Ответственность и полномочия (П5.5.1)

Ответственность перед потребителями за качество выпускаемой продукции несет высшее руководство предприятия в лице генерального директора.

Матрица распределения ответственности высшего руководства по основным процессам СМК и закрепление процессов СМК за подразделениями приведены в таблице 7. Очевидно, что пример этой матрицы ориентирован на структуру организации, представленной в таблице 6.

Ответственность и полномочия должностных лиц определяются в должностных инструкциях руководителей, положениях о подразделениях, должностных инструкциях работников, рабочих процедурах, организационно-методологических инструкциях рабочих инструкциях, а также других документов СМК. Примеры определяющие ответственность в положениях о подразделениях, должностных инструкциях, и «Реестре базовых процессов» приведены, соответственно, в таблицах 3, 4, 5.

Обычно процессы разработки и утверждения положений о подразделениях и должностных инструкций работников регламентируются отдельным документом СМК; периодическая оценка руководством выполнения положений о подразделениях и соответствия персонала требованиям должностных инструкций проводится при аттестации работников предприятия; учет, внесение изменений в положения о подразделениях и должностные инструкции работников производится так же в соответствии со специальным документом СМК.

Для руководства результативной реализацией процессов СМК сформирована организационная структура СМК, которая, как правило, включает:

· высшее руководство;

· представителя руководства по СМК;

· Совет по СМК, исполняющий роль совещательного и координирующего органа системы;

· отдел качества, являющийся рабочим органом системы;

· уполномоченных по качеству в направлениях (если они существуют);

· уполномоченных по качеству в подразделениях.

Пример организационной структуры СМК приведен в таблице 8, которая также ориентирована на структуру организации, приведенную в таблице 6.


Таблица 8 – Организационная структура СМК ФГУП «ПРИМЕР»


Как правило, во всех подразделениях распоряжениями их руководителей назначаются уполномоченные по качеству, обязанности и полномочия которых приведены в таблице 9.

Таблица 9 - Порядок работы уполномоченного по качеству в подразделении

  Порядок работы с документацией системы качества
1.1 Уполномоченный по качеству на основе изучения полного комплекта документов СМК организации составляет перечень документов системы качества, распространяющихся на подразделение, и представляет его на подпись начальнику подразделения
1.2 Уполномоченный по качеству получает в БНТД документы СМК, подлежащие в соответствии с перечнем документов постоянному хранению в подразделении
1.3 Уполномоченный по качеству обеспечивает хранение полученных документов СМК в предусмотренных Перечнем документов местах
1.4 Выдача документов сотрудникам подразделения и их прием осуществляется с регистрацией в учетной карточке
1.5 Уполномоченный по качеству обеспечивает внесение работниками БНТД изменений в экземпляры документов системы качества, постоянно хранящиеся в отделе, и в соответствии с указаниями начальника подразделения, знакомит под роспись сотрудников подразделения с актуализированными документами.
1.6 При получении из БНТД сообщения о внесении изменений в документы системы качества, не хранящиеся постоянно в подразделении, уполномоченный по качеству получает во временное пользование в БНТД актуализированные документы и в соответствии с указаниями начальника подразделения знакомит с ними под роспись сотрудников подразделения
1.7 Периодически (два раза в год – в январе и июле) уполномоченный по качеству анализирует Перечень документов на предмет его актуализации и в случае необходимости представляет предложения об актуализации начальнику подразделения
  Порядок работы с записями
2.1 Уполномоченный по качеству на основе изучения полного комплекта документов СМК организации составляет перечень записей, относящихся к подразделению, и представляет его на подпись начальнику подразделения
2.2 Уполномоченный по качеству собирает в соответствии с процедурой «Управление записями» относящиеся к подразделению записи
2.3 Уполномоченный по качеству обеспечивает хранение полученных записей в предусмотренных Перечнем данных местах
2.4 Выдача записей сотрудникам подразделения и их прием осуществляется с регистрацией в учетной карточке
2.5 Передача записей в другие подразделения организации осуществляется с регистрацией в учетной карточке
2.6 Периодически (два раза в год – в январе и в июле) уполномоченный по качеству анализирует Перечень записей на предмет его актуализации и в случае необходимости представляет предложения об актуализации начальнику подразделения
  Порядок работы при проведении внутренних и внешних проверок качества
3.1 Уполномоченный по качеству на основе программ проведения внутренних и внешних проверок СМК составляет план подготовки подразделения к проверке и представляет его на подпись начальнику подразделения
3.2 Уполномоченный по качеству организует выполнение плана подготовки подразделения к проверке
3.3 При проведении внутренних проверок уполномоченный по качеству участвует в работе комиссии в качестве ответственного представителя подразделения
3.4 При проведении внешних проверок уполномоченный по качеству обеспечивает, в случае необходимости, своевременное предъявление необходимой документации СМК и записей.
  Порядок работы в части обеспечения понимания и реализации «Политики в области качества».
4.1 Уполномоченный по качеству организует оформление в подразделении стенда, на котором должны быть представлены следующие документы: Политика и цели организации в области качества; Политика и цели подразделения в области качества; перечень записей, относящихся к подразделению; распорядительные документы организации в области СМК; распорядительные документы подразделения в области СМК.

В направлениях распоряжениями их руководителей назначаются уполномоченные по качеству. Обязанности и полномочия уполномоченных по качеству по направлениям приведены в таблице 10.

Таблица 10 - Должностные обязаноости уполномоченных по качеству по направлениям ФГУП «ПРИМЕР»

1. Отслеживать выполнение решений Совета по СМК, относящихся к направлению
2. Составить, согласовать с начальником отдела качества и утвердить у руководителей направлений план выпуска Рабочих процедур (РП – синоним процедура) по системе менеджмента качества (СМК)
3. Отслеживать выполнение плана, указанного в п. 2, по срокам выпуска РП
4. Участвовать в выпуске РП отделов направления и консультировать отделы направления при разработке РП
5. Контролировать актуализацию и выпуск положений о структурных подразделениях (ПП) и должностных инструкций (ДИ) работников
6. Представлять начальнику отдела качества не позже 28 числа каждого месяца данные по направлению о недостатках СМК и предложение по их устранению
7. Контролировать разработку целей в области качества отделов направления, а также критериев оценки достижения этих целей
8. Раз в пол года направлять потребителям «Анкету для потребителя продукции ФГУП «ПРИМЕР» и представлять результаты анкетирования начальнику отдела качества
9. Участвовать в проведении внутреннего аудита других направлений в качестве технических экспертов
10. Поочередно, по согласованию с начальником отдела качества, выпускать отчеты по результатам внутреннего аудита.
11. Участвовать в работе аудиторов при проведении внешнего аудита ФГУП «ПРИМЕР».

Распоряжения уполномоченных по качеству в отношении соблюдения требований СМК обязательны для всего персонала соответствующего подразделения или направления.

По вопросам качества уполномоченные по качеству подразделений подчиняется уполномоченным по направлениям, а последние – начальнику отдела качества. Основной целью отдела качества (в части вопросов СМК) является организация работ по контролю и анализу степени соответствия СМК и уровня качества продукции установленным требованиям, ожиданиям заказчика, а также координация деятельности организации по постоянному обеспечению качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: