Опираясь па суматранские административные и вассальные территории, Шривиджая в конце VII в. уже вела борьбу за подчинение западного побережья Малаккского полуострова, за захпат Ксдаха и соответствующих портовых и земледельческих районов. Продолжалось покорение прибрежных государств на Северной и Южной Суматре. К середине VIII в. Шривиджае удалось постяяить, под свой контроль древние торговые государства северной части Малайи — Лангкасуку и Тамбралингу. Далее на север сфера господства Шривиджаи, очевидно, не простиралась, там она граничила с территориями, подвластными монским государствам, прежде всего королевству Дваравати.
Короли Шривиджаи старались демонстрировать дружественные отношения с таиским Китаем, который установил господство в Северном Вьетнаме и угрожал южным областям Восточного Индокитая, в первую очередь Тямпе, Для Шривиджаи отношения с могущественной династией Тан играли определенную роль в ее борьбе за проникновение на территории вдоль побережьч Южно-Китайского моря. Посольства к китайскому двору имели место в 670—573, 695, 702, 716, 724, 728, 742 гг. Императору Поднебесной посылались в подарок и в знак признания его «старшинства» разные экзотические продукты, разноцветные попугаи, карлики, императорский двор в свою очередь жаловал прваителей Шриниджаи почетными титулами и присылал ответные дары. Но, стремясь стать единовластной хозяйкой Южных морей, Шривижая в этих отношениях преследовала свои цели. После 712 г. посольства в Китай прекратились надолго.
|
|
С середины VIII с. шривиджайскис правители предприняли серию грабительских рейдов в области Восточного н Южного Индокитая, используя как базу захваченный малайскими силами остров Пуло Кондор. Кхмерские земли Ченлы, тямские владения и даже подвластные Китлю сенеровьетнамские округа становились объектами военно-морских экспедиций н пиратских набегов со стороны Шрнвиджаи. Китайцы отбили одно такое нападение в 767 г. Значительным свидетельством внешнеполитической истории Шрмвиджан является надпись 775 г. на каменной стеле из Лигора (современный Южный Таиланд). Санскритский текст лигорской стелы как бы знаменует собой итог завоеваний Шривнджан за пределами Суматры и формирование мсжостровного объединения под властью монархов шривиджайской династии, которые стали титуловать себя махараджами.
Согласно широко распространенной в современной историографии точке зрения, в это время в Шривиджае правила приверженная буддизму династия Шайлендра, яванская ветвь которой захватила власть и в дентральнояванском государстве Матарам. По поводу происхождения динястии Шайлендра давно ведутся споры*. Однако вероятность древпекхмсрского, яванского, малайского или даже индийского происхождения Шайлекдра принципиального значении для характеристики основ политической власти в раннесредкевековых государствах Суматры и Явы не имеет. Космополитические черты, иноземные генеалогии и связи высшей власти вовсе не исключают местной социально-классовой ее природы.
|
|
Суматранские памятники, связанные с культовым строительством, намного уступают яванским буддийским и индуистским памятникам по богатству архитектуры и изобразительного искусства. Но широкий географический ареал распространения святилищ Шривиджаи, разбросанных помимо районов Палембанга и Джамби по всей Восточной и Южной Суматре, встречающихся на Малаккском полуострове и на перешейке Кра, вполне соответствует масштабам политической ирелигиозной экспансии Шривиджаи. Эпиграфика доносит сведения о том, что на территории империи по приказу махараджей шривиджанской династии и под надзором их главных священнослужителей возводились кирпичные ступы и храмы, посвященные различным божествам буддизма махаяны. Такие строения найдены в Лигоре, Кедахе, Чайе, других местах полуострова.
Шривнджая в этот раиьшй период своей военно-политической экспансии не только приумножала внешние владения за счет территорий к северу от стратегически важного Малаккского иролива, но и стремилась распространить свою власть на юго-восток, вплоть до исконно яванских земель. Цептральнояваские княжества не стали частью Шривиджаи, и Матарам противопоставил ей независимую внешнюю политику. Однако с середины VIII по 30-е годы IX в. короли-буддисты из рода Шайлендра (возможно, яванская ветвь той же династии, что и в Шривиджае) господствовали в долине Кеду, отчасти объявив вассалами, отчасти вытеснив представителей линии Санджаи, сторонников шиваизма.
К концу VIII в. Шривиджая установила свое преобладание на морских коммуникациях, шедших через Малаккский и Зондский пролива, и сухопутных трассах и волоках, пересекавших Мялаккгкяи полуостров. Это обеспечивало ей контроль за главными артериями торговли, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Большие Зондские острова с Индией и Арабским халифатом.