Тема: «вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию»

2.3. Практическая подготовка:

1. Составьте матрицу вопросов Квинтилиана.

2. Опишите свой вчерашний вечер, используя «матрицу» вопросов Квинтилиана. Не забудьте обозначить, какова цель вашей речи и кто ваши слушатели.

3. Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки. Иногда у них возникает своеобразное заикание, особенно во времядлинной и очень эмоциональной речи (например: п-простите, по-пожалуйста; д-дня через два; шла кр-кровь, п/представляете, какой ужас!) Хотя возможно, что вследствие неспокойного состояния оратор бывает вынужден повторить начатое слово или звук, чтобы выиграть время для подготовки содержания следующего блока высказывания.

Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте рекомендации по их избеганию.

4. «В юности Помпей имел довольно привлекательную внешность, которая располагала в его пользу прежде, чем он успевал заговорить. Приятная наружность соединялась с величием и человеколюбием, и в его цветущей юности уже предчувствовались зрелая сила и царственные повадки», – писал Плутарх.

Поясните подробнее, что располагало слушателей к Помпею? И каким образом это влияло на речевое общение с ним?

5. Психофизиологи считают «ораторскую лихорадку», проявляющуюся в виде чрезмерного волнения выступающего, своеобразной болезнью, симптомы которой сходны с симптомами страха: нервозность в движениях, дрожание коленей, трясущиеся руки, пересохшие губы, нервная бледность или, напротив, яркий румянец, учащенное дыхание.

К.С. Станиславский отмечал, что такая «болезнь», сковывая движения, приводит не только к «мышечному», но и к «психическому зажиму» оратора.

Как отражается такое психическое состояние на способности говорящего эффективно мыслить и на самом процессе публичного выступления?

6. «Говори лишь тогда, когда ты спокоен», – гласит китайская мудрость. Докажите, что это действительно так.

7. «Ораторскую лихорадку» не следует путать с творческим волнением оратора. Какова природа этих двух состояний? В чем их сходство и различия? Назовите способы их преодоления, приведите примеры.

8. По свидетельству Плутарха, ценою невероятных усилий шел к ораторским лаврам Цицерон:

«Говорят, что он не менее Демосфена страдал недостатками в декламации, а потому усердно поучался как у комического театра Росция, так и у трагического – Эзопа.... Декламация же Цицерона немало содействовала убедительности его речей. Высмеивая ораторов, прибегавших к громкому крику, он говорил, что те по немощи своей выезжают на громогласии, подобно тому, как хромые садятся на лошадей»[32].

Вслед за Демосфеном и Цицероном проделайте упражнения, ставшие классическими для развития дикции и жестикуляции:

Ø Возьмите в рот несколько камешков (или конфет) и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо стихи.

Ø Чтобы укрепить голос, пытайтесь, декламируя, перекричать шум прибоя на море (гудок паровоза или громко включенную музыку) – но только так, чтобы никому не мешать.

Ø Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу.

9. К.С. Станиславский охарактеризовал речь с плохой дикцией, используя различные тропы. Какой из этих тропов и почему вам кажется наиболее удачным? Дайте свои ассоциации небрежной речи.

1) «Когда у некоторых людей от вялости и от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

2) «Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык».

10. С.М. Волконский утверждал, что «движение не может быть некрасиво, раз оно отвечает назначению». Что это значит для оратора?

11. Определите по приведенным ниже цитатам основные источники информации в речевом общении. Согласны ли вы с полученными выводами? Приведите свои наблюдения.

1) «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, по тем движениям, которые он делает нехотя» (Ф. Шиллер).

2) «Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы» (А. Шопенгауэр).

12. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах», – уверял Ларошфуко.

Согласны ли вы с этим наблюдением? И нет ли противоречия в ваших позициях (см. предыдущее задание).

13. Вдумайтесь в смысл следующих изречений. Какому логическому требованию речи посвящено каждое из них?

1) «Ссылка на авторитет не есть довод» (Спиноза).

2) «Кто боится нападок на свои убеждения, то сам сомневается в них» (Филлипс).

3) «Мысль никогда не должна подчиняться ни догме, ни направлению, ни страсти, ни интересу, ни предвзятой идее, ни чему бы то ни было, кроме фактов, потому что для нее подчиниться – значило бы перестать существовать» (А. Пуанкаре).

4) «Сжечь – не значит опровергнуть!» (Д. Бруно, предсмертные слова)

5) «Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше» (В.Г. Белинский).

6) «Истина рождается в спорах; но когда страсти кипят, истина испаряется» (Б. Шоу).

7) «Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды» (Д. Вилькинс).

8) «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины» (Г. Галилей).

14. Помните, как в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя Чичиков «примерял улыбки» перед зеркалом? Примите соответствующее выражение лица:

Ø для дружеского приветствия слушателей,

Ø для дружеского прощания с аудиторией,

Ø для снисходительного выслушивания вопроса

«не по существу»,

Ø для обдумывания собственного серьезного возражения.

Ø для обдумывания выслушанного серьезного возражения.

15. С.М. Волконский в книге «Человек на сцене» писал:

«Жест – это искусство из искусств. Это выявление собственного «я» путем внешнего «я»; это есть самоизваяние, притом вечно изменяющееся, как в себе самом, так и в своем отношении к окружающему.

Человек – центр, каждый – своего космоса; всякое его движение влечет перестановку всех отношений; рука есть начало бесконечного радиуса, конец которого касается невидимой и, вероятно, несуществующей окружности мироздания» [33].

Как вы считаете, в какой мере такая трактовка жеста относится к подаче публичной речи?

16. Прочтите вслух текст, сопровождая его смысловыми интонациями и называемыми действиями.

«…А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка!

Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряемся, грозим, уверяем, осведомляем.

А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы, и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, на общепризнанном языке».

Продолжите этот текст французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня своими обозначениями эмоций, передаваемых с помощью бровей и плеч, и сопроводите их соответствующей мимикой и жестами.

17. Замените, где можно, слова жестом. Произнесите фразы перед зеркалом. Придумайте свои примеры, старясь использовать свои заготовки к экспромтам.

Пример:

Что посоветовать вам... не знаю.

Что посоветовать вам... [ разведя руками, пожав плечами, качните головой ].

1) Что и говорить теперь? Э-эх! Нечего сказать...

2) Сегодня здесь, в этом зале, собрались те, кому небезразлична судьба России.

3) Я рад вас приветствовать, благодарен вам за теплую встречу, но сейчас прошу тишины. Итак, сегодня мы поговорим о проблеме, которая волнует нас всех: о понимании людей друг другом.

18. В предполагаемых затруднительных ситуациях, возникших в процессе публичного выступления, где вы – оратор и где вы – слушатель, выразите мимикой:

Ø одобрение,

Ø согласие,

Ø недоумение,

Ø несогласие.

19. Сопроводите фразы «я очень рад», «благодарю вас», «проходите, пожалуйста», «уже иду», «королева в восхищении!» жестами и мимикой, которые соответствуют контексту каждого из пластических рисунков:

Ø улыбаясь, протяните руку для приветствия;

Ø кокетливо поправьте прическу;

Ø восторженно зааплодируйте;

Ø испуганно закройте лицо руками;

Ø с тоской посмотрите по сторонам;

Ø равнодушно пожмите плечами.

20. В одной библейской притче рассказывается о том, как однажды женщина просила сына никогда не выступать с речами перед публикой.

«Сын мой, – говорила она, – если будешь лгать, тебя не будет любить Бог, а будешь говорить правду, – не будут любить люди!»

Сын отвечал: «Нет! Я буду говорить! И если буду говорить правду, меня возлюбит Бог, а буду лгать – полюбят люди!»

Могут ли герои этой притчи прийти к согласию? Воссоздайте ситуацию спора и представьте мотивы каждой из сторон.

21. Один из друзей Марка Твена взял у него в долг и обещал вернуть деньги в течение месяца, «если только останется в живых».

Прошел месяц. Долг не был возвращен. Тогда Твен напечатал в одной из газет следующее объявление:

«С великим прискорбием извещаю всех друзей о кончине Гарри Дункана, последовавшей вчера. Он взял у меня в долг 500 долларов и обещал мне вернуть эти деньги через месяц, если только не умрет за это время. Так как друг мой, Гарри Дункан, всегда был верен своему слову, то не может быть никаких сомнений, что он умер не позже вчерашнего дня. Мир праху его».

«Покойный» сразу воскрес, и Твен получил свои деньги.

Какими соображениями руководствовался Марк Твен, решившийся на такую публикацию? Восстановите мотивацию поведения Дункана. Соотнесите его действия с риторическим поступком.

22. Постарайтесь воспроизвести свою последнюю публичную речь без привнесения новых элементов мимики и жестов. Проанализируйте их необходимость, соответствие, исполнение.

Проверьте точность и выразительность мимики перед зеркалом.

Можно ли безошибочно «прочитать по лицу» Ваши мысли?

Ощущаете ли Вы себя в речи? Работает ли в такт словам Ваше тело?

Отражает ли вообще Ваша речь Ваш характер? Или в век электронной почты и Интернета и Вам стало вполне хватать не человеческих, а «чатовских» бесед?

Прочтите рекомендации князя С.В. Волконского и проверьте себя.

Ощущать себя в речи – значит чувствовать ее. С.М. Волконский время от времени напоминал своим актерам:

«Речь как всякое движение динамична, в ней есть и скорость, и тяжесть, и направление, а следовательно, и оттенки, проистекающие от различных сочетаний их различных степеней.

Хорошенько проникнитесь сознанием «направления» слов. Есть слова, идущие кверху, есть идущие вниз, есть раскидывающиеся полукругом перед говорящим, есть стремящиеся прямолинейно вперед. Есть слова, в которых заключается само движение рассказа, есть такие, которые как будто только расчищают место для будущего слова. Есть слова горизонтально стелющиеся, есть отвесно падающие. Есть и периоды, – периоды тяжелого восхождения, периоды стремительного блага, периоды скачущие, ползучие. А все сочетания и сопоставления! Хорошенько проникнитесь всем разнообразием физического, телесного динамизма – из него и разнообразие речи.

В 18 разновидностях проявляется физическая деятельность человека, говорил Леонардо да Винчи: покой, движение, бег, стоять, облокачиваться, сидеть, быть согнуту, на коленях, лежать, висеть, нести, быть несому, толкать, тянуть, бить, быть биту, отягчать, облегчать. Все это же – динамические краски нашей речи. Упражняйте тело во всем этом не для того, чтобы оно было умело, а чтобы испытывало разницу и по желанию могло в памяти вызвать любую динамическую окраску. Упражняйтесь в том, чтобы разбрасывать, ниспровергать, вколачивать, тащить, швырять, топать, разрывать и т. д. Сперва на действительных предметах, потом на вымышленных, потом и не думая о них, – только окрашивайте слова вашего рассказа в тот или иной динамический характер» [34].

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ [35]

Всякое умение приходит только благодаря тренировкам. Риторические умения и навыки, основные из которых: владение коммуникативной культурой и состоятельность собеседника как коммуниканта «широкого профиля» – интенсивно и «безболезненно» приобретаются в процессе коммуникативных игр.

Технология их несложна. Время игры, количество участников, регламент речи определяются в процессе подготовки. Речь готовится заранее или рождается экспромтом (естественно, при хорошем знании темы). Итоги подводятся коллективно. И играть в них при желании можно не только с сокурсниками, но и с коллегами, друзьями, даже с детьми.

1. «Искусство рассказа».

Тема выступлений: «Я хочу рассказать вам...»

Форма игры: круглый стол.

Условия игры: допускаются рекомендации до и во время игры.

Оформление игры:

Сентенция: «Речь оратора – это отблеск луны на беспокойных волнах потемневшего моря, игра облаков на светлом июньском небе, гроза, прошумевшая над лесом, ветер, пробежавший по степи…» (П. Сергеич).

Памятка: Три требования к начинающему оратору:

Ø Нужно знать предмет речи в точности и подробности.

Ø Нужно хорошо владеть языковой «материей» речи.

Ø «Нужно не лгать» (А.Ф. Кони).

2. «Искусство общения с публикой».

Тема выступлений: «Что, кроме «Пепси», выбирает новое поколение

Форма игры: сценки-миниатюры из ораторской практики.

Условия игры:

1 – заранее оговаривается аудитория;

2 – по ходу игры предлагаются «затруднения»: бестактное поведение публики (в начале выступления); неуместные реплики и вопросы (в момент изложения главной части речи); перемещение слушателей по аудитории (в конце речи); «раздражитель» в процессе выступления («неорганизованный» слушатель, несовпадение ожидаемой и реальной аудитории, забытые записи и т. п.).

Оформление игры:

Сентенция: «Не сказки сказывай небывалые, но говори человеческие речи о человеческих делах» (Аристофан).

Памятка: Три гаранта успеха общения с публикой:

Ø Точность представления аудитории и ситуации общения.

Ø Скорость принятия решения в непредвиденной ситуации.

Ø Четкость осуществления принятого решения.

3. «Искусство полемики».

Тема выступлений: «Дано ли нам предугадать, как слово наше отзовется

Форма игры: дискуссия.

Условия игры:

1 – на организационном этапе выбирается ведущий, даются особенности дискуссии как вида полемики и вопросы по теме для обсуждения, например: «Что значит «честное слово» и каждое ли слово должно быть честным?»; «Нужно ли доказывать истину?» и др.

2 – на процессуальном этапе создаются условия для импровизаций, подводятся итоги, формулируются выводы.

3 на аналитическом этапе формируется мотивация к риторическому анализу своих и чужих высказываний в целом.

Оформление игры:

Сентенция: «Когда не можешь возразить по существу, то отделываешься словами» (В. Гамильтон).

Памятка аргументатору:

Ø Будьте естественны и уверенны в себе (поможет убедить).

Ø Спокойно воспринимайте острые вопросы (поможет подчинить эмоции разуму и сосредоточиться).

Ø Не уходите от вопроса (лучше переспросите, чтобы выиграть время на обдумывание ответа).

Ø Разрядите обстановку шуткой (поможет завоевать симпатии аудитории).

Памятка полемисту:

Ø Разграничивайте общее для спорящих и разделяющее их.

Ø Прежде чем критиковать оппонента, уточните: правильно ли вы его поняли.

Ø Критерий понимания – верное изложение чужого мнения.

Ø Соблюдайте культуру спора.

4. «Искусство убеждения».

Тема выступлений: «Красота спасет мир, красоту – мы!»

Форма игры: конкурс выступлений.

Условия игры:

1 – заранее разрабатываются критерии оценки выступлений.

2 – главным критерием оценки ораторского мастерства традиционно принимается степень вовлечения слушателей в диалог.

Оформление игры:

Сентенция: «Нет такого горючего вещества, чтобы загореться без огня, нет и такого ума, чтобы он загорался от силы твоей речи, если ты сам не предстанешь пред ним, горя и пылая» (Цицерон).

Памятка: Успех речи гарантирован, если Вы:

Ø Вызовите доверие у слушателей.

Ø Изящно соедините витийство словесное и телесное.

Ø Говорите энергично.

Ø Говорите искренне.

Ответьте себе «как оратор оратору» на 10 вопросов, определяющих ораторский уровень. Выводы занесите в тетрадь на «памятную страницу» с пометой: «Действовать!!!».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: