1. Неосознаваемые автоматизмы (навыки, автоматизмы (мигание, ходьба), привычки, и т.д.).
2. Неосознаваемые установки (операциональные, в моторном плане – привычки; в плане восприятия).
3. Неосознаваемые сопровождения (сознательной) деятельности. (мимика – пр: при пилении – сжаты зубы).
Неосознаваемые автоматизмы.
(мигание, ходьба)
1) Они формируются в первые годы жизни или прижизненно.
2) Это такие компоненты д-ти, которые осознавались и постепенно ушли в бессознательное.
Эти элементы выступают как важные компоненты мастерства Ч.
На разных этапах овладения элементами д-ти это соотношение различно. На этой основе выделяют: 1) фокус сознания, 2) периферию сознания (более отработанные и простые действия), 3) бессознательное – наиболее освоенные элементы д-ти.
1 «2 «3
Эти моменты – нечто единое, со своей жизнью.
Виды автоматизмов: двигательные, мыслительные, сенсорные, комбинации (сенсомоторные).
К этим автоматизмам имеют отношения и привычки, но они имеют отношение и к установкам.
Неосознаваемые установки.
Установка – это готовность действовать определенным образом. Это устойчивый способ выполнения д-ти. Она придает направленность действиям в определенных условиях. Освобождает Ч. от жесткого контроля д-ти и принятия решения, это происходит в повторяющихся, сходных ситуациях.
Установка проявляется в инертности д-ти Þ возникают затруднения в плане приспособления.
Установка и помогает, и мешает.
Разные уровни установок (зависит от аспекта д-ти):
- смысловые установки – мотивационная сфера.
- целевые установки – связаны с целями.
- операционные установки – условия д-ти и выполняемые операции.
Эти установки проявляются в разных сферах: двигательная, интеллектуальная, перцептивная.
Неосознаваемые сопровождения д-ти.
Слушая музыку, Ч. покачивается, кивает головой, подпевает.
Группы проявлений вегетативного плана, сужение/расширение зрачка, пульс, идеомоторные акты, учащение дыхания.
Лурия: «Сопряженная моторная методика»: слово – быстро назвать связанное с ним др. слово. Еще в это время нажимать пальцем.
При нейтральных словах все было хорошо.
ü При эмоционально окрашенном слове – реакция увеличивалась, развивается тоническая бря.