Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цель определяет направление движения. Все последующие решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели. У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида организации ее главными общими целями будут те, что направлены на:
- выживание;
- прибыль;
- перспективы.
Эти три главные в жизни организации цели тесно связаны между собой. Крупные организации – многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как качество услуг и продукции, подготовка кадров и т. д. В подразделениях организации также вырабатываются цели для того, чтобы достич общей цели организации. Цели подразделений должны быть скоординированы в рамках общей цели.
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были разработаны в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях в организации. Цели в области качества должны быть измеряемыми и согласуемыми с Политикой в области качества.
Системный подход к менеджменту требует от руководства организации создания механизма для перманентного процесса планирования и доведения планов до каждого рабочего места для обеспечения возможности их корректировать по ходу дела.
Стратегическое планирование и Политика в области качества организации обеспечивают основу для постановки целей в области качества.
Высшему руководству следует разработать цели в области качества, направленные на улучшение деятельности организации.
Цели в области качества необходимо довести до сведения работников организации таким способом, который дает им возможность участвовать в их достижении.
Следует определить ответственность за развертывание целей в области качества.
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы цели в области качества, включали те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были разработаны в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях в организации.
При разработке указанных целей руководству организации следует учитывать:
· настоящие и будущие потребности организации и обслуживаемых рынков;
· соответствующие выводы анализа со стороны руководства;
· фактические показатели продукции и процессов;
· уровни удовлетворенности заинтересованных сторон;
· результаты самооценки;
· сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов, возможности для улучшения;
· ресурсы, необходимые для достижения целей.
Для обеспечения стабильности экономического положения организации цели следует систематически анализировать и пересматривать по мере необходимости!
Высшее руководство организует и контролирует разработку целей в области качества для соответствующих функций и уровней предприятия путем выпуска, например, «Программы подготовки и проведения сертификации системы менеджмента качества».
Цели и задачи в области качества устанавливаются в развитие политики и целей в области качества организации по каждому из основных процессов СМК и по каждому уровню организации:
· высшее руководство (исключая генерального директора);
· подразделения.
Примеры целей в области качества на различных уровнях приведены ниже.