Внешняя политика шривиджайских монархов в конце VII—VIII ВВ. И создание морской торговой империи

Опираясь па суматранские административные и вассальные тер­ритории, Шривиджая в конце VII в. уже вела борьбу за подчинение западного побережья Малаккского полуострова, за захпат Ксдаха и соответствующих портовых и земледельческих районов. Продолжалось покорение прибрежных государств на Северной и Южной Суматре. К середине VIII в. Шривиджае удалось постяяить, под свой контроль древние торговые государства северной части Малайи — Лангкасуку и Тамбралингу. Далее на север сфера господства Шривиджаи, очевидно, не простиралась, там она граничила с территориями, подвластными монским государствам, прежде всего королевству Дваравати.

Короли Шривиджаи старались демонстрировать дружественные от­ношения с таиским Китаем, который установил господство в Северном Вьетнаме и угрожал южным областям Восточного Индокитая, в первую очередь Тямпе, Для Шривиджаи отношения с могущественной дина­стией Тан играли определенную роль в ее борьбе за проникновение на территории вдоль побережьч Южно-Китайского моря. Посольства к китайскому двору имели место в 670—573, 695, 702, 716, 724, 728, 742 гг. Императору Поднебесной посылались в подарок и в знак при­знания его «старшинства» разные экзотические продукты, разноцвет­ные попугаи, карлики, императорский двор в свою очередь жаловал прваителей Шриниджаи почетными титулами и присылал ответные да­ры. Но, стремясь стать единовластной хозяйкой Южных морей, Шривижая в этих отношениях преследовала свои цели. После 712 г. посольства в Китай прекратились надолго.

С середины VIII с. шривиджайскис правители предприняли серию грабительских рейдов в области Восточного н Южного Индокитая, ис­пользуя как базу захваченный малайскими силами остров Пуло Кон­дор. Кхмерские земли Ченлы, тямские владения и даже подвластные Китлю сенеровьетнамские округа становились объектами военно-мор­ских экспедиций н пиратских набегов со стороны Шрнвиджаи. Китай­цы отбили одно такое нападение в 767 г. Значительным свидетельст­вом внешнеполитической истории Шрмвиджан является надпись 775 г. на каменной стеле из Лигора (современный Южный Таиланд). Санс­критский текст лигорской стелы как бы знаменует собой итог завоева­ний Шривнджан за пределами Суматры и формирование мсжостровного объединения под властью монархов шривиджайской династии, кото­рые стали титуловать себя махараджами.

Согласно широко распространенной в современной историографии точке зрения, в это время в Шривиджае правила приверженная буд­дизму династия Шайлендра, яванская ветвь которой захватила власть и в дентральнояванском государстве Матарам. По поводу происхожде­ния динястии Шайлендра давно ведутся споры*. Однако вероятность древпекхмсрского, яванского, малайского или даже индийского происхождения Шайлекдра принципиального значении для характеристики основ политической власти в раннесредкевековых государствах Су­матры и Явы не имеет. Космополитические черты, иноземные генеалогии и связи высшей власти вовсе не исключают местной социально-классовой ее природы.

Суматранские памятники, связанные с культовым строительством, намного уступают яванским буддийским и индуистским памятникам по богатству архитектуры и изобразительного искусства. Но широкий географический ареал распространения святилищ Шривиджаи, разбро­санных помимо районов Палембанга и Джамби по всей Восточной и Южной Суматре, встречающихся на Малаккском полуострове и на пе­решейке Кра, вполне соответствует масштабам политической ирели­гиозной экспансии Шривиджаи. Эпиграфика доносит сведения о том, что на территории империи по приказу махараджей шривиджанской династии и под надзором их главных священнослужителей возводились кирпичные ступы и храмы, посвященные различным божествам буддиз­ма махаяны. Такие строения найдены в Лигоре, Кедахе, Чайе, других местах полуострова.

Шривнджая в этот раиьшй период своей военно-политической экспансии не только приумножала внешние владения за счет территорий к северу от стратегически важного Малаккского иролива, но и стремилась распространить свою власть на юго-восток, вплоть до исконно яванских земель. Цептральнояваские княжества не стали частью Шривиджаи, и Матарам противопоставил ей независимую внешнюю политику. Однако с середины VIII по 30-е годы IX в. короли-буддисты из рода Шайлендра (возможно, яванская ветвь той же династии, что и в Шривиджае) господствовали в долине Кеду, отчасти объявив вассалами, отчасти вытеснив представителей линии Санджаи, сторонников шиваизма.

К концу VIII в. Шривиджая установила свое преобладание на морских коммуникациях, шедших через Малаккский и Зондский пролива, и сухопутных трассах и волоках, пересекавших Мялаккгкяи полуостров. Это обеспечивало ей контроль за главными артериями торговли, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Большие Зондские острова с Индией и Арабским халифатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: