Японцы к началу III ст. познакомились с китайскими шелками и в период Нара (VII-VIII столетия) уже сами ткали шпалерные ткани

В западную Европу художественное ткачество пришло из мусульманского Востока через мавританскую Испанию. В XI-XII столетия крестоносцы возвращались со Святой Земли с богатой добычей, среди которой вместе с драгоценностями были ковры и ткани. С этого времени начинается история западноевропейской шпалеры.

Наиболее ранней, а главное сохранившейся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI столетия рейнскими мастерами. Она соткана в церкви святого Герона, находящейся в Кельне. По замыслу и выполненной композиции шпалера не очень сложна. Некоторые ее фрагменты повторяют сюжетные мотивы шелковых византийских тканей IX-X столетия. Но постепенно немецкие мастера достигли совершенства в освоении шпалерного ткачества и их работы, начиная с XII-XIII столетия, стали проникать в Скандинавию.

С конца XIV столетия шпалеры основательно входят в отделку интерьеров, становятся неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превращается в одну из важнейших отраслей художественного европейского ремесла. В Европе уже создаются не отдельные мастерские, а большие мануфактуры, потому что над изготовлением шпалер вместе с художником работают картоньеры и ткачи. Картоньер, глядя на эскиз, рисовал и раскрашивал картон в натуральную величину создаваемой шпалеры. Ткачи работали над выполнением картона в материале. Ткач должен был досконально владеть секретами техники ткачества, а также уметь рисовать и иметь развитое коллористическоем чувство.

В разные времена многие центры шпалерного ткачества добывали в борьбе пальму первенства за свое мастерство. В XIV столетии ведущим центром производства шпалер был Париж, потом - Аррас. В XV столетии - Аррас и Турне. В XV-XVI столетиях - города бассейна реки Луары. В XVI столетии – первенство в производстве шпалер переходит фландрийским городам Брюссель, Антверпен, Ауденард и итальянским - Феррара и Флоренция. В XVII-XVIII столетии Королевская мануфактура в Париже и текстильная мануфактура в городе Бове считались лучшими производителями шпалер. Лучшими среди европейских мануфактур до конца XVIII столетия, считались фламандские и французские шпалерные мануфактуры. Характерно также, что каждый центр специализировался в отдельной технике ткачества. Так ткачеству в технике готлис отдавали преимущество мастера Парижа, Арраса, Брюгге, Турне, тогда как ткачество в технике баслис преобладало в Брюсселе и Ауденарде.

В городах бассейна реки Луары в конце XV столетия зародился особенный тип шпалер, который и сегодня сохранил свое старинное название «мильфильеры» (от французского mіlle fleurs - тысяча цветов). Такое название они получили за счет своей отличительной черты заключающейся в том, что темно-синий или темно-розовый фон отдельных изображений, сюжетных сцен, декоративной окантовки густо «засевали» (а точнее ткали) множеством мелких цветов.

С конца XV столетия главную роль в развитии шпалерного ткачества взяла на себя Фландрия. Если во Франции это искусство поддерживалось главным образом отдельными заказами меценатов, а мануфактуры создавались по распоряжению королей, то во Фландрии, которая уже в XII-XIII столетии была одной из экономически развитых областей Западной Европы, ткачи объединялись в городские цеха мастеров и контролировали весь рынок шпалерного производства. Фламандские шпалеры на протяжении трех веков были самым ценным предметом международной торговли. Прекрасная организация ее в основных центрах Фландрии Антверпене и Брюгге способствовали потому, что фламандские шпалеры в огромном количестве распространялись везде. Этим объясняется их количественное преимущество в разных европейских коллекциях, множество сюжетных реплик в современных гобеленах, повторы и копии. Апогеем «золотого века» фламандской шпалеры стала деятельность мастеров Арраса. Они первыми начали употреблять для утка, наряду с шерстью и шелком, так называемое «кипрское золото»: льняные или шелковые крученые нити, обвитые сплющенной проволокой из золота или серебра. Шпалеры, которые в результате применения таких нитей блестели и искрились, были настолько прекрасны, что вскоре прославили город. «Аррасами» (или «арецци») стали называть шпалеры, вытканные из таких нитей. Позднее аррасами называли все шпалеры, вытканные в одноименном городе. Завоевание Арраса французским королем Людовиком XІ, полностью разрушившим город, положило конец деятельности шпалерной мануфактуры. Ткачи из Арраса рассеялись по всей Европе. Самым большим центром шпалерного ткачества во Фландрии в это время оставался Брюссель. В этом блестящем центре художественной жизни Фландрии шпалеры начали выполнять по картонам выдающихся мастеров живописи.

Новый период развития фламандского шпалерного ткачества в первую очередь связан с именем Рафаэля, которому папа Лев Х заказал шпалеры для Сикстинской капеллы. Для серии из десяти грандиозных шпалер на религиозную тематику «Деяния апостолов» Рафаэль создал композиции, которые, будучи воплощены в тканом рисунке шпалеры, практически не отличаются от его фресковой живописи.

Шпалеры, выполненные по картонам Рафаэля, определили последующее направление пути европейского шпалерного ткачества, как искусства «шерстяной фрески» со всеми особенностями, свойственными для монументальной живописи того времени. Характерно, что именно благодаря Рафаэлю, шпалера XVI столетия получила очень близкое для ее специфики нововведение: ткачество бордюров с изобразительными мотивами, которые, так же как и рама картины отделяет холст от стены, окантовывают центральный сюжет шпалерной композиции. Такое композиционное решение шпалер стали называть «гротеск».

Рядом с гротесками в композициях шпалерного ткачества получили распространение пейзаж и натюрморт. Эта тематика оказалась особенно близкой мастерам Фландрии и Голландии. Растущий интерес заказчиков к пейзажному жанру в живописи содействовал развитию его в шпалерном ткачестве. Изображение животных и птиц на фоне растений в шпалерном ткачестве получили название «вердюра» (от французского verdure - зелень, трава, листья). В настоящее время это название применяют как к живописи, так и к шпалере. Одним из первых в жанре вердюр начал работать главный мастер брюссельских мануфактур Виллем Паннемакер, виртуозно включавший в растительный фон разные гербовые композиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: