяет возможности ребёнка в активном взаимодействии с предметами. Ребёнок постоянно находится в движении. Активность ребёнка – это мощнейший инструмент совершенствования всех видов д-ти ребёнка. Благодаря развитым двигательным навыкам ребёнок значительно быстрее осваивает пространство, в частности, более точно оценивает местоположение предметов, как по отношению к себе, так и между ними. Развитие ходьбы стимулирует развитие самосознания.

 Освоение предметных действий – развитие предметных действий идёт от свободного манипулирования(1год 1 месяц), через предметные действия(выяснение значения предметов) к предметной д-ти(2года) – использование предметов по назначению.

Овладение речью – на основе накопленных впечатлений, полученных в предметной д-ти, у ребёнка происходит развитие речи. Процесс становление речи ребёнка раннего детства по-своему разнообразен. Источником развития речи являются, с одной стороны, биологические детрминанты, с другой – потребность в общении, с третьей – д-ть взрослого, вынуждающая ребёнка называть свои желания, ясно оформляя мысли словами. Речь в раннем детстве является ведущим новообразованием. Раннее детство – сензитивный период для развития речи.

(Новообразование)Речь. Три этапа:

1. Накопление словарного запаса (активного и пассивного словаря). 10-20сл в 1 год, 300-400 в 2года.

2. овладения фонетической речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи 3г.

3. Первоначальное развитие связной речи. 1,5-2 первая фраза (2-3 слова), к 3г развернутая фраза, с дополнениями, определениями и др. членами предложения.

Социальной ситуацией развития раннего возраста является ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначение и свойство предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним.

Помимо речи в раннем возрасте развиваются др. писхические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди перечисленных взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – это аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.

В это период в процессе активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребёнок может и непроизвольно воспроизводить услышанное и увиденное раньше – ему что-то вспоминается. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

Мышление в этом возрастном периоде принято называть наглядно – действенным. Как видно из названия, оно основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребёноком.

В это время в совместной д-ти взрослого и ребёнка усваивается сопособы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит ребёнка тому, как деражть ложку, карандаш, что нужно делать с игрушками – возить машинку, копать лопаткой, укачивать куклу.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической д-ти. Особенно это хорошо видно, когда ребёнок сталкивается с задачей, способам решения которой его взрослые не обучали. Мышление развивается в процессе практической д-ти и из практической д-ти.

Кризис 3 лет.

Л.С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. (Причем негативизм избирательный). Главный мотив действия – сделать наоборот.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Строптивость часто ведет к конфликту.

В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм, тогда как в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность.

Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание (может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя)

Преддошкольное детство включает в себя множество сенситивных периодов, освоение предметных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: