Субъектами маркетинга выступают субъекты рынка. Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).
|
|
Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель - получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
Государство - еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
10. Виды спроса их характеристика. Задачи маркетинга при каждом виде спроса
Спрос - это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени. Он объединяет всех покупателей и состоит из двух элементов - потребностей и денежных средств покупателей. Количество приобретаемых потребителями товаров зависит от уровня их доходов и рыночных цен. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено при прочих равных условиях больше единиц товара. Понижающиеся цены приносят новых покупателей. Повышение цены какого-либо товара сопровождается сокращением его потребления и заменой другим товаром, например сметаны - сливками - молоком.
|
|
Виды спроса и задачи соответствующих видов маркетинга
Вид спроса | Характеристика спроса | Задачи маркетинга |
Отрицательный | Большая часть рынка (потребителей) недооценивает (недолюбливает) товар, согласна его избежать при определенных условиях | 1. Анализ причин невосприятия товара. 2. Модернизация товара. 3. Снижение цен. 4. Активное стимулирование |
Отсутствующий | Незаинтересованность в товаре, безразличие к нему | 1. Разъяснение преимуществ использования товара |
Скрытый (потенциальный) | Существующие нужды не могут быть удовлетворены, имеющимися на рынке товарами | 1. Определение потенциального спроса 2. Создание соответствующих товаров и услуг |
Падающий | Снижение интереса со стороны потребителей и сокращение объемов продаж | 1. Анализ причин падения спроса 2. Поиск новых рынков 3. Модернизация товара 4. Изменения в рекламе |
Нерегулярный | Временные колебания спроса | 1. Гибкое ценообразование 2. Поддержание качества товара 3. Изучение потребительских предпочтений |
Полноценный | Предложение удовлетворяет спрос, товарооборот стабильный | 1. Поддержание качества товара 2. Изучение потребительских предпочтений |
Чрезмерный | Спрос превышает предложение | 1. Повышение цен, 2. Сокращение сопутствующих услуг, 3. Сокращение рекламной кампании, 4. Продажа лицензий |
Не(Ир)рациональный | Потребление товаров наносящих вред здоровью, окружающей среде | 1. Антиреклама, 2. Повышение цен, 3. Ограничение круга потребителей |
11. Классификация потребностей. Факторы влияющие на потребности потребителей
Конечные потребители испытывают многочисленные и весьма разнообразные потребности. Однако их вполне можно классифицировать. Все потребности можно разделить на две большие группы:
- абсолютные (потребности в пище, жилье, отдыхе и т. п.). Они существуют в течение всей истории человечества и будут существовать в обозримом будущем. Эти потребности не привязаны к конкретным товарам и услугам. По мере развития производства, появления новых технологий и т. п. совершенствуются средства удовлетворения этих потребностей (товары и услуги), но сами потребности остаются неизменными. Абсолютные потребности определяют потребительский потенциал общества и стимулируют развитие производства и научно-технический прогресс;
- относительные. Это потребности в конкретных товарах и услугах, которые реально существуют на данном этапе развития общества. Они всегда имеют материально-вещественное выражение (потребность в автомобиле, кухонном комбайне, квартире и т. п.).
В свою очередь относительные потребности делятся на:
- действительные (полные потребности в конкретных товарах и услугах, которыми общество располагает или может располагать в ближайшем будущем). Эти потребности определяют объем потребления, который сложился бы в случае полного удовлетворения всеми потребителями своих потребностей;
- платежеспособные. К сожалению, ситуация, в которой действительные потребности всех потребителей удовлетворяются полностью, в настоящее время невозможна. Реальное потребление ограничено доходами потребителей и ценами на товары и услуги. Они отражают реальную потребительскую силу общества и определяют рыночный спрос на товары и услуги.
Более детальный подход к классификации потребностей позволяет выявить очередность удовлетворения потребностей человеком. В соответствии с теорией Маслоу потребности можно разбить на пять основных категорий:
- физиологические потребности (голод, жажда и т. п.). Эти потребности человек стремится удовлетворить в первую очередь;
- потребности самосохранения (безопасность, защищенность);
- социальные потребности (дружба, любовь);
- потребности в уважении (признание, статус)',
- потребности в самоутверждении (самореализация, самовыражение).
В соответствии с данной теорией человек переходит к удовлетворению потребностей следующего уровня только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
|
|
Существует три группы факторов, оказывающих непосредственное влияние на покупательское поведение:
• личностные — пол, возраст, доход (ключевой фактор), этап жизненного цикла семьи, профессия, национальность и т.п.;
• психологические — тип личности, мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношение;
• социально-культурные — принадлежность к семье, малой и референтной группе, субкультуре, образование, вероисповедание, социальное положение и принимаемые роли, статус.