Физиологические основы воображения

Создание нервных связей в НС + использование имеющихся связей (момент ломки, создания новых сочетаний).

Роль специальных типов НС (общие типы по Павлову). Складываются из двух сигнальных систем (соотношение).

Более богаты образы воображения у людей с преобладанием первой сигнальной системы.

Присущи только человеку.

Существенную роль в воображении играет работа правого полушария (т.к. оно оперирует образной информацией).

Идеомоторные акты – мысль о чем-то реализуется в движениях (трудноуловимых).


Билет 33.

Виды и приемы воображения.

Виды воображения:

1. по влиянию воображения на жизнь.

- Активное (активно вторгается в жизнь, мобилизует, …).

- Пассивное (созерцательное).

2. по степени произвольности/преднамеренности.

- Произвольное (волевые задачи, усилия; преднамеренное В.).

- Непроизвольное (цели нет, волевых усилий нет, но образы возникают; непреднамеренное В.).

3. по степени творчества.

- Воссоздающее (восстанавливает по какому-то основанию (книга, слова. описание)).

- Творческое (создает образ).

4. по степени яркости и соотношению образов воображаемого с действительностью.

- реалистическое (пр: прогнозирование);

- фантастическое.

Приемы создания (воображения):

Воображение – это определенная психическая деятельность.

Приемы создания образов = составляющие воображения.

1. Агглютинация – склеивание (кентавр, русалка).

2. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями (принцип из животного мира –> техника -> самолет).

3. Гиперболизация – преувеличение/преуменьшение (Гулливер, лилипут).

4. Акцентирование – специфическая особенность – речь идет о части объекта. Преувеличение какой-то черты, подчеркивание (пример: шарж).

5. Типизация – в одном лице отражаются определенные типы (конкретное + момент обобщения).

6. Схематизация – различия предмета сглаживаются и выпячиваются какие-то общие моменты.


Билет 34.

Роль воображения в деятельности человека.

Воображение работает фактически во всех видах деятельности (творческая, научная (когда мало что известно), практическая).

1. В художественном творчестве.

2. Роль вдохновения, образности.

3. Создание ярких образов.

4. Прогнозирующая функция.

5. Во всех видах деятельности в плане создания образов.

6. В научной деятельности.

7. В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин).

8. в некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: