Гримм, 21
«Заболела раз у одного богача жена и почувствовала, что конец ей приходит. Подозвала она свою единственную дочку к постели и говорит:
— Мое милое дитя, будь скромной и ласковой, и Господь тебе всегда поможет, а я буду глядеть на тебя с неба и всегда буду возле тебя.
Потом закрыла она глаза и умерла. Девочка ходила каждый день на могилу к матери и плакала, и была смирной и ласковой.
Вот наступила зима, и снег укутал белым саваном могилу, а когда весной опять засияло солнышко, взял богач себе в жены другую женщину.
Привела мачеха в дом своих дочерей. Были они лицом красивые и белые, но сердцем злые и жестокие. И настало тогда тяжелое время для бедной падчерицы.
— Неужто эта дура будет сидеть у нас в комнате? — сказала мачеха. — Кто хочет есть хлеб, пускай его заработает. А ну-ка, живей на кухню, будешь стряпухой.
Отобрали они у нее красивые платья, надели на нее старую серую рубаху и дали ей деревянные башмаки.
— Поглядите-ка на эту гордую принцессу, ишь как вырядилась! - говорили они, смеясь, и отвели ее на кухню.
|
|
И должна она была там с утра до самого позднего вечера исполнять черную работу: вставать рано утром, носить воду, топить печь, стряпать и мыть. А кроме того, сводные сестры всячески старались, как бы ее посильней огорчить — насмехались над нею, высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда опять.
Вечером, когда она от работы уставала, ей приходилось ложиться спать не в постель, а на полу, рядом с печкой, на золе. И оттого, что была она всегда в золе, в пыли и грязная, прозвали ее сестры Золушкой».
Отец Золушки — богатый человек, купец. Купец стоит в гуще повседневной жизни, он должен работать и рисковать, чтобы сохранить свои богатства и приобрести новые. Сегодня он богат, а завтра может стать бедняком.
Если человек не находится больше в состоянии непосредственного переживания духовного мира и не владеет больше своим королевским достоинством, если он имеет дело с богатством определенных традиций, происхождения которых он теперь даже не знает, если он хоть и имеет во владении сокровища мудрости — золото, но назавтра может оказаться бедняком с пустыми руками, то тогда он похож на купца. Его душа — «богатая госпожа», но богатая госпожа умирает — это его лучшая часть души удаляется в высший мир.
Из древней, богатой душевности, из непосредственного единства сущности родилась юная сила, дочь. Но она должна взрослеть и учиться преодолевать сомнения и заблуждения. Она должна собственными силами найти то Я, которое стоит выше, чем сомневающийся, неуверенный самость — отец. Если эта будущая, пронизанная Я душевная сущность станет чем-то большим, чем просто богатая госпожа (женщина), то перед ней лежит трудный путь. Потому что когда в человеке, живущем по традициям, радеющем о духе, умерла спиритуальная душа — истинная супруга, то очень скоро к нему вселяется ненастоящая — «другая женщина». Она становится хозяйкой в доме тела и злой мачехой для дочери, рожденной из настоящей детскости; потому что она односторонне обращена лишь к чувственному миру, любит лишь свое и себе подобное и всегда и повсюду преследует добро.
|
|
Две ее дочери лицом белые и красивые, но сердцем злые и жестокие. Они несут с собой обман и лицемерие. То, что, как оболочка, как аура, окружает сущностное ядро, истончается под влиянием этих злых сил. Многообразие внутренних движений и устремлений идет на убыль. Там, где душа была облачена, как в многоцветное одеяние, в богатство доброты, распространяется теперь угрюмый серый цвет. Они дали ей серую рубаху. Ее полнокровное участие в жизни деревенеет (они дали ей деревянные башмаки). С утра до вечера эти дьявольские силы угнетают и унижают душу, издеваются над ней и делают из нее стряпуху. Из многочисленных сказок известен нам этот образ, ведь он изображает тот внутренний процесс, который в большей или меньшей степени проделывает душа каждого европейского человека.
Мы видели уже, что очаг с огнем был когда-то важнейшим местом в доме. Там излучалось тепло, там был центр. В доме тела таким очагом является сердце. Очаг и печь могут символизировать во сне область сердца, поскольку сердце — это центр тепла. Так, человек может видеть во сне горящую раскаленную печь, если он охвачен чувством горячей дружбы или пламенной любовью, но ему может сниться и остывшая печь, если когда-то теплые или пылкие чувства угасли. Если же настоящей душе почти не остается места во внутренней сфере, то она в конце концов живет в сердце и заботится о том, чтобы не погасла последняя искра. Туда она удаляется, можно сказать, что туда изгоняют ее дьявольские силы. В одном лишь сердце может она жить, оттуда она осуществляет свой труд, а все ее деяния и опыт имеют названия на языке образов: разводить огонь, варить, носить воду, мести золу — короче, служить при огне и золе.
«Случилось однажды, что отец собрался ехать на ярмарку и спросил у своих падчериц, что привезти им в подарок.
— Красивые платья, — сказала одна.
— Жемчуга и драгоценные камни, — попросила другая.
— Ну а ты что, Золушка, хочешь?
— Привези мне, батюшка, веточку, что на обратном пути первая зацепит тебя за шапку, отломи ее и привези мне с собой.
Накупил отец своим падчерицам красивые платья, жемчуга и самоцветные камни, и, когда на обратном пути ехал он через лесок, веточка орешника хлестнула его, да так сильно, что и шапку с головы у него сбила. Он сорвал эту веточку и привез ее с собой. Воротился он домой, подарил падчерицам то, что они просили, а Золушке отдал веточку орешника.
Поблагодарила его Золушка, пошла на могилу к матери и посадила там веточку и так сильно плакала, что слезы катились у нее из глаз на землю, и они полили эту веточку. Вот выросла веточка и стала красивым деревом. Золушка трижды в день приходила к дереву, плакала и молилась; и каждый раз прилетала на дерево белая птичка; и, когда Золушка eй говорила какое-нибудь желание, птичка сбрасывала ей то, что она просила».
К египетским мистериям Солнца восходит тысячелетний миф о птице Феникс, которая сгорает, принося себя в жертву, и, заново рожденная, восстает из пепла. Огонь и пепел (зола) связаны друг с другом, так как пепел остается после сгорания. Там, где сердце горит в огне чистого желания, благородного воления, там, где все низменное сжигается в непрерывном очищении, — там возникает та внутренняя субстанция, которая на образном языке сказок называется «зола». Очищение означает изменение, непрерывную «смерть для жизни новой». Если душа хочет пройти через эту «смерть для жизни новой», то она должна стать Золушкой. Отец, ставший торговцем человеческий дух, не охвачен еще желанием этой «смерти для жизни новой». Он связал себя с затвердевшей в материализме душой. Его проницательность ограниченна. Он не обращает внимания на страдания, носимые в сердцевине душевного ядра. Поэтому Золушка хочет себе веточку, которая «зацепит за шапку» на пути домой после его поездки.
|
|
Шляпа и шапка закрывают и ограничивают нас сверху; они выступают образами нашего собственного мышления, мозгового мышления, которое означает нашу личностную ответственность и наше личностное познание.
Образные выражения: «Ich nehme es auf meine Kappe» (Дословно: «Я беру это на мою шапку», то есть «я беру это на мою личную ответственность — Прим. лерев.), «Da geht mir der Hut hoch» (Дословно: «У меня шапка поднимается», то есть «я с ума схожу от этого». — Прим. перев.). У отца «шапка» сидит слишком крепко. Нечто живое — веточка, побег — должно зацепиться за эту шапку, и то, что сбивает с него шапку, оказывается ореховой веточкой.
Крестьяне, руководствуясь древней мудростью, сажали кусты орешника по четырем углам сада и вдоль ограды, потому что он поглощает космические силы, вредящие земле. Лесные орехи обладают высокой питательной ценностью, они укрепляют нервы и наполняют организм жизненными силами. Наверняка веские причины побуждают и искателей кладов, подземных ключей и т.п. с помощью волшебного жезла (Rutenganger) применять для этой цели именно ореховые жезлы. Ореховое дерево, поддерживающее жизнь, дарящее жизненные силы, стало символом древа жизни. Оно воспето в народных песнях. Его ветка защищает, например, от чертей. Что должно происходить, чтобы это внутреннее дерево жизни росло?
«Золушка трижды в день приходила к дереву, плакала и молилась».
Если душа хранит воспоминание о материнском прамире и в молитве заботится об осознании, то в ней произрастают, подобно дереву, жизненные силы. Ненавязчиво указывает при этом сказка на важный закон, на повторение и ритм. Не одномоментная молитва дает душе достаточно сил, а повторяемая. Ведь всякое повторение укрепляюще воздействует на внутреннего человека. Если человек молится регулярно — трижды в день,— говорит сказка, то он вбирает в себя духовную силу, которая, как его вторая, высшая природа, дает побеги и растет и становится древом жизни. Тогда нисходит на него благодать чистой духовности, спускается белая птичка. Эта белая птичка не что иное, как голубь в библейском тексте.
|
|
«Но вот случилось однажды, что король затеял пир, который должен был длиться целых три дня, и созвал он на праздник всех красивых девушек страны, с тем чтобы сын его мог выбрать себе невесту. Когда две названые сестры узнали о том, что им тоже надо явиться на пир, они стали добрые, кликнули Золушку и говорят:
— Причеши нам волосы, почисть туфли и застегни за-
стежки, да покрепче, мы ведь идем в королевский дворец на
свадьбу.
Золушка их послушалась, но заплакала — ей тоже хотелось пойти потанцевать; она стала просить мачеху, чтобы та отпустила ее.
— Нет, Золушка, ведь у тебя нет платья, да и танцевать
ты не умеешь, там над тобой только посмеются.
Заплакала Золушка, а мачеха и говорит:
— Вот если выберешь мне за один час из золы две полные миски чечевицы, то можешь пойти вместе с сестрами, — а сама подумала про себя: "Этого уж ей не сделать никогда". Высыпала мачеха две миски чечевицы в золу, а девушка вышла через черный ход в сад и молвила так:
— Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, прилетайте, помогите мне выбрать чечевицу!
Хорошие — в горшочек,
Поплоше, те в зобочек.
И прилетели к кухонному окошку два белых голубка, а вслед за ними и горлинка, и наконец прилетели-послетались все птички поднебесные и спустились на золу. Наклонили голубки головки и начали клевать: "тук-тук-тук-тук", а за ними и остальные тоже: "тук-тук-тук-тук", и повыбрали все зернышки в миску. Не прошло и получаса, как кончили они работу, и улетели все назад.
Принесла Золушка две миски чечевицы мачехе, стала радоваться, думая, что теперь-то ей можно будет идти на пир, а мачеха и говорит:
— Ничто тебе не поможет: не пойдешь ты вместе со своими сестрами — и платья у тебя нет, да и танцевать ты не умеешь, — нам будет за тебя только стыдно.
Повернулась она спиной к Золушке и поспешила со своими двумя дочерьми на пир».
До тех пор пока Золушка не посадила еще ореховое деревце, она была беззащитной перед нападками злых названных сестер. Она упражняла терпение в страдании. И вот «растет» ее сила. Золушка слышит призыв на королевскую свадьбу и хочет последовать ему. Естественно, чинящие ей препятствия силы удваивают свои усилия. Чечевица, которую они бросают ей в золу, и есть то самое препятствие, но одновременно это и «зернышки». Ставшая активной душа призывает на помощь новые силы. Через преодоление обеих враждебных сил — обеих названных сестер — душа получила две особые милости (два белых голубка). После того как они прилетают, собираются в избытке и другие духовные силы (птицы), и они завершают то, что было наложено как испытание. Они не просто выбирают чечевицу, но и отделяют хорошие зерна от плохих. Совершен шаг вперед: душа научилась различать, что является настоящим семенем и может принести настоящий плод, а что — плохо. Она умеет, таким образом, распознавать плодотворное и неплодотворное. Милость духа забирает неплодотворное с собой (голуби забирают плохие зернышки в зобочек).
Теперь мы должны рассмотреть поближе обеих сестер. По существу мы знаем их достаточно хорошо. Потому что они приданы каждой человеческой душе и каждая душа должна каким-то образом вступать с ними в спор. У них «красивые ноги» — это значит, они с удовольствием живут на земле, но для золотой туфельки у одной оказывается слишком большим палец, а у другой — пятка. Они живут на слишком «широкую ногу»!
Раньше при ходьбе движение ноги начинали больше сверху вниз и ходили легче и окрыленнее, чем сейчас. Посмотрите как-нибудь на античные изображения па греческих вазах. У детей часто бывает еще эта походка на цыпочках, как и у людей, живущих на Дальнем Востоке. Они больше снашивают обувь на носке, меньше — на каблуке. Когда человек касался земли некоторым образом сверху, он в меньшей степени зависел от земли. В настоящее время наш шаг тяжелее, и ступня больше касается земли, даже втанце. Современный человек сильнее опирается на пятку, на каблук. О Фихте, «Философе Я», рассказывают, что он постоянно снашивал каблуки.
Ступня и обувь представляют наше отношение к земле. Если мы овладеваем земным лишь бегло, мимолетно, то мы поверхностны в земной жизни, оторваны от земного. Если мы овладеваем им слишком интенсивно, тогда мы одержимы земными делами, погрязли в земном. Душа, поверхностно живущая в земном, охотно убегает от будней с их обязанностями. Она охотно поднимается и парит в высшем мире, но не в действительно спиритуальном, а в выдуманном мнимом мире (она ходит на цыпочках). Она считает себя «чем-то лучшим», а при этом надменна, тщеславна и горда и толкает человека в дурман, иллюзию, в пустой мираж. Ее верховный правитель — это та мощная дьявольская сила, которая уже в раю призвала человека к высокомерию, к дерзкому состязанию с Богом: это Люцифер (красный черт). Другая сестра, погрязшая в земных делах, чья пятка слишком велика для золотой туфельки, слишком привязана к матери. Она не может восторгаться высшим, живет низшими проявлениями бытия и ищет материальную выгоду. Через нее человек твердеет и костенеет, она парализует силу его энергии. Лишь то, что воспринимают органы чувств, считает она подлинным. Ее верховный правитель — целиком дух лжи, Библия называет его Сатаной (черный черт). К древнеперсидской культуре восходит имя «Ариман». С тех пор как люди перестали точно различать спиритуальные истины, они объединяют обе эти дьявольские силы в одну общую. В действительности мир имеет дело с двумя противоположными злыми силами. Во многих душевных качествах мы можем познать эту полярность зла, но, само собой разумеется, и необходимую добрую середину:
честолюбивый — целеустремленный, усердный — ленивый, инертный;
сверхчувствительный — уравновешенный — равнодушный;
высокомерный — скромный — раболепный, холопский;
экзальтированный — эмоциональный — бесчувственный;
расточительный — умеренный — жадный;
безрассудно смелый — мужественный — трусливый;
нерешительный — настойчивый — упрямый, твердолобый.
Человек должен найти свой путь между обеими крайностями, причем не столько вступая в борьбу с ними, сколько работая над собой и очищая себя силой середины. Гармонизируя себя, он должен сделать лучшее из противоречивости влечения. Золушка нашла в себе середину. Преодоление двойного зла принесло ей двойную благодать - двух белых голубков. Они снова появляются, когда объявляется настоящая невеста.
«Когда дома никого не осталось, пошла Золушка на могилу к своей матери под ореховое деревце и кликнула:
— Ты качнися-отряхнися, дерево,
Кинься златом-серебром ты мне в лицо.
И сбросила eй птица золотое и серебряное платье, шитые шелком да серебром туфельки. Надела она быстро это платье и явилась на свадьбу.
А сводные ее сестры и мачеха об этом не знали и подумали, что это, должно быть, какая-то чужая королевна, — такая красивая была она в своем золотом платье. Им и в голову не приходило, что это Золушка; они думали, что сидит она дома в грязи и выбирает из золы чечевицу.
Вот вышел ей навстречу королевич, взял ее за руку и стал с ней танцевать. И не хотел он танцевать пи с какой другой девушкой, все держал ее за руку, и, если кто подходил приглашать ее па танец, он говорил:
— Я с ней танцую».
Активность охватывает душу, она хочет любой ценой последовать призыву короля. Наша сказка напоминает нам здесь об Евангелии от Матфея, гл. 22,2: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный мир для сына своего». И здесь, и там речь идет о свадебном наряде.
Золото и серебро соотносились в алхимии Средневековья с Солнцем и Луной; было известно: когда душа одухотворяется через внутреннюю активность, изменяется сущность ее ауры. Не имеющее отношения ко времени Вечное сияет вокруг души, и, как солнечный блеск, переживал это ясновидящий. Средневековые художники изображали вокруг главы или фигуры святых эту золотую ауру, ауру лучей в форме круга или яйца: нимб. Отблеском его являются, вероятно, и золотые царские короны или обручи на лбу. Если золото — это символ солнечной мудрости, то серебро символизирует лунную готовность самоотдачи, восприимчивости. В латинском языке «sol» (Солнце) — мужского рода, «Luna» (Луна) — женского. «Кинься златом-серебром ты мне в лицо»: дай мне духовной активности и душевной самоотдачи!
Деревянный башмак снят, и туфелька из шелка и серебра украшает ногу: против земного оказались действенными сила превращения (шелк) и готовность к самоотдаче (серебро). Такие качества ведут к королевскому сыну.
В Евангелии Отец Небесный призывает человеческую душу на обручение с Сыном Божьим. Сказка изображает то же, происходящее во внутренней жизни человека. В человеке есть частица от Небесного Отца и Сына. Там, где душа может сказать: не я, но Христос во мне выступает на место низшего Я, действующего в теле, Я высшее, духовное. Это самоотверженно любящее, вечное Я — королевич, жених души-невесты. Он - это то Вечно-Мужественное, которое обручается Вечно-Женственному. Эта встреча должна произойти днем, то есть в дневных трудах. Причем так, чтобы королевич мог сказать: «Я с ней танцую». Я должно охватить и оставить землю в ритме и гармонии, в тяжести и легкости судьбы, то есть овладеть королевским искусством жизни.
«Проплясала она до самого вечера и хотела уже домой возвращаться, а королевич ей и говорит:
— Я пойду тебя проводить. — Ему хотелось узнать, чья это дочка-красавица; но она от него убежала и взобралась на голубятню.
И дождался королевич, пока не пришел отец Золушки, и сказал ему королевич, что какая-то неизвестная девушка взобралась на голубятню. Старик подумал: "А не Золушка ли это?" — и велел принести топор и багор, чтобы разрушить голубятню, но в ней никого не оказалось.
Вернулись родители домой, видят — лежит Золушка в своей посконной рубахе на золе, и горит у печки тусклая масляная лампочка. А дело было так: Золушка быстро выпрыгнула с другой стороны голубятни и побежала к ореховому деревцу, там она сняла свое красивое платье и положила его на могилу; унесла его птица назад, и надела Золушка опять свою серую посконную рубаху и села в кухне на кучу золы.
На другой день, когда пир начался снова и родители и сводные сестры ушли опять из дому, направилась Золушка к ореховому дереву и молвила так:
— Ты качнися-отряхнися, деревцо, Кинься златом-серебром ты мне в лицо.
И сбросила ей птица еще более пышное платье, чем в прошлый раз. И когда явилась она в этом платье на пир, каждый дивился, глядя на ее красоту. Королевич ждал ее, пока она не пришла, и тотчас взял ее за руку и танцевал только с нею одной. Когда к ней подходили другие и приглашали ее на танец, он говорил:
— Я с ней танцую.
Вот наступил вечер, и она собралась уходить, и пошел королевич следом за ней, чтобы посмотреть, в какой дом она войдет. Но она убежала прямо в сад, который находился за домом. И росло в том саду красивое большое дерево, и висели на нем чудесные груши. Она проворно взобралась на него, как белочка по веткам, а королевич и не заметил, куда она исчезла. Стал он ее поджидать, и, когда явился отец Золушки, королевич ему говорит:
— От меня убежала неизвестная девушка, мне кажется, что она взобралась на грушу.
Отец подумал: «Уж не Золушка ли это?» — и велел принести топор и срубил дерево, но на нем никого не оказалось. Пришли они в кухню, видят — лежит Золушка, как и в прошлый раз, на золе; как и тогда, она спрыгнула с другой стороны дерева и отдала птице, что прилетела на ореховое дерево, свое прекрасное платье и надела опять серую посконную рубаху.
На третий день, когда родители и сводные сестры ушли на пир, отправилась Золушка снова на могилу к матери и молвила деревцу:
Ты качнися-отряхнися, деревцо,
Кинься златом-серебром ты мне в лицо.
И сбросила ей птица платье, такое сияющее и великолепное, какого еще никогда ни у кого не было; а туфельки были из чистого золота.
Вот явилась она на пир в этом платье, и никто не знал, что и сказать от изумления. Королевич танцевал только с нею одной, а если кто ее приглашал, он говорил:
— Я с ней танцую.
Вот наступил вечер, и собралась Золушка уходить; и хотелось королевичу ее проводить, но она так ловко от него ускользнула, что он даже этого не заметил. Но придумал королевич хитрость: он велел вымазать всю лестницу смолой; и когда она от него убегала, то туфелька с ее левой ноги осталась на одной из ступенек. Королевич поднял эту туфельку, и была она такая маленькая и нарядная и вся из чистого золота.
На другое утро пошел королевич с той туфелькой к отцу Золушки и говорит:
— Моей женой будет только та, на чью ногу придется
впору эта золотая туфелька».
Образы голубятни и грушевого дерена опускаются во многих изданиях для детей, а ведь они — венец всего, потому что чем была бы золотая туфелька без голубятни и грушевого дерева? «Bei ihm geht es zu wie in einem Taubenschlag» (Дословно: «У него как в голубятне, то есть «у него проходной двор». — Прим. перев.), — говорим мы, имея в виду того, кто имеет слишком много сменяющих друг друга мыслей, у кого случаются, быть может, спиритуальные озарения, но нет постоянства, потому что голова как раз и похожа на голубятню.
Тот, кто смотрит на дерево, увешанное грушами, так, как это делал средневековый человек, для кого природа была еще откровением, тот без труда поймет этот образ. Как грушевый плод имеет форму капли, и тает, и растекается в спелой сладости, так и само дерево кажется роняющим капли и струящимся. Сказка говорит: оно стоит в саду (Сад — Garten. — Прям. перев.). «Миттгарт» (Mittgart) называли наши предки сферу чувств, «среднего человека». Грушевое дерево — это специальный образ «нервного ствола», и именно для сферы чувств.
Но срединная сфера, как и сфера головы, — только проход. Важная в данный момент задача души такова: обратно в серое платье, в золу, пока не будет достигнуто совершенство.
Теперь начинает пробуждаться древняя самость, купец. «Уж не Золушка ли это?» И он разрушает голубятню и рубит грушевое дерево в готовности служить королевичу. Ведь мышление (голубятня) и чувствование (грушевое дерево) не могут утвердиться на долгое время в качестве жилища. Значит, не здесь должен найти королевич Золушку. Если бы он нашел ее в голубятне, то была бы достигнута духовность в разуме, но не более. Если бы он нашел ее в грушевом дереве, то в столь же малой степени была бы достигнута полная человечность, в сколь большой — чрезмерное богатство чувства. Лишь если человек погружается в волю и действует, исходя из воли, достигает он совершенства. Эта воля — золотой след, по которому королевич находит невесту; туфелька как раз впору! Там, где мудрость правит в судьбе и жизни, где мы хотим выполнить нашу земную задачу, там приходится впору золотая туфелька.
«Обрадовались обе сестры — ноги у них были очень красивые. Старшая отправилась в комнату, чтобы примерить туфельку, и мать была тоже с нею. Но никак не могла она натянуть туфельку на ногу: мешал большой палец, и туфелька оказалась ей мала. Тогда мать подала ей нож и говорит:
— А ты отруби большой палец: когда станешь королевой,
все равно пешком ходить тебе не придется.
Отрубила девушка палец, натянула с трудом туфельку, закусила губы от боли и вышла к королевичу. И взял он ее себе в невесты, посадил на коня и уехал с нею.
Но надо было им проезжать мимо могилы, а сидело там два голубка на ореховом деревце, и запели они:
— Погляди-ка, посмотри,
А башмак-то весь в крови,
Башмачок, как видно, тесный,
Дома ждет тебя невеста.
Посмотрел королевич на ее ногу, видит — кровь из нее течет. Повернул он назад коня, привез самозваную невесту домой и сказал, что это невеста не настоящая, и пускай наденет туфельку другая сестра.
Пошла та в комнату, стала примерять, влезли пальцы в туфельку, а пятка оказалась слишком большая. Тогда мать подала ей нож и говорит:
— А ты отруби кусок пятки: когда будешь королевой, пешком тебе все равно ходить не придется.
Отрубила девушка кусок пятки, всунула с трудом ногу в туфельку, закусила губы от боли и вышла к королевичу. И взял он ее себе в невесты, посадил на коня и уехал с ней
Но проезжали они мимо орехового деревца, а сидело на нем два голубка, и они запели:
- Погляди-ка, посмотри,
А башмак-то весь в крови,
Башмачок, как видно, тесный,
Дома ждет тебя невеста.
Глянул он на ее ногу, видит — кровь течет из туфельки и белые чулки совсем красные стали. Повернул он коня и привез самозваную невесту назад в ее дом.
Тот, кто, как обе сестры, верит, что может быстро подогнать под себя размер совершенного образа жизни тем, что на скорую руку отрежет свою оторванность от земных дел или одержимость земным, тому выносит приговор голубь духа. В туфельке кровь. Насилие влечет за собой кровь.
— И эта тоже ненастоящая, — сказал он, — нет ли у вас еще дочери?
— Да вот, — сказал отец. — осталась от покойной моей жены маленькая, несмышленая Золушка. Да куда уж ей быть невестой!
Но королевич захотел во что бы то ни стало ее увидеть; и пришлось привести к нему Золушку. И вот умыла она сначала руки и лицо, потом вышла к королевичу, склонилась перед ним, и он подал ей золотую туфельку. Села она на скамейку, сняли с ноги спои тяжелый деревянный башмак и надела туфельку, и пришлась она ей как раз впору. Вот встала она, посмотрел королевич ей в лицо и узнал в ней ту самую красавицу девушку, с которой он танцевал, и он воскликнул:
— Вот это и есть настоящая моя невеста Испугались мачеха к сводные сестры, побледнели от злости, а он взял Золушку, посадил на коня и ускакал с ней.
Когда проезжали они мимо орехового деревца, молвили два белых голубка:
— Оглянися, посмотри,
В башмачке-то нет крови,
Башмачок, видать, не тесный,
Вот она — твоя невеста!
Только они это вымолвили, улетели оба с дерева и уселись на плечи к Золушке: один на правое плечо, другой на левое, - так и остались они там сидеть».
Там, где обе враждебные силы преодолеваются благодаря непрерывному самовоспитанию, приобщается человек к беспрестанной благодати (голуби садятся Золушке на плечи).
«Когда пришло время быть свадьбе, явились и вероломные сестры, хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебный поезд отправился в церковь, сидела старшая по правую руку, а младшая — по левую; и вот выклевали голуби каждой из них по глазу. А лотом, когда возвращались назад из церкви, сидела старшая по левую руку, а младшая — по правую и выклевали голуби каждой из них еще по глазу.
Так вот были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой».
Когда обе враждебные силы предпринимают еще последнюю попытку, во время шествия в церковь, они сами пожинают плоды своего лицемерия: они навсегда теряют зрение, не могут больше ни во что проникать своим взором, они «наказаны слепотой». Голубь духа свершил над ними суд.