Плоды покаяния (3 часть 50 псалма)

«…Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы». Покаявшийся человек приносит плоды своего покаяния. Третья часть псалма – указание на эти плоды. Первый из них: «научу беззаконные путем твоим и нечестивые у Тебе обратятся». В этом неложном обещании содержится желание и возможность его исполнить. Тот, кто покаялся и получил от Господа прощение, и очищение, имеет опыт разрушительного действия греха и спасающей милости Божией. Видя гибель других грешников он возгорается желанием помочь им, поделиться с ними даром всепрощающей Божественной любви. Покаяние чем больше возрастает, тем больше приносит плоды. Следующий результат покаяния – стремление восхвалять правду Божию и Самого Бога. Это подразумевает освобождение от страстных, душевно-эмоциональных восприятий жизни, избавление от наследственной дурной природы. Это опять-таки совершает действие Божие: «Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою». Чисто прославлять Бога можно только в Духе и Истине, то есть при помощи его действия: «Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою». Подлинная и чистая хвала Богу – одна из высочайших жертв, равно как и созидание смиренного и сокрушенного духа. Рядом с ними жертвы ритуального характера ничтожны и пусты: «Ибо жертвы Ты не желаешь – я дал бы ее; и всесожжение не благоволишь. Жертва богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Господи». Объективная ценность духа сокрушенного в том, что он лишен всякого самодовольства и потому так угоден Богу. Сильные нравственные падения, попускаемые Богом, действуют на гордый дух сокрушительно, он начинает сознавать свое ничтожество и неспособность собственными силами восстать от этих падений, а потому смиренно кается и смиренно ищет помощи Божией. Через это он обретает мир с собой и Богом. В стремлении к миру преодолевается индивидуализм в стремлении к живой соборности. Осознается значимость и величие Церкви (ее символы – Сион и Иерусалим): «Облагодетельствуй по благоволению Сион и созижди стены Иерусалима». Только жертва, имеющая церковный характер, угодна Богу: «Тогда благоугодны Тебе будут жертвы правды, тогда возложат на алтарь Твой тельцы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: