История Матарама в период правления королей-рака

СЕРЕДИНЫ IX — НАЧАЛА X в.

Согласно широко известной точке зрения, в 30--40-е гг. IX в. в положении Шайлендра из Центральной Яве происходили изменения, связанные с тем, что санджаиты восстанвоили свою власть над большей частью Центральной Явы и закрепили за собой верховный титул махараджи рака. Потомки Санджаи, идеологическим кредо которых

Был традционный сплав шиваизма и культа предков династии, стремились покончить с зависимостью от Шайлендра и восстановить былые полититческие позиции, но в основе сложившейся поличтиеской ситуации была не борьба религиозных направлений. Религиозные различия отходили на второй план при междинастических конфликтах и тенденциях к религиозному синкретизму. В коцне правления Шайлендра в долине Прамбанан строились и буддисткие и индуистские культовые сооружения. За првиерженностью к внешним проялениям официальной религиозной доктрины стояло сопернчиество феодальных группировок и религиозно0-идеологическое обоснование сакральности королевскйо власти, е незыблемости.

После того как умер махараджа Самаратунгга из династии Шайлендра (это произошло ок.832 г.), его бывший вассал из линии Санджаи, рака Гарунга, проваозгласил себя самостоятельным правителем большей части Центральной Явы. Его сын, рака Пикатана, взял в жены дочь покйоного Самратунгги принцессу Прамодавардхани, тем самым объединив две династийные линии. Эта праявщая супружеская чета ознаменовала свой союз строительством буддйиских и индуистских чанди в долине Прамбанан. Предполагается, что у Самаратунгги был еще сын Балапутра, и рака Пикатана выступил против него, побудив его искать убежища при дворе суматранских Шайлендра, где он вскоре стал махараджей.

Сын рака Пикатана и Прамодавардхани махараджа рака Кайюванги (около 850 – 882 гг.) явился уже представителем объединенной (под эгидой санджаитов) династии матарамских монархов. На плато Ратубака, открывавшем выход на плодородные равнины от нынешнйе Джокьякарты до Клатена, в знак победы, ожержанной над Шайлендра, возвели знаки линги и храм Шивы. Востановление власти санджаитов было также отмечено сооружением в столчиной области, в долине Прамбанан, грандиозного культового ансамбля, предназначенного для отправления культа династических предков в облике шиваитских божеств и прославления шивааизма как идейной основы монархического правления. При махарадже рака Кайюванги Матарам стал господствовать над Центальной Явой. И рака Пикатана, и рака Кайюванги использовали в свих надпиясх древний священный титул монарха – рату.

К середине IX в. эпиграфика уже доносит до нас вполне определенные свидетельства о чертах социально-политических отношений раннего Матарама, объединившего межгорные долины в районах Кеду и Прамбанана. Это было экономическое и культурно-политическое ядро государства.

К середине IX в. институт рака уже был выражнием системы отношений, котоурю ведущие отечественные ученые считают раннефеодальной. Это значит, что при верховной собственности махараджи на землю в государстве рака становится высшим владельческим тиутлом. Им наделялись крупные сановники государства, министры на условиях службы с определенными должностными титулами рангами и с правом получения доходов с тех областей, рака которых они становились. Вместе с тем оставался слой рака – крупных удельных правителей, распоряжавшихся в своих землях практчиески самостоятельно, имевших своих вассалов. В обмен на признание своего фактического суверенитета они имели некоторые обязанности перед коронйо, но часто эти обязанности носили символчиеский характер и были знаком формального подчинения верховной власти. Такие крупные феодалы были нередко связаны родственными узами с домом махараджи.

Несмотря на востановление власти шиваитской династии, в последней четверти IX в.еще, по-видимому, не произошло объединения Центральной Явы. Восшествие на престол Матарама махараджи рака Кайюванги породило осложнения в отношених межд членами его рода. Претендентами на престол выступили его старшая сестра рака Гурунванги и его младший брат Ладхейян. По одной из надписей (880 г.) жена махараджи была похищена его младшим братом и покочнила с собой. С этого момента бострилась борьба между рака Кайюванги и его политическими противниками из родственного окружения и местных рака. К концу его правления появились и другие махараджи рака. В 886 г. это была махараджа рака Гурунванги. До 900 г. на Центральной Яве правили параллельно несколько монархов-шиваитов, боровшитхся за престол Матарама. В надписях эти рака титулуют сенбя либо «махараджа» либо «хаджи», и между ними устанавливаетя какая-то иерархия. В 890 г. известен махараджа рака Лимус Галух, а по списку, помещенному в надписи махараджи рака Балитунга (907), в это время правит и махараджа рака Ватухумаланга, который по надписи 896 г. титулует себя «хаджи».

Во второй пол. IX – начале X в. Область преимущественного перераспределения земель и создания новых полей на Центральной Яве перемещается на юго-восток. Вообще для рисоводческих обществ средневековья характерно постоянное перемещение цептров активности в раздаче земель в районы недавнего освоения земель классовым обществом (но не крестьянами-рисоводами вообще), куда постепенно перемещаются и центры политической активности (столицы и проч.). На Яве движении е шло на восток, у вьетов – на юг, у кхмеров – на запад, всегда к новым «классово-освоенным» или завоеванным рисовым долинам.

Во второй половине IX в. появились упоминания о дарении земли крупными землевладельцами (рака, князьями) самостоятельно возникших небольших княжеств. Рака без санкции монархов дают духовенству поля, создавая из них симы (имунизированые владения). Причем в дальнейшем на этих землях могли создаваться общины-вануа, видимо, зависимые от храмов. К 861 г. относится первое дарение вануа свстскому лицу, но уже монархом. Примечательно, что в рассматриваемый период монарх впервые дарит освоенные земли светскому владельцу для передачи храму. Тогда же монарх стал давать владениям отдельных деревенских коллективов права симы за военные заслуги. Иммунитетов стало больше, на касались они коллективов с землей (вануа, дхарм), а не отдельных полей-савахов. Только монарх мог превратить общину в симу храма или передать ее светскому лицу. Местная власть в своем управляемом районе (ватак) могла дарить земли храму, обработав их для этого. Местный администратор мог тогда получить землю от монарха, если он потом ее передавал храму. Носители местной администрации тем самым имели и власть экономическую, но были в ней ограничены монархом, в отличие от рака.

В указанный период впервые упоминаются ракараяны – чиновники центрального аппарата. Ракараян мог покупать землю (поля) у общинников-рам и становится частным землевладельцем, но не владельцем общины. Речь в эту эпоху всегда шла о приобретении полей, обработанных или необработанных, а не об общинах.

В это время еще существовали неосвоенные земли Центральной Яве; основным источником частного владения было освоение, а не закабаление общинников с приобретением прав на их уже обработанные земли. Когда же там не стало необработанных (на тогдашнем техническом уровне) земель, перераспределение земель прекратилось. Но пока, во второй половине IX — первой половине X в., зоной активной передачи земель были и Центральная Ява (Кеду), и горный восточный Маланг (карта № 3). Центральная власть в Матараме была в это время уже экономически крепка, исключение из государственного управления и обложения (то есть из разряда ватак) было возможно только через монарха.

Община (вануа) владела уже не только обработалными землями, но и необработанными. Слсдовательно, выделение необработанных земель представителями месгной власти могло идти и за счет общин.

Важные процессы происходили внутри общины. На Восточной Яне деревенские чиновники за военную службу начинают получать права симы для своей вануа, а для себя — необработанные земли внутри общины. Они превращали эти земли в частное владение, сами становясь феодалами. На Цонтральной же Яве, няоборот, происходили конфликты духовенства и местных властей из-за земли; участков для новых раздач здесь становилось все меньше. Так возникали предпосылки для перемещения центра экономической активности и политической власти на восток, где еще были свободные земли и многоземельные обшины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: