Этот вариант отличается от первого по одному принципиальному моменту: когда набирается экипаж, больше внимания уделяется личностным, человеческим качествам, а во втором варианте на первое место выступают умения и навыки ребят.
5–6 директоров киностудий для съемок новых фильмов (можно указать названия и жанры) приглашают в съемочную группу режиссера, помощника режиссера, оператора, монтажера, художника, звукорежиссера и т.д.
Если в ходе игры остаются невыбранные ребята, то предложите им самим выбрать себе «корабль» или «киностудию» (у них уже могут быть названия).
Вопрос девятый: Один из способов работы микрогрупп в отряде – ЧТП. Что это такое?
ЧТП, или чередование традиционных поручений, удобно в работе с ребятами младшего и среднего школьного возраста. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределить между микрогруппами, но выполнять одно и то же поручение ребятам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным.
Для наглядности и четкости при смене поручений между микрогруппами в отрядный уголок можно поместить специальную рубрику или крутящуюся стрелку, указывающую очередное поручение микрогруппы.
Группы меняются поручениями через 4–5 дней. Почему именно через 4–5 дней? Рассмотрим смену в 30 дней, из которых 4 дня – организационный период (знакомства, выявление лидеров, оформление микрогрупп) и 4 дня – итоговый период (итоговые дела, подготовка к отъезду домой). На работу малых групп остается около 22 дней. Если в отряде 5 групп, то именно 4–5 дней каждая группа может исполнять одно из 5 поручений.
Эти подсчеты приблизительны. При планировании смены вожатый планирует и записывает в план-сетку работу микрогрупп по ЧТП.
Какие могут быть поручения, соответственно группы?
Информационная группа: информационные КТД; стенгазеты, листовки, радиопередачи, информация о событиях в мире на утренних информационных сборах, информационные часы, реклама дел, событий и т.д.; организация и проведение конкурса стенгазет и радиопередач между микрогруппами.
Досуговая группа. Подготовка и проведение дел в отряде, заполнение музыкальных, игровых пауз, проведение игр в отряде, выход в другие отряды и проведение дел, творческое дежурство по столовой, экскурсия по лагерю, досуговая часть в организации поездки.
Оформительская группа. Оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел. Выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят в отряде оформительским умениям, конкурс на лучшее оформление комнат, изготовление оформления к дежурству по столовой, инициатива конкурса газет (оформление), оформление отрядного места.
Сюрпризная группа. Сюрпризы-награды к КТД, делам в отряде, сюрпризы именинникам, концерт-сюрприз соседним отрядам, сюрпризы дежурным по столовой, дело-сюрприз для всего отряда (КТД, игра, экскурсия, вечер легенд и т.д.), сюрприз вожатым, сюрприз сотрудникам лагеря.
Дежурная группа. Подготовка отрядного места к сбору отряда. Отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте, за выполнение режима дня, поддержание в порядке отрядного места и территории, дежурство по территории и организация дежурства в столовой.
Спортивная группа. Организация и проведение зарядки, помощь физрукам в проведении спартакиады, подвижные игры, «веселые старты», организация участия отряда в туристической тропе, инициатива в проведении конкурса зарядки в отряде, между отрядами, помощь в организации похода, проведение спортивных часов в отряде, хранение и содержание в порядке спортинвентаря, организация и проведение познавательных дел на тему «Здоровый образ жизни».
Чередуя поручения, ребята каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной жизни.
Данный способ организации жизни в отряде в настоящее время используется редко и только на начальном этапе смены, чтобы дети приобрели навыки самоорганизации и самостоятельности. Но варианты многих структур детского самоуправления основаны именно на этом подходе, поэтому считаем, что знакомство с ним будет полезным.
Вопрос десятый: Можно ли на примере одного дня пояснить, что должны делать вожатые, организуя работу микрогрупп?
Для вожатых часто большую трудность представляет сама организация работы с микрогруппами. Работа по микрогруппам, проводимая в отряде, требует от вожатых умения быстро организовывать ребят и вовремя приходить на помощь там, где это необходимо.
Давайте представим себе один день из жизни отряда, в котором работают 5 микрогрупп, созданных по принципу ЧТП. Командиры микрогрупп на утреннем информационном сборе сообщают ребятам о том, какая работа им предстоит:
– группа № 1 (информационная) – готовит информационное КТД;
– группа № 2 (оформительская) – делает стенгазету;
– группа № 3 (сюрпризная) – готовит сюрприз (объемную игрушку) поварам дружины;
– группа № 4 (досуговая) – готовит литературную викторину по книгам В. Крапивина;
– группа № 5 (спортивная) – разрабатывает конкурсы к «Веселым стартам».
Итак, какую предварительную работу необходимо провести вожатым, чтобы все задания групп были выполнены?
а) продумать и подготовить с дежурной группой места для работы;
б) для группы № 1 необходимо приготовить заранее периодическую печать (газеты, журналы, литературу по КТД);
в) для группы № 2 подготовить ватман, гуашь, кисти, клей, цветную бумагу, ножницы и т.д.;
г) для группы № 3 подготовить то же, что и для группы № 2;
д) договориться заранее с библиотекой о работе группы № 4 и о подборе книг В. Крапивина;
е) договориться заранее с методической библиотекой Центра о возможности поработать группе №5, подготовить для детей книги и необходимые материалы;
ж) заранее договориться с соседним отрядом о возможности работать в холле, на отрядном месте, выяснить, какое дело в это время предполагается у соседей, чтобы не было накладок (подкорректировать план).
Все эти пункты вожатые продумывают и исполняют накануне работы микрогрупп. А теперь посмотрим, что делают вожатые, когда группы непосредственно работают (вариант).
Учитывая, что две группы – №4 и №5 – работают за пределами детского лагеря, напарникам лучше разделиться:
– один напарник остается в лагере с тремя группами;
– второй (с двумя группами) идет в библиотеку и методическую библиотеку.
В библиотеке вожатый помогает ребятам разобраться в предложенной литературе, помогает определиться в этапах работы. Можно дать ребятам возможность проявить фантазию и самостоятельность (если они к этому готовы или работают по микрогруппам уже не первый раз) или постоянно помогать – направлять ребят, подбрасывать интересные идеи, поддерживать эмоционально. Постоянно вожатый проверяет, как идут дела у группы, находящейся в методической библиотеке.
Второй напарник в это время находится в лагере с оставшимися тремя группами. Во время работы микрогрупп он активный помощник, советник, консультант. У групп №2 и №3 – задания, которые невозможно выполнить, не владея определенными навыками – приемами оформительства (грунтовка бумаги, вырезные и рисованные шрифты и др.). Значит, вожатый становится активным учителем, мастером, подсказчиком идей, демонстратором интересных приемов.
При работе с информационной группой вожатый может подсказать идею КТД, советует посмотреть интересные материалы в периодической печати, помогает придумать реквизит для дела и т.д.
Второму напарнику приходится держать во внимании целых три группы и успевать помочь каждой.
Во время такой работы вожатому, помимо конкретной помощи в исполнении заданий, следует обращать внимание на взаимоотношения ребят (общий эмоциональный фон, комфортность, распределение обязанностей, качество и динамику работы). Своими наблюдениями напарники обмениваются при подведении итогов дня, можно это обсуждать и с ребятами.
При выборе заданий для микрогрупп надо обратить внимание на то, чтобы группы получали приблизительно одинаковые по сложности задания (чтобы не было вариантов: досуговая группа – готовит отрядное дело, а сюрпризная – сюрприз-песню на утреннем информационном сборе отряда).
Желательно, чтобы работа каждой микрогруппы имела понятный, ощутимый результат, полезный и интересный для всего отряда. В нашем дне это выглядит так:
– информационная группа – информационное КТД;
– оформительская группа – выпуск стенгазеты;
– сюрпризная – вручение сюрприза поварам;
– досуговая – проведение в отряде литературной викторины;
– спортивная – проведение в отряде «Веселых стартов».
Вопрос одиннадцатый: Какие задания могут быть у дежурной микрогруппы?
1. Дежурная группа проверяет чистоту и порядок в жилых комнатах, проводит конкурс «Самая уютная комната», заполняет «Экран чистоты», следит за исполнением графика дежурств в комнатах.
2. Поддерживает порядок на отрядном месте.
3. Поддерживает порядок в столовой (красиво оформляют столы, следят за уборкой посуды).
4. Готовит помещения для отрядных дел и т.д.
5. Организует и проводит игровые и музыкальные минутки в течение дня.
6. Командир дежурной группы оформляет план работы отряда на следующий день, следит за его исполнением в текущем дне.
Вопрос двенадцатый: Как выбирают командира отряда? Какие у него обязанности?
Дежурные командиры, выбранные в первые дни, – это, как правило, эмоциональные, раскрепощенные ребята, не испытывающие затруднений в общении и контакте с незнакомыми людьми. Но такие личностные качества не всегда являются гарантом деловых и организаторских качеств. Важно, чтобы это поняли сами ребята, а это возможно только в процессе совместной деятельности.
Поэтому командир может быть как постоянным, так и сменяемым. Наряду с командиром отряда могут быть и командиры микрогрупп. Выборы командиров групп и командира отряда происходят на организационном сборе отряда.
Предлагаем вам один из вариантов выборов (фрагмент оргсбора отряда):
1. Все вместе составляем список качеств, которые должны быть у командира отряда (это можно сделать по группам, потом каждая группа называет по одному качеству, дополняя список, пока не назовут все качества, которые продумали в группе). Почему так важно обговорить всем вместе качества? Потому что это – сформулированные ожидания коллектива, и подросток, претендующий на звание командира, должен соотнести свои качества с этими ожиданиями.
2. Все вместе составляем список обязанностей командира. Это тоже сформулированные ожидания коллектива, но здесь очень важна позиция вожатого. Есть ряд обязанностей, которые ребенок не может выполнять в силу установленных правил в «Орленке», поэтому вовремя прозвучавшее объяснение вожатого поможет в составлении списка обязанностей.
Список обязанностей может быть таким:
Командир (дежурный или постоянный);
– отвечает за организацию дня;
– проводит планирование дня с вожатым;
– следит за соответствием намеченных в плане дел;
– участвует в работе совета командиров лагеря;
– организует работу совета отряда;
– проводит утренний информационный сбор и вечерние сборы отряда.
3. После того как принят свод качеств и обязанностей командира, можно переходить к самой процедуре выборов. Один из способов – тайное голосование, когда каждый индивидуально принимает решение.
Есть еще один нюанс: в отряде есть ребята, которые сами изъявляют желание быть командиром. Поэтому перед выборами вожатый должен спросить ребят: «Кто хотел бы сам предложить свою кандидатуру?» Также следует обратить внимание и на тот факт, что можно в качестве командира предлагать и тех ребят, которые сами не заявили о своих желаниях
Имена и тех, и других ребят выписываются на лист ватмана. После того как ответ на вопрос получен, можно переходить к процедуре выборов (технически это организовывается так: у каждого ребенка – индивидуальный лист, на котором он пишет имя и фамилию человека, которого он выбирает).
4. Следующий шаг – подсчет голосов, оглашение результатов и поздравления (вручение знаков отличия, подарков).
Может оказаться так, что желающих быть командиром больше, чем предполагалось, тогда до самой процедуры выборов необходимо договориться о следующем: «Чтобы у каждого человека была возможность побывать в роли командира отряда, можно договориться, что через какой-либо промежуток времени (3–5 дней) на общем сборе отряда происходит смена командира».
Варианты смены командира могут быть следующими.
Вариант 1. Если это командиры микрогрупп – необходимо, чтобы предыдущие командиры микрогрупп обязательно получили оценку своей группы:
а) каждая группа, посоветовавшись, высказывается о работе своего командира; вожатые обязательно подводят итоги работы командиров, благодарят за работу, дарят сюрпризы каждому командиру.
б) в соответствии с договором о качествах и обязанностях командира группа выбирает нового командира микрогруппы.
Вариант 2. Предыдущий командир сам, по собственному желанию передает свои атрибуты (галстук, значок, игрушку) кому-либо из членов своей группы.
Вариант 3. После короткого совещания вся группа (вместе с командиром) решает, кто из группы будет командиром на следующий срок (4–5 дней). Вновь избранный командир представляется (представление может быть в творческой форме). Поздравление командирам, пожелания.
Может случиться, что командиры в своей группе получают отрицательную оценку работы, но по итогам перевыборов каждый командир от вожатых все равно должен получить поддержку.
У кого-то из ребят может быть обида, почему его не выбрали командиром, и поэтому в индивидуальной беседе с такими ребятами надо попытаться разобраться в его личных чертах характера и особенностях – что привлекает в нем ребят, а что, напротив, отталкивает.
Чтобы вовремя заметить необходимость в такой индивидуальной работе, вожатые во время перевыборов командира должны внимательно следить за взаимоотношениями и эмоциями внутри групп и помогать ребятам.
Вопрос тринадцатый: Есть вариант, когда руководят отрядом всю смену не постоянные, а временные командиры? Расскажите о роли и обязанностях дежурного командира.
Вариант 1. Дежурный командир переизбирается каждый вечер в орлятском кругу после анализа дня или в конце «огонька». В таком случае почти все ребята из отряда побывают в позиции лидера.
Малыши большое внимание уделяют атрибутам (у дежурного командира может быть галстук, значок). Дежурный командир уходящего дня подходит к любому из ребят в круге (выбирает) и передает ему атрибут дежурного командира. Заранее можно договориться с ребятами в отряде и соблюдать условие: дважды не выбирать в командиры, а отдавать предпочтение тем ребятам в отряде, кто еще не был командиром.
Вариант 2. Дежурный командир – это командир дежурной микрогруппы (в ЧТП это в течение 4–5 дней).
Чаще всего дежурный командир руководит отрядом в организационный период, до организационного сбор отряда и избрания постоянного лидера и совета отряда.
В первые дни смены вожатый может предложить отзывчивым, исполнительным, организаторам (выявленным в течение дня ребятам) стать командиром.
Вопрос четырнадцатый: Какие еще органы самоуправления могут быть в отряде?
Самые распространенные органы самоуправления в отряде – это физорг, хозяин, хозяйка. Их выборы происходят на организационном сборе отряда по той же схеме, что и выборы командира отряда.
Примерный перечень обязанностей: