Приемы «живой речи» и коммуникативная целесообразность как основное условие их применения.
Приемы установления контакта: начальная пауза, обращения, этикетные формулы, апелляция к объективным факторам (помещению, погоде, времени и др.), к речи или личности предыдущего оратора, апелляция к собственной персоне.
Приемы привлечения и удержания внимания: «фактор края», интонирование текста, тропы и фигуры речи, юмористическое замечание, крылатые выражения, пословицы, поговорки, импровизация.
Приемы стимулирования интереса слушателей: апелляция к интересам аудитории; к известным источникам (или их авторам), цитирование; к фактическим событиям; статистические данные; показ значимости информации, прогноз; экскурс; новизна материала, «эффект неожиданности»; создание (изложение) парадоксальной ситуации, «провокация»; краткое отступление от темы; сравнение; сопоставление всех «за» и «против»; принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.
Приемы диалогизации монолога: проблемная ситуация: разнообразие способов подачи материала (тесты; игры и т. д.); композиционно-стилистический прием (например, рассказ в рассказе); прием сопереживания; прием соучастия; прием отстранения, драматизация; показ не только результата, но и процесса; выдвижение неожиданно новых гипотез, предложений; вопросно-ответное построение главной части текста, делегирование слушателям возможностей принимать решения.
|
|
Недозволенные, «спекулятивные» приемы: введение слушателя в заблуждение, заведомое преувеличение, искажение фактов; запугивание, «ограничительное» использование авторитета; дискредитация слушателя; некорректная апелляция, отсрочка.
Софизмы, вопросы-капканы, демагогические уловки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов в соответствии с учебным планом заочной формы обучения | |||||
на базе общего среднего (полного) образования | на базе среднего профессионального (юридического) образования | ||||||
лекции | семинар. (практ.) занятия | лекции | семинар. (практ.) занятия | ||||
1. | Роды и виды публичной речи. Судебное красноречие. Этапы подготовки публичной речи. | - | - | ||||
2. | Законы и принципы современной общей риторики. | - | - | - | |||
3. | Искусство спора. Аргументация. (Работа в группах, ролевые задания, ролевая игра «Судебное разбирательство»). | - | - | ||||
4. | Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию. (Ролевая игра «Невербальные средства общения» и организация различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического). | - | - | ||||
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ