Пояснения к основным делам и событиям программы

Ввод в тематику смены ( третий день смены).

День начинается с раннего подъема, весь отряд встречает рассвет. Вожатые дарят ребятам «Легенду о забытом Солнце» (см. далее).

После встречи солнца вожатые предлагают ребятам походить по пляжу и найти свой камень. Его нужно согреть теплом своих ладоней, а на теплом камешке можно написать или нарисовать самые главные ценности своей жизни. Этот камень становится талисманом на сегодняшний день. Читать вслух и показывать то, что ребята написали или нарисовали, не нужно сразу же. Лучше это сделать на вечернем анализе дня.

Вечером проводится отрядное дело «Социальная реклама жизненных ценностей». «Как часто мы с вами, так же как и люди из легенды, забываем о самом главном в жизни? О родителях, друзьях, домашних растениях? Давайте попробуем придумать рекламу того, что для нас является очень ценным и о чем мы подчас забываем». Реклам демонстрируется в виде «роликов», плакатов и т.п. Затем с ребятами обсуждается вопрос: что вы возьмете с собой из сегодняшнего дня – какие ценности, какие правила?

Мастерская «Путь к успеху» (на основе работы Н.В. Булдаковой)

Многие из нас ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет! Мы ждем, что пролетит Синяя птица, одарит своим пером – и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности...

Данная мастерская призвана сформировать понимание того, что жизненный успех – не отдаленная, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни, ежедневного, кропотливого труда, умения использовать свой творческий потенциал.

1. Нарисуйте «успех».

Каким вы его себе представляете? Напишите под рисунком слово, которое ассоциируется у вас с понятием «успех». Покажите свои рисунки друг другу. Сделайте общий групповой рисунок. После этого рисунки представляются в группах.

2. Вспомните самый удачный, самый счастливый день в своей жизни. День, когда вам здорово везло, когда состоялось событие, которого вы долго ждали. Разделите выданные вам листочки на две половинки. В левой части напишите:

– какие чувства вы испытывали в тот день;

– как относились к себе, к людям, к миру;

– на что были готовы в тот день;

– каким одним словом вы назвали бы себя тогда.

3. К сожалению, в жизни бывают и другие дни, дни горьких поражений, разочарований, обид, когда рушатся планы, когда появляются, казалось бы, неразрешимые проблемы. В правой части листка напишите:

– ваши мысли и чувства того дня;

– кого вы обвиняли в своих обидах;

– от чего или кого остался на душе горький осадок.

Поделитесь своими размышлениями с ребятами в группе.

Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает нам быть счастливыми «здесь и сейчас», что на пути к нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятствия, что путь к успеху труден и тернист.

4. Нарисуйте «полосу препятствий».

Что возникает у человека на пути к успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь?

На доске появляются листы участников мастерской, изображающие «успех» и «полосы препятствий».

Нас всегда бросает из крайности в крайность. То нам везет, то не везет. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что лучше бы вообще не родиться. То белая полоса в жизни, то черная. А можно ли сделать так, чтобы была только белая полоса, чтобы пролился какой-нибудь дождь небесной благодати и сделал тебя счастливым, перерожденным, чтобы волшебный дождь пролился и на окружающих людей – и стали бы они удачливыми и счастливыми?

5. Как вы думаете, можно ли научить человека быть счастливым? Если бы открылась «Школа жизненного успеха», то:

– какие предметы были бы в расписании (чему учили бы?);

– какие учителя работали бы в этой школе (кто учил бы?);

– какие у них были бы имена, фамилии;

– какие в ней были бы кабинеты;

– в какой цвет были бы окрашены стены, потолки, парты;

– каким был бы выпускник этой школы?

6. Создайте образ выпускника «Школы жизненного успеха».

Покажите жест, взгляд и позу успеха. Как вы думаете, каким должно быть выражение лица выпускника этой школы, какому жизненному девизу он следовал?

7. У каждого человека должны быть крылья успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия.

Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья? Из каких качеств характера, душевных свойств человека, характеристик его внутреннего мира?

Заполните конспект, написав на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться успеха.

Оптимизм, трудолюбие, терпение, вера в свои силы...

8. Прочитайте высказывания (заранее подготовленные ведущим) различных людей о счастье, удаче, успехе. Выберите два-три, которые, как вам кажется, являются наиболее точными в определении этих понятий. Возьмите их себе на память.

– Врачи утверждают, что все мы, живущие в XXI веке, чуть-чуть больны: дают себя знать стрессы, перегрузки… К сожалению, не придумано еще чудодейственное средство, которое мгновенно бы излечивало душу, вмиг делало бы человека счастливым.

Звучит стихотворение Э. Асадова «Аптека счастья».

– Давайте напишем друг другу добрые пожелания-лекарства. Пусть в трудную минуту они помогут нам, вновь вернут веру, надежду, любовь.

В завершение все участники читают написанные советы, дарят их друг другу.

9. Рефлексия. Что оказалось в сегодняшнем занятии для вас самым ценным?

Сбор планирования

Цель: структурное оформление отряда, совместное планирование жизнедеятельности на смену.

Особенности: проводится через небольшой промежуток времени после мастерской «Путь к успеху».

Ход сбора:

1. Коллективное определение тех необходимых жизненных норм и ценностей, которые помогают человеку достичь успеха (например, общение, время, здоровье, определенные умения и навыки, доверие, любовь, чувство собственного достоинства, неординарность и творчество, знание прав и обязанностей, позитивное отношение к жизни, хорошее настроение).

2. Каждый ребенок получает лист бумаги. В правом верхнем углу необходимо нарисовать свой символ успеха: «То, чего я хочу добиться за смену». В левом нижнем углу – символ, мешающий достижению успеха: «То, чего я боюсь, то, что может помешать мне в достижении успеха». Для того чтобы рисунки детей можно было объединить, в центре необходимо написать качества и умения, которые «Могут помочь мне в достижении успеха». (Особенность данной формы в том, что ребенок не только определяет для себя цели и ценности, но и, прожив по ним смену, может их прочувствовать.)

3. Постановка цели на смену. Обсуждение рисунков (по желанию самих участников).

4. Формирование творческих групп.

Детям предлагается найти людей с похожими интересами и объединиться, чтобы затем предложить варианты реализации собственных целей в отряде, лагере, Центре.

Первыйтематический день «Общение» (Желтый цвет)

Задание дня: Постарайся как можно реже говорить «НЕТ» и «НЕ», а также резкие и грубые слова.

Правило: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...»

Задача: Научить подростков навыкам конструктивного общения, ознакомить с основными приемами эффективного взаимодействия.

Особенности: Помимо обучения всем приемам и методикам речевого общения, объясняется их необходимость и практическая значимость. В течение всего дня выполняется одно фоновое упражнение и несколько промежуточных: аналитических, обучающих.

Упражнение 1. «Тотальное «ДА». Утром дети получают задание: в течение всего дня следить за своей речью, постараться исключить из речи «конфликтные», грубые слова, слова с приставкой и частицей НЕ, слово «НЕТ».

Упражнение 2. «Комплименты». Участники сидят в кругу, каждый говорит комплимент соседу справа, причем комплимент должен начинаться на первую букву его имени.

Упражнение 3. «Я»-высказывание». Работа ведется по микрогруппам. «Я»-высказывание – один из эффективных способов выражения собственных мыслей. Высказываться можно по темам: факты («Что случилось, что произошло?»), чувства («Что я чувствую в связи с этим?»), мысли («Что я думаю по этому поводу?»), желания («Что я хочу?»), действия («Что я собираюсь с этим делать?»).

Упражнение 4. «Слушать и слышать». Работа в микрогруппах (микрогруппа – пять человек). Распределение ролей: «говорящий» (рассказывает о том, что в течение дня его беспокоило), «слушающий и говорящий» (старается выслушать в соответствии с правилами активного слушания, направляя и помогая разрешить проблему), «смотрящий» (следит за мимикой и жестами говорящего, слушающих), «только слушающий» (всё слушает с закрытыми глазами, отмечает для себя интонацию обоих), «супервизор» (внимательно следит за всем, что происходит, отмечает наиболее яркие моменты).

Упражнение 5. «Лицом к лицу». Все ребята встают в двойной круг, внутренний – спиной друг к другу, и внешний – лицом к внутреннему, образуя, таким образом, пары. «Работать» начинает внешний круг. Необходимо, глядя в глаза друг другу, продолжить предложения: «Когда я смотрю на тебя, я вижу...», «Мне кажется, в тебе есть...», «Мне кажется, в тебе не хватает...»

Помимо приведенных выше упражнений, в течение дня ребята пишут объявления о поиске друга с указанием тех качеств и ценностей, которые, на их взгляд, необходимы настоящему другу. Объявления собирает творческая группа, которая внимательно просматривает их и помогает назначить потенциальным друзьям встречу, т.о., весь отряд собирается вечером на «огоньке».

Вечерний «огонек» «Свеча согласия». Вечер начинается «Сказкой о речке Речь» (см. далее). На обсуждение предлагаются вопросы: Для чего человеку необходимо следить за своей речью? О чем эта сказка? Увидел ли я в ней себя? Какова моя речь сейчас?

Зажигается свечка желтого цвета – символ данного дня. Держа в руках свечу и помня о правиле «Тотального «ДА», ребенок отвечает на вопрос: «Почему сегодняшний день – лучший для меня?»

– Свеча – символ дружбы, общения, компромисса... Заканчивается вечер тем, с чего и начинался, – комплиментом.

Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».

Рефлексия: заполнение анкеты в форме незаконченного предложения.

Второйтематический день «Время – гений» (Фиолетовый цвет)

Задание дня: Задумываешься ли ты, как быстро бежит время, проходит ли оно с пользой для тебя и других?.. Попробуй контролировать свое время так, чтобы ни одна минута не прошла даром.

Правило: Мы знаем – время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Задача: Научить детей ценить и контролировать свое время, тратить его с пользой. Основное упражнение «Учет времени». В течение всего дня отслеживать то, как и на что время тратится, стараться найти полезное применение каждой минуте.

Особенности: Жизнь отряда идет по планам лагеря и Центра, но свою занятость в «свободное» время планируют дети, исходя из полезности и ценности проводимых дел.

Вечерний «огонек» «Нить времени». Звучит «Легенда о времени» (см. далее). Ребятам предлагается обсудить вопросы: «Изменилось ли в «Орленке» мое отношение ко времени?», «Можно ли тратить время на отдых и при этом успевать делать что-то полезное?»

У нас с вами общее время – всего несколько дней до конца смены, поэтому очень важно использовать его как можно эффективнее, интереснее и полезнее для всех нас. Протягивается атласная ленточка фиолетового цвета, которая разрезается и дарится каждому ребенку.

Рефлексия: заполнение таблицы «Мое время».

Третийтематический день «Здоровье» (Зеленый цвет)

Задание дня: Как часто мы забываем о главной ценности – здоровье. Вспомнить о нем тебе помогут сложности туристической тропы и спортивные игры, которые ты придумаешь вместе с друзьями.

Правило: «Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к своему телу». (П.С. Брэгг)

Задача: Научить детей ценить свое собственное здоровье и здоровье как широкое понятие. Основное упражнение «Царственная осанка – сиятельная улыбка»: ходить не сутулясь, ровно держать спину, гордо поднять голову и иметь хорошее настроение.

Основным делом этого дня является туристическая тропа, которую разрабатывают сами ребята. Станции, через которые нужно будет пройти, и испытания, которые следует преодолеть, готовит детская творческая группа (здесь есть как стандартные – «паутина», «палатка», ориентирование по компасу, так и испытания на взаимодействие и сплоченность, придуманные самими ребятами).

Дело творческой группы «Мой выбор». Форма – ролевая игра (суд над вредными привычками). Роли распределяются между детьми в самом начале дела с помощью жетонов («Вредные привычки» – 2 чел., «Пострадавший», «Судья», «Присяжные заседатели», «Прокурор», «Адвокат», «Свидетели»). Таким образом, каждый ребенок оказывается в активной позиции. Творческая группа следит за ходом дела, корректирует его, но в основе дела – импровизация.

Рефлексия: заполнение «листка здоровья».

Четвертыйтематический день «Хорошее настроение» (Оранжевый цвет)

Задание: Внимательно прислушайся к себе и найти ответы на вопросы: «От чего зависит твое настроение? От погоды? От поступков друзей? Успехов в каких-либо делах? А может быть, это что-то очень личное, известное только тебе?..»

Правило: «Счастье – это внутреннее СОЛНЫШКО!»

Задача: Поддержание положительного эмоционального настроя в течение всего дня.

Основное упражнение – «Внутреннее солнышко»: как бы ни было грустно, всегда сохранять в душе ощущение света и тепла, стараясь дарить другу улыбку и приятные слова. Творческая группа проводит разные игры, делает сюрпризы и подарки, стараясь, чтобы всем было весело.

Рефлексия: «Мой портрет в лучах солнца». Детям предлагается ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» с помощью рисунка: на листе – солнце, в центре солнечного круга ребенком пишется имя или рисуется портрет. Затем вдоль лучей записываются все достоинства, которыми, на его взгляд, он обладает. Вожатым высказывается пожелание, чтобы лучей было как можно больше.

Пятыйтематический день – «Доверие» (Синий цвет)

Задание: Много ли среди твоих знакомых людей, которым ты можешь доверять? А ведь доверять можно даже незнакомым людям, только осторожно, чтобы сохранить внутреннюю гармонию. Рядом с тобой много надежных верных людей. В течение дня обрати внимание на степень своего доверия к определенным людям и к себе самому.

Правило: Давай с тобой поговорим,

Прости, не знаю, как зовут,

Но открывается другим

Все то, что близким берегут.

(О. Митяев)

Задача: Поддержание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в отряде, осознание ценности доверия.

Упражнение 1. Рассказывается «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. далее). Детям дается задание нарисовать свое собственное дерево. Обсуждение человеческих качеств, черт характера.

Упражнение 2. «Дублирование». Участникам предлагается разбиться на пары по принципу «Кого меньше знаю». Определение ролей («протогонист» и «дубль»). «Протогонист» рассказывает о своих чувствах и переживаниях на данный момент, «дубль» в наиболее ярких моментах речи останавливает его и пытается угадать чувства «п.» (эмпатическая догадка). Затем роли меняются, участники получают обратную связь.

Упражнение 3. «Проблемный круг». Необходимо написать на листе бумаги тридцать различных желаний, даже несбыточных. Желания разбиваются по темам: комфорт, престиж, взаимоотношения. Определяются субличности, выбирается проблема, распределяются роли. Автор, сформулировавший проблему, становится режиссером, остальные участники играют заданные им роли, все вместе пытаются найти способ разрешения проблемы.

Упражнение 4. «Слепой и поводырь». Группа делится на «слепых» и «зрячих». «Слепые» выбирают себе «поводырей», которые на какое-то время несут ответственность за «слепых». «Поводыри» ведут «слепых» в определенном направлении. Задача «слепых» – максимально довериться «поводырям», задача «зрячих» – нести полную ответственность за «слепых». Обязательное условие: безопасная территория для передвижения. Затем происходит смена ролей, обсуждение.

Упражнение 5. «Эмпатическая подстройка». Работа ведется в парах. Участники садятся спиной друг к другу, один «протогонист», другой «дубль». Задача первого – произносить цифры с определенной интонацией, задача второго – повторить их с той же интонацией. Главное – попытаться прожить и прочувствовать так, как другой человек.

Упражнение 6. «Качели». Участники становятся в два круга, внешний и внутренний, образуют пары. Ребята внутреннего круга закрывают глаза, затем падают на руки стоящим во внешнем круге.

Дело детской творческой группы «Мастерская Доверие». Основная идея (метафора) – вигвам индейцев. Каждый ребенок придумывает себе псевдоним в соответствии с чертами характера, делает по своему желанию «боевую» раскраску. Затем проводится «Конверт откровений», в котором каждый участник старается ответить на предлагаемый вопрос с максимальной искренностью. После этого возможен переход к беседе о ценности человеческих отношений и доверия. Творческая группа дарит участникам подарки – амулеты искренности.

Рефлексия: Составление анаграммы из слова «Доверие».

Шестойтематический день «Любовь» (Красный цвет)

Задание: Как часто в суете дел и забот мы забываем говорить друг другу «Здравствуй», «Добрый день», даже про знакомых и близких иногда забываем... Посмотри вокруг: сколько рядом с тобой интересных и симпатичных людей! А если попробовать относиться к ним с любовью…

Правило: Все начинается с любви...

Твердят: «В начале было слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

(Р. Рождественский)

Задача: Помочь ребенку осознать важность теплоты человеческих отношений.

Основное упражнение – «Если бы я тебя любил...» Стараться относиться к другим людям, даже к незнакомым, так, как если бы это были родные и близкие, давно любимые люди.

Необычная лекция о любви (см. далее).

Рефлексия: на «сердечке» написать свою формулу любви.

Седьмойтематический день «Творчество» (Голубой цвет)

Задание: В жизни мы часто поступаем не в соответствии с собственным мнением, а в зависимости от привычек, стереотипов, поведения других, и очень важно не потерять себя в этой суете. Творите и не бойтесь быть не такими, как все. Попробуй прожить день творчески, нестандартно, «по-своему».

Правило: Я из всех исключение правил,

Мне в удачный экспромт не сложиться.

Мы такие все разные с вами:

Это главное правило жизни.

Это главная в обществе мера –

Я совсем не похож на другого.

Человек бесподобен, и верно,

Что не будет второго такого.

(Рая Я., 8-й класс).

Задача: Помочь ребенку осознать свою неповторимость и непохожесть на других.

Упражнение 1. «Необычное приветствие». Нужно необычно, ярко и весело (мимикой, жестами, словами) поприветствовать окружающих. Обсуждение «Сказки об имени» (см. далее).

Упражнение 2. «Настроение». Детям выдаются бланки с разными фигурами: наклонная линия, угол, полукруг, точка. Необходимо дорисовать каждый рисунок в соответствии с сегодняшним настроением. Затем следуют расшифровка теста, обсуждение.

Упражнение 3. «Нестандартное мышление». По кругу передается обыкновенная шариковая ручка, но в руках каждого участника она должна стать каким-либо необычным предметом. С каждым кругом темп упражнения ускоряется.

Обсуждение «Сказки о Коряге» (см. далее).

В течение дня дети стараются делать какие-то необычные подарки окружающим.

Рефлексия: «Творческий отчет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: