Тема 2. Основные направления зарубежной психологии

Причины и характер кризиса в психологии начала XX века, возникновение новых школ и направлений психологии на рубеже веков. Психоанализ. Жизненный путь З.Фрейда и его путь к понятию «бессознательное». Методы исследования бессознательного. Структура психики по Фрейду (Я, Оно, Сверх-Я). Движущие силы развития личности и защитные механизмы. Неофрейдизм. Бихевиоризм. «Манифест бихевиоризма» Дж. Уотсона. Схема «стимул-реакция». Экспериментальные исследования в бихевиоризме. Необихевиоризм («промежуточные переменные»). «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера, проблема научения и «программированное обучение».Возникновение гуманистической психологии как альтернативы психоанализу и бихевиоризму (середина XX века). Понятие «самоактуализация» по А. Маслоу. Безоценочное принятие по К. Роджерсу. Другие течения и теоретические направления в психологии (гештальтпсихология, когнитивная психология и др.).

Вопросы для обсуждения

1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке.

2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии.

3. Основные направления психотерапии (психоаналитическая, бихевиоральная, гуманистическая, гештальт-терапия и др.).

Темы рефератов и сообщений

1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов (по выбору: З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Д. Уотсон, У. Джемс, Б. Скиннер, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл, Ж. Пиаже, М. Вертгеймер, К. Левин и др.)

2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера.

3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина.

4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии.

5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

Задачи

1. Определите, представителям каких психологических направлений принадлежат приведённые высказывания, обоснуйте ответ.:

- «Психология…есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции также мало, как такие науки, как химия и физика. …Можно обходиться без сознания в психологическом смысле…»;

- «Наша первая реакция на высказывания других людей - немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное. Очень редко мы позволяем себе понимать, что значат слова другого человека для него самого… Нелегко позволить себе понимать другого, эмпатически целиком и полностью войти в его внутренний мир. Это происходит редко»;

- «Припомним, какие же средства раскрытия забытого, скрытого, вытесненного есть в нашем распоряжении. Изучение случайных мыслей больного, возникающих при свободном ассоциировании, изучение сноведений и изучение дефективных и симптомных поступков»;

- «Дайте мне дюжину здоровых, физически хорошо развитых детей, и при наличии для их воспитания определённых мной внешних условий я ручаюсь, что, выбрав наугад любого из них, сделаю из него путём тренировки какого угодно специалиста по своему произволу - врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, способностей, призвания и национального происхождения».

2. Рассмотрите какой- либо собственный повседневный поступок, отвечающий вашим сознательным желаниям и целям. Представьте, что один психолог на основании вашего субъективного отчёта будет классифицировать эти цели, желания, интересы, выделит частное и общее, установит закономерные связи этого поступка с другими. Второй психолог представит тот же поступок как определённую последовательность движений, сложных и элементарных, и будет выявлять внешние причины их возникновения, уже не требуя у вас субъективного отчёта. Третий психолог полагает, что ваше объяснение поступка может быть неадекватно его действительным причинам. Поскольку осознанное желание совершить то ил иное действие лишь искажённо представляет подлинные мотивы, которые относятся к области бессознательного, то исследователь попытается реконструировать их, давая поступку ещё одно объяснение.

Напишите своё собственное представление об этом поступке и «отчёт» о нём трёх психологов - представителей разных направлений. Что это за направления, по каким признакам вы определили это?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: