Понятие и структура законодательства

Прежде всего, требует уточнения определение самого понятия " законодательство" как базовой категории, определяющей критерии правотворческой и правоприменительной деятельности Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, т.е. имеющей как теоретическую, так и практическую значимость.

В настоящее время легальное определение термина «законодательство» отсутствует. В теории права также нет однозначно закрепленного и общепринятого определения данного понятия.

Анализ литературы позволяет выделить два основных подхода к пониманию законодательства: в узком и широком смыслах.

Под законодательством в широком смысле понимают систему не только законов, но и подзаконных нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства России, других органов власти и управления.

"Законодательство есть система издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права111. Эта трактовка имеет широкий смысл, обозначая совокупность всех нормативных правовых актов.

Говоря об этом, С.С.Алексеев определяет законодательство как «всю совокупность нормативных юридических актов, действующих в данной стране, образующих единую цельную систему, которая обычно именуется системой законодательства»6.

По мнению Д.А. Керимова «законодательство юридически - это совокупность только законодательных актов, но в практическом обыкновении законодательство понимают более широко: законодательство включает в себя не только законы, но и подзаконные акты, образуя с ними единую законодательную систему»7. Подобной позиции придерживаются С.Л. Зивс8, О.А. Красавчиков9, С.В. Поленина10 и др.

Вместе с тем, некоторые авторы считают, что в целях обеспечения верховенства закона было бы уместнее придерживаться интерпретации законода-

Именно понимание законодательства в широком смысле позволит, по нашему мнению, обеспечить единство и непротиворичивость всех уровней системы законодательства.

Кроме того, в отсутствие закреплённых легально терминов встаёт вопрос: как называть весь нормативно-правовой массив, который принимается органами власти и управления, включая органы местной) самоуправления?

Применение только узкой трактовки законодательства, по мнению автора, на настоящий момент способно поставить больше проблем, чем решить.

В юридической литературе выделяются следующие структуры системы законодательства: горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую) и федеративную'.

Горизонтальная структура системы законодательства выделяется в зависимости от предмет и метода правового регулирования. По данному основанию вычленяются отрасли законодательства, совпадающие с одноименными отраслями права. Так, нормы конституционного права находят свое выражение в конституционном законодательстве, уголовного права - в уголовном законодательстве и т.д.

В рамках отраслевой системы законодательства выделяются комплексные отрасли по двум основаниям: •

по предмету правового регулирования; •

по заимствованию норм и институтов в различных отраслях права.

В связи с этим выделяют транспортное законодательство, законодательство об обороне, экологическое законодательство. В основном именно отраслевая структура законодательства положена в основу классификатора правовых актов, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 года №511\

С.В. Полснина, характеризуя систему законодательства как совокупность связанных иерархией и сопряженностью общегосударственных и республиканских законов и иных нормативных правовых актов, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления, выделяет вертикальную (иерархическую) структуру системы законодательства11. Основным критерием выделения этой структуры является юридическая сила нормативных актов и иерархия органов, их принявших.

В настоящее время первостепенное значение приобретает именно вертикальное построение системы законодательства в связи с федеративным устрой- ством России и наличия местного самоуправления.

Федеративная структура законодательства выделяется на основе федеративного устройства государства и распределения правотворческих полномочий между федеральными органами, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с данными критериями законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1. федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства, акты органов государственной власти); 2.

законодательство субъектов Российской Федерации (конституции республик, уставы краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, законы, указы президентов республик и постановления губернаторов и т.д.); 3.

систему нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (уставы, постановления, распоряжения и т.д.).

В последние десятилетия практически впервые в отечественной истории регионы получили возможность формировать собственные системы законодательства.

В исследованиях, посвященных законодательству субъектов России авторы, ссылаясь на большое количество региональных нормативных актов; разнообразие их видов, приходят к выводу о наличии системного признака.у этого правового явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: