Введение. С717 социальные патологии

О.И. Спесивцева

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ

Учебное пособие

Часть первая

Челябинск

ББК С 504я7

С717

Спесивцева О.И.

С717 Социальные патологии. Учеб. пособие. В 2-х частях. Ч.1. Челябинск: Челяб. гос. Ун - т,2008. с.

ISBN

В Части 1 учебного пособии раскрываются основные понятия, вопросы и подходы, методы, принятые современной девиантологией по социальным патологиям; проблемы, с которыми сталкиваются ученые, изучающие отклонения в поведении людей; вопросы о существовании, закреплении и поддержании норм в человеческих обществах; осуществляется экскурс в ведущие теории девиантности; исследуются наиболее признанные в науке биологическими, психологическими и социологическими концепции, объясняющими природу отклонений, этапы «научной эволюции» взглядов на проблему отклонений.

Пособие предназначено студентам, изучающим основы социальной работы, преподавателям и аспирантам.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Челябинского государственного университета

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, директор Института культуры детства - Литвак Римма Алексеевна;

кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения» Челябинской государственной медицинской Академии – кандидат медицинских наук, доцент Семченко Л.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Основные категории отклоняющегося поведения………………….12

1.1 Социальная норма и отклоняющееся поведение……………………...12

1.2 Основные виды и причины девиантного поведения………………….22

1.3 Механизм возникновения и протекания аддиктивного поведения….35

1.4 Основные формы девиантного поведения…………………………….40

1.5 Характеристика детей с девиантным поведением ……………………51

Вопросы для повторения …………………………………………………..51

Учебные и практические задания………………………………………….52

Глава 2. Теории девиантности…………………………………………………64

2.1 Социологические теории девиантности……………………………….64

2.2 Биологические теории девиантного поведения……………………..100

2.3 Психологические теории девиантного поведения…………………...106

2.4 Социально-психологические теории девиантности…………………126

2.5 Философско-гуманистические концепции девиантности в психологии…………………………………………………………………144

Вопросы для повторения ……………………………………………...…..144

Учебные и практические задания………………………………………….145

Заключение…………………………………………….……………………...160

Список рекомендуемой литературы…………………….…………………...164

ГЛОССАРИЙ

ВВЕДЕНИЕ

История человека - это история человеческих сообществ. Как считает большинство ученых, первые организованные сообщества появились на нашей планете примерно 40-50 тысяч лет назад. Уже тогда человек придумал правила, регулирующие жизнь сообщества и поддерживающие его организацию. Правила эти претерпели длительную эволюцию, они много раз менялись и пересматривались, а правила разных сообществ, зачастую противоречили друг другу. Однако во все времена, эти правила решали одну важнейшую задачу: определяли, что можно и чего нельзя делать людям, живущим в сообществах. Наличие в правилах негатива – «нельзя» подсказывает, что люди, создававшие правила, подразумевали возможность поведения, не укладывающегося в рамки правил. Так оно и было. Как только один человек придумал правила, другой человек начал их нарушать. Почему?! Зачем?! Для чего?! Точных ответов на эти вопросы не было.

Правила, которые можно легко нарушать - уже не правила. Так возникли наказания, удерживающие людей от нарушения правил. Это не помогло. Человек нарушал правила, несмотря на наказание. Создатели правил и наказаний совершенствовали их в каждом новом поколении. Законы Ману, Хаммураппи, заповеди Моисея, римское право, заповеди Христа, Саллическая правда, конституции - далеко неполный список правил, направлявших человечество. Изгнание, битье камнями, отрубание конечностей, сажание на кол, электрический стул, газовая камера, тюремное заключение - далеко неполный список наказаний, сопровождавший нарушение правил. Нарушители правил не отступали и продолжали их нарушать, несмотря ни на что. Правила устанавливали норму, нарушители демонстрировали отклонения от этой нормы. В обществах возникли большие группы людей, создававшие правила, следившие за их исполнением и наказывающие за их нарушение. Нарушители продолжали нарушать. Ответы на эти вопросы человечество ищет давно. Философы, теологи, писатели, поэты по-своему решали одну и ту же загадку: «Почему во всех человеческих обществах всегда находились люди, нарушавшие общепризнанные правила? Как заставить людей не делать этого?».

Примерно с середины XIX века к поиску ответов на эти вопросы активно подключилась наука. Первенство в этом попеременно оспаривали друг у друга психология и социология. История их соперничества полна диалогов, конфликтов, обмена мнениями и взаимных обвинений.

Психологи утверждали, что причины нарушения правил коренятся в человеческой психике.

Социологи уверяли, - что в общественном устройстве. Психологи упрекали социологов в том, что они мыслят абстракциями, обобщениями. Социологи отвечали психологам обвинениями в том, что они «зацикливаются» на частных случаях, не видя общих закономерностей. Не поняв личности преступника, мы не поймем мотивов и причин преступления - кричали психологи. Но ведь личности типичны, они формируются и действуют в обществах - не менее громко кричали в ответ социологи.

По мере развития обеих наук, их представители, все больше осознавали, что для решения проблемы нужно стремиться не к конфликтам, а к сотрудничеству. В психологии оформилось особое направление-патопсихология (психологии патологий), изучавшее нарушения нормальной психической деятельности. В социологии, соответственно, выделилась социология отклоняющегося поведения.

И психологи, и социологи сталкивались с фактами и событиями, объяснить которые, оставаясь каждый в рамках своей науки, они были не в состоянии. Это и послужило толчком к выделению особой науки - девиантологии, призванной изучать отклоняющееся поведение (от лат. deviatio - отклонение). Хотя слово «наука» здесь не совсем уместно. Первоначально, девиантология считалась междисциплинарной областью на стыке психологии и социологии. Однако вскоре она синтезировала достижения и методы многих других наук. Свой вклад в её развитие, наряду с психологией и социологией, внесли этнология, культурология, медицина, история и философия.

Таким образом, она переросла границы социологии, так же как и психологии. Однако вряд ли ее с полным правом можно назвать самостоятельной наукой. Отдельная научная дисциплина имеет ряд характерных признаков.

Во-первых - это свой, четко очерченный круг проблем, своя область изучения. Во-вторых - наличие профессионального сообщества ученых - представителей данной науки, отделяющих себя от представителей других наук. В-третьих, необходимо наличие специализированной профессиональной периодики, т.е. изданий, целиком посвященных проблемам данной науки. В-четвертых, академическая наука опирается на собственную систему подготовки специалистов. Туда входят как преподавание данной науки в ВУЗах, так и механизмы повышения и подтверждения квалификации - аспирантуры, ученые степени.

Наконец, науки располагают своими собственными методами познания реальности. Например, астроном, познает свою реальность с помощью телескопа, социолог - с помощью анкеты и т.д. Проще говоря, что бы говорить о существовании отдельной науки нужно четко сказать ЧТО, КЕМ и КАК изучается. Вот как раз таки с этими «что», «кем» и «как» все не очень понятно.

На первый вопрос ответить вроде бы легко - изучается все, что связано с отклонениями от норм и правил поведения. Но ведь отклонения от нормы это и самые разные преступления, и гениальность и алкоголизм, и психические болезни и переход улицы на красный свет и умственная отсталость и обман и половая распущенность и многое-многое другое. Вдобавок представление о норме постоянно пересматриваются: то, что считалось отклонением, становится нормой и наоборот.

Статьи по проблемам отклоняющегося поведения можно встретить почти в каждом профессиональном издании, практически любой из гуманитарных наук. Поэтому, девиантология - это, скорее, не наука, а своего рода, подход к проблеме. Особый взгляд на общество и человека, возможный с позиций многих наук. Взгляд через призму вопроса о причинах и природе отклонений в поведении людей. Своего рода синтез теорий, концепций, практических рекомендаций и методик исследования проблемы нарушения правил. «Отпочковавшись» в самостоятельную область знания, девиантология, тем не менее, не теряет прочных связей со своими «прародителями» - психологией и социологией. И все же в системе наук, изучающих общество и человека, девиантология занимает пока еще маргинальное (от лат. marginalis -находящийся на краю, неустойчивое, непонятное, промежуточное) положение. Вместе с тем, девиантология сегодня это достаточно самостоятельное направление в гуманитарном знании.

Между тем, заявленный синтез настоятельно необходим. Непременным условием всякого профессионализма является не только глубина, но и широта взгляда на изучаемые проблемы. Сказанное, в особенности относится к тем, кто готовится изучать самый сложный объект любого исследования - человека. Все перечисленные соображения и подтолкнули автора к идее написать учебное пособие, стремящиеся представить проблему отклонений максимально популярно и доступно, не теряя при этом научной строгости и достоверности.

Скажем, некто уверен в том, что Земля - плоская. Это ведь тоже отклонение. Кто пострадавший, кому причинен вред? Обществу - ответим мы, в частности - науке. Любое человеческое общество стремится к «согласию умов» своих членов. Нарушение этого согласия расценивается, как агрессия и наказывается ответной агрессией. Попробуйте публично объявить о своих убеждениях, относительно плоской Земли - сами увидите. Сказанное, кстати, позволяет объяснить, почему в средние века сжигали еретиков, а в XX веке расстреливали «врагов народа».

То, что правила необходимы, не отменяет того факта, что иногда их создатели и проводники этих правил начинают действовать в ущерб людям. Поэтому, не всегда нарушение правил - это зло. Сложные вопросы (к которым относится вопрос о том, «что такое хорошо и что такое плохо?») не подлежат однозначному разрешению. Поэтому-то и возникает необходимость их специально изучать. Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [6,с.208]. Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, играющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»[6].

Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [7].

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

К числу наиболее актуальных проблем социальной работы в настоящее время относится проблема социальных отклонений - их причины, механизмы, профилактика и контроль.

Необходимость введения учебной дисциплины «Социальные патологии» обусловлена как социальным заказом и психологической практикой, так и интересом научной общественности к проблемам девиантологии. Учебная дисциплина «Социальные патологии» тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины как «Технология социальной работы», «Теория социальной работы», «Социальная психология», «Социология». Содержание курса «Социальные патологии» направлено на то, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин психологического и социально-психологического блока, на выработку у студентов способности применять эти знания и умения на практике.

Учебное пособие «Социальные патологии» ставит своей целью ознакомить студентов с основными концепциями и ведущими теориями зарубежной и отечественной девиантологии и раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются ученые, изучающие отклонения в поведении людей.

Задачи учебного пособия:

1. раскрыть основные понятия, вопросы и подходы, методы, принятые современной девиантологией по социальным патологиям;

2. изучить вопросы существования, закрепления и поддержания норм в человеческих обществах;

3. рассмотреть различные виды и формы девиантного поведения;

4. проанализировать подходы исследования девиантного поведения,

5. исследовать наиболее признанные в науке биологические, психологические и социологические концепции, объясняющие природу отклонений, этапы «научной эволюции» взглядов на проблему отклонений.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства.

Наконец, немного о самой структуре учебного пособия. Учебное пособие состоит из двух частей.

В первой части учебного пособия раскрываются подходы, принятые современной девиантологией по социальным патологиям; осуществляется экскурс в ведущие теории девиантности; исследуются наиболее признанные в науке биологическими, психологическими и социологическими концепции.

Первая глава посвящена знакомству студентов с основными понятиями, вопросами и подходами, принятыми современной девиантологией. Здесь мы старались по возможности полно представить проблемы, с которыми сталкиваются ученые, изучающие отклонения в поведении людей. Это необходимо для того, что бы «погрузиться» в тему, почувствовать ее сложность, неоднозначность. Здесь же мы описываем методы, с помощью которых ученые изучают девиантное поведение. В главе мы рассматриваем вопросы о существовании, закреплении и поддержании норм в человеческих обществах. Ведь девиантность - это отклонение от нормы.

Во второй главе осуществляется экскурс в ведущие теории девиантности. Мы постарались познакомить студентов с наиболее признанными в науке биологическими, психологическими и социологическими концепциями, объясняющими природу отклонений, представить этапы «научной эволюции» взглядов на проблему отклонений.

Вторую часть, можно ее назвать «Частные формы социальной патологии». В ней вы прочитаете о том, как раскрываются проблемы преступлений и криминального поведения в современном обществе, социальные аспекты проституции, аддиктивное поведение как состояние нарушения жизненных функций, проблема сексуальных отклонений, суицидальное поведение как вид девиации, проблема вандализма, социальное аутсайдерство – нищие, лица без определенного места жительства.

В каждом параграфе главы выделяются ключевые термины для запоминания. Итоги каждой главы подводятся краткими выводами основных идей, а заканчиваются параграфы вопросами для повторения и учебными и практическими заданиями, а во второй части имеются еще и темы для дискуссий.

Предназначена книга, прежде всего, для студентов факультетов социологии, психологии, социальной работы и криминологии - для тех, кому предстоит профессионально сталкиваться с проблемами отклоняющегося поведения.

Люди могут быть чудовищно агрессивны, жестоки по отношению. Но в то же время они оказываются способны на впечатляющие проявления доброты, альтруизма и жертвенности. Говоря словами В.Франкла: «Человек - это животное, которое изобрело газовые камеры. Но он же входил в них с гордо поднятой головой и молитвой на устах».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: