Роботизированные системы разведки и разминирования

Одним из эффективных путей борьбы и противодействия терактам с применением ВУ, направленных на уничтожение и запугивание гражданского населения, а также разрушение объектов человеческой деятельности, является разработка роботизированных систем (дистанционно-управляемых аппаратов), предназначенных для выявления и уничтожения ВУ.

Во многих странах созданы специальные взрывотехнические подразделения полиции и служб безопасности, оснащенные необходимым оборудованием и снаряжением, в том числе мобильными роботизированными взрывотехническими комплексами (МРВК), обеспечивающими эффективное и безопасное для личного состава антитеррористических подразделений выполнение необходимых взрывотехнических работ при поиске, извлечении, транспортировании и обезвреживании или уничтожении взрывоопасных предметов.

Кроме того, многоцелевые роботизированные системы применяются для выполнения работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (осмотр мест аварий, разборка и разрушение поврежденных конструкций, манипуляции с радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, борьба с огнем) и выполнения работ в опасных зонах (разведка, взятие проб, транспортирование опасных предметов ит.д.)

МРВК состоит из одного или нескольких, чаще 2-х (универсального (массой до 400 кг) и сверхлегкого малогабаритного), мобильных роботов (МР), комплекта сменного рабочего оборудования, средств технического обслуживания и доставки.

Основой комплекса является универсальный мобильный робот, оснащаемый рабочим оборудованием и инструментом, обеспечивающим:

поиск взрывоопасных объектов на местности, в сооружениях, стационарных объектах и транспортных средствах;

детальное обследование обнаруженного объекта;

обезвреживание или уничтожение объекта;

транспортирование в безопасное место или укладку взрывоопасного объекта во взрывозащитную камеру;

доставку специального оборудования к объекту.

Дистанционно-управляемые аппараты выполняются в виде шасси с системой телеуправления и манипулятором, на котором в зависимости от поставленной задачи может в различных комбинациях устанавливаться следующее оборудование:

разрушители взрывоопасных предметов различного типа и мощности;

средства поиска взрывоопасного предмета;

захват, кошка с фалом.

Шасси дистанционно-управляемого аппарата, как правило, выполняется гусеничным (чаще с резиновыми гусеницами) или колесным (со всеми ведущими колесами).

Тип ходовой части определяется характером местности, на которой преимущественно будет использоваться робот. Так, мобильный робот, предназначенный для работы на труднопроходимой местности (мягкому грунту, луговине, лестницам зданий, трапам самолетов), имеет гусеничную ходовую часть. При преимущественном использовании робота на ровной и твердой поверхности (улицы, дороги) чаще выбирают колесный вариант транспортного средства.

Основные свойства колесного дистанционно-управляемого аппарата (проходимость, скорость, экономичность, плавность хода и устойчивость движения) в первую очередь зависят от общего числа колес и числа приводных колес.

Наиболее распространенной конструктивной схемой мобильных колесных роботов является четырехколесная. Увеличение проходимости достигается при помощи схем с индивидуальным приводом на каждое колесо.

Наряду с достоинствами такие колесные транспортные системы имеют существенные недостатки: преодоление незначительных по высоте препятствий, отсутствие возможности передвижения по лестнице и ограниченность движения по уклонам, значительные колебания передающих телекамер при движении. Эти недостатки существенно сужают диапазон применения четырехколесных роботизированных систем.

Увеличение числа колес приводит к усложнению конструкции, в тоже время увеличивается профильная проходимость, улучшается маневренность при использовании бортовой схемы поворота. Для повышения адаптации многоколесных машин к поверхности сложного профиля их корпуса выполняют в виде секций, соединенных специальным шарниром, имеющим одну или несколько степеней свободы.

Гусеничная ходовая часть конструктивно более сложна, тяжела и менее надежна по сравнению с колесной, но обладает целым рядом существенных преимуществ, например, лучшей опорно-тяговой и профильной проходимостью. За счет надежного сцепления с поверхностью движения гусеничный робот может преодолевать препятствия в виде выступов и провалов, а также передвигаться по лестницам. Более высокую проходимость обеспечивают четырех- и шестигусеничные транспортные средства.

Привод ходовой части машины обычно электромеханический (от внешнего источника по проводам или от бортовой батареи аккумуляторов) или двигатель внутреннего сгорания.

Манипулятор, устанавливаемый на роботизированную систему, является основным рабочим оборудованием. Он, как правило, приспособлен для установки сменного рабочего оборудования, аппаратуры или инструмента и обеспечивается сменными захватными устройствами различных форм и размеров, позволяющими подбирать невзорвавшиеся боеприпасы и самодельные взрывные устройства в различной упаковке.

Система телеуправления включает в себя:

информационно-управляющую часть, расположенную на мобильном роботе (аппаратура управления, датчики, система технического зрения);

пост оператора мобильного робота (пульт управления, видеопросмотровые устройства, ЭВМ для обработки информации);

комплект приемо-передающей аппаратуры, обеспечивающей передачу информации от робота на пост оператора и управляющих команд от поста оператора на мобильный робот.

Дистанционное управление работой машин может осуществляться с поста управления по кабелю или по волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) - на расстоянии до 300 м, по радиоканалу - на дальности до 1000 м. Выбор варианта канала связи производится в зависимости от оперативной обстановки и типа используемого оборудования. Радиосвязь обеспечивает высокую подвижность робота и большой радиус действия, однако имеет и существенные недостатки: низкая помехозащищенность канала связи, невозможность сохранять режим радиомолчания, прекращение связи в зонах радиотени. Кабельная линия связи надежна, защищена от помех, обеспечивает скрытность передачи сигналов, но ограничивает подвижность и значительно уменьшает радиус действия транспортного средства.

Кроме перечисленных систем, дистанционно-управляемые аппараты могут оснащаться дополнительным оборудованием, облегчающим выполнение отдельных операций:

телевизионными камерами с управляемым фокусом для детального осмотра объекта;

малогабаритным прожектором для подсветки объекта при действиях в условиях низкой освещенности;

лазерным целеуказателем, обеспечивающим точную наводку ружья или разрушителя в заданную точку объекта;

стрелковым вооружением;

телескопическим удлинителем на манипулятор;

портативной рентгеновской аппаратурой для обследования подозрительных объектов (рис. 3.30);

блокиратором радиовзрывателей взрывных устройств.

Рис. 3.30. Портативная рентгенографическая аппаратура, установленная на МР «MV-4» (Германия)

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: