Позаконная нравственность. Отношение к Богу

Ветхозаветный нравственный закон был дан для избранного народа Богом пророку Моисею "в 3-й месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской (Исх. 19,1). Он представлял собою перечень нравственных и иных норм, исполняя которые избранный народ хранил верность Богу своему; это исполнение свидетельствовало о том, что люди, осуществляя божественную заданность в нравственной области, воплощали тот идеал человека (образ Божий), который существенно затмился грехопадением и веками греховной жизни. Закон явился и был дан Богом в установленное Божественным Промыслом время. История Ветхого завета - это история греха и зла, но это и история праведности. Различать их было бы невозможно, если бы в качестве действенного критерия не передавался бы неписаный нравственный закон, по которому праведники оцениваются как праведники, а грешники - как грешники. Правда, эти оценочные критерии носят в основном внешний характер: т.е. отрицательной нравственной оценке подлежат лишь греховные поступки; поведенчески рассматриваемая греховность только одна и оценивается. Праведность же рассматривается в основном по одному, но зато самому важному, религиозному критерию: верность Богу. За годы национального "оформления" уровень нравственного самосознания чрезвычайно возрос; об этом можно судить по способности воспринять Синайское законодательство: оно свидетельствует о существенно утончившемся и усложнившемся нравственном мироощущении народа. Готовность избранного Богом народа к принятию предложенного Им нравственного закона была довольно условной. С одной стороны, можно видеть возросшую готовность к принятию и усвоению предложенных императивов жизни; т.е. возросшее нравственное самосознание; с другой стороны, во время сорокалетнего скитания народа по пустыне после выхода из Египта открылось неверие народа Богу, неупование на Его благое промыслительное водительство, постоянные личные и общие нравственные срывы. Собственно и само блуждание по пустыне было вызвано этим скрытым и открытым неверием и восстанием; необходимо было, чтобы выросло новое поколение, готовое попытаться взять закон в руководителя своей жизни. Синайское законодательство, во всяком случае, его основная часть, декалог (десятословие) поражает величием и стройностью предложенного им нравственного мира. Эти-то величие и стройность для любого непредвзятого читателя, даже далекого от ветхозаветной и новозаветной концепции мира, делают невозможным признать декалог плодом человеческого (даже и соборного) творчества. Декалог - несомненно, Божественного происхождения. Он есть откровение Бога миру. Декалог состоит, как известно, из двух частей. Первая содержит 4 заповеди, регламентирующие отношения человека к Богу, вторая содержит 6 заповедей, устанавливающих строй человеческих взаимоотношений. 1-я заповедь (Исх.20,2), по сравнению с другими, имеет более онтологический, чем этический характер. Она устанавливает между Богом и человеком раз и навсегда личностный тип взаимоотношений, т.е. отношений между двумя личностями: «я - ты». Это - высочайшее в истории падшего человечества религиозное достижение богоизбранного народа, дарованное в Откровении. Установление Самим Богом личностных отношений, при которых слышится как возможная полнота единения и взаимодействия: «Я - твой, ты - Мой» - говорит о более чем нравственном союзе. Эти слова свидетельствуют о приятии Богом человека и требуют от человека приятия Бога как Бога. Здесь слышится и уважение Богом человеческой личности, потому что только уважение к другой (тем более, по природе вещей, иерархически - подчиненной) личности такое отношение, в котором слышится и приятие и самоотдача. Эти отношения определяются самим Богом для человека как зависимые, потому, что к этому обязывает само понимание Бога как Господа, т.е. личности высшей по сравнению с человеком. Но Бог устанавливает их так, что они приобретают личностно свободный характер. И потому и эта заповедь относится к области нравственной жизни, как обращенная к свободе человека. 2-я заповедь - "Не делай себе кумира...» - возводит нравственное сознание человека на максимальную духовную высоту. Она предлагает понимание Бога как исключительно духовной, а потому неизобразимой личности, и устанавливает невозможность поклонения ничему кроме Бога. Т. о., - поклонение реальной Божественной Личности - нравственно, а ненравственно в жизни духовной совершать подмены. 3-я заповедь - "не произноси имени Бога напрасно" - умозрительно устанавливает значимость связи между Богом и Его наименованием. Тем самым значимости этой связи придается нравственный характер, что и понятно, ибо напрасное, суетное, пустое наименование, призывание любого лица, тем более - Божественного лица, когда в этом нет надобности - дерзко и невежливо. Несерьезное (суетное) отношение человека к этой Личности свидетельствует, что в сознании и переживании человека Божественная личность присутствует, мнимо, иллюзорно, что в нравственном отношении глупо и бессодержательно. 4-я заповедь- «помни день субботний» - дает возможность человеку ощутить великую нравственную важность в созерцании Бога. День субботний предлагается помнить для освящения его, что и оказывается возможным в освящении времени, которое в покое субботы истекает в вечность. Это освящение практически может быть осуществлено в делах молитвы, богомыслия, чтения и проч., возводящих душу в созерцание живого Бога. Нравственная суть и значение этой заповеди в том, чтобы начатки времени вообще и своего времени - в частности посвящать Богу; чтобы суета житейских дел не отняла у человека этого времени; в нем, в этом освященном и посвященном Богу времени и реализуется живая связь личности и Бога. Таким образом, эти заповеди раскрывают в положительном или отрицательном значении содержание главной заповеди, которая и в Ветхом и в Новом Заветах определяется через главное слово: «Возлюби Бога» (Втор.6,5; Мф. 22,37). Любые подмены перекрывают возможность такой любви, особенно же, «всем сердцем, всею душою, всеми силами» и создают условия для воображаемости любви. Закон Ветхий - по общему осознанию новозаветному - был лишь тенью нового нравственного закона. Будучи прообразом Нового Завета, Ветхий закон указывал на подлинные этические нормы и нравственно готовил человечество к приятию Нового закона и нового нравственного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: