Тема занятия «Скелетные соединительные ткани: хрящевые и костные. Строение хряща и кости как органа, их рост и регенерация. Возрастные особенности»

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. Хрящевые и костные ткани объединяют термином "скелетные". Хрящевая ткань выполняет формообразующую роль в процессе эмбриогенеза, а затем опорную функцию у детей и взрослых. Костная ткань вместе с хрящевой несет основную механическую нагрузку в организме. Свойства этих тканей связаны с особенностями их межклеточного вещества, которое может меняться под влиянием гормонов щитовидной и околощитовидной желез, функциональных нагрузок. Всестороннее изучение гистогенеза, гистофизиологии и регенерации хрящевых и костных тканей имеет большое значение для врачей, особенно травматологов.

4. Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

- учебная:

знать морфофункциональные особенности видов хрящевой и костной ткани;

уметь по структурным особенностям определять разновидности хрящевых тканей на гистологических препаратах;

владеть медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов: эластический хрящ ушной раковины, гиалиновый хрящ трахеи, пластинчатая компактная костная ткань диафиза трубчатой кости.

План изучения темы (форма работы по усмотрению преподавателя)

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Тестовое задание по теме:

(Выбрать один правильный ответ).

30. МЕСТО ЛОКАЛИЗАЦИИ В ОРГАНИЗМЕ ГИАЛИНОВОГО ХРЯЩА:

1) ушная раковина, рожковидный хрящ гортани

2) межпозвонковые диски и симфиз лобковых костей

3) места соединения ребер с грудиной, в гортани, в воздухоносных путях, на суставных поверхностях костей

4) в гортани

31. СТРОЕНИЕ ДИАФИЗА ТРУБЧАТОЙ КОСТИ:

1) наружные и внутренние генеральные пластинки

2) наружные и внутренние генеральные костные пластинки, остеонный слой

3) вставочные пластинки, внутренние генеральные пластинки

4) наружные генеральные пластинки

32. ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ:

1) миотом

2) склеротом

3) внезародышевая мезодерма

4) дерматом

33. СОСТАВ КОСТНОЙ ПЛАСТИНКИ:

1) клетки костной ткани и аморфное вещество

2) остатки остеонов

3) клетки костной ткани и межклеточное вещество

4) межклеточное вещество

34. РАЗНОВИДНОСТИ КОСТНОЙ ТКАНИ:

1) пластинчатая, компактная, губчатая

2) грубоволокнистая, компактная

3) пластинчатая, грубоволокнистая

4) пластинчатая, компактная

35. ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ:

1) эктодерма

2) мезенхима

3) висцеральный листок спланхнотома

4) энтодерма

36. МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ВОЛОКНИСТОГО ХРЯЩА:

1) ушная раковина, рожковидный и клиновидный хрящ гортани

2) межпозвонковые диски и симфиз лобковых костей

3) места соединений ребер с грудиной, в гортани, в воздухоносных путях, на суставных поверхностях костей

4) в гортани

37. РЕГЕНЕРАЦИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ:

1) остеоцитов

2) остеобластов грубоволокнистой костной ткани, пластинчатой костной ткани

3) ретикулярной соединительной ткани

4) хондробластов

38. КЛЕТКИ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ:

1) хондроциты, хондробласты, хондрокласты

2) хондрогенные клетки

3) изогенные группы хондроцитов

4) только хондробласты

39. РОСТ КОСТИ В ДЛИНУ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ:

1) периоста

2) метаэпифизарной хрящевой пластинки

3) эндоста

4) слоя остеонных пластинок

40. ГАВЕРСОВА СИСТЕМА – ЭТО:

1) остеоны

2) сосуды надхрящницы

3) эндост

4) периост

41. МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЭЛАСТИЧЕСКОГО ХРЯЩА:

1) ушные раковины, рожковидные и клиновидные хрящи гортани

2) межпозвонковые диски, симфизы лобковых костей

3) хрящи трахеи и бронхов

4) симфиз лобковых костей

42. КЛЕТКИ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО:

1) хондроциты

2) хондробласты

3) хондрогенные клетки

4) хондрокласты

43. ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СКЕЛЕТНЫМИ ТКАНЯМИ:

1) опорная, дыхательная, обменная

2) защитная, механическая, опорная, водно-солевой обмен

3) защитная, выделительная, механическая

4) выделительная, водно-солевой обмен

44. В КОСТНОЙ ТКАНИ ВСТРЕЧАЮТСЯ КЛЕТКИ:

1) остеобласты, остеоциты

2) остеобласты, остеоциты, остеокласты

3) изогенные группы остеоцитов

4) хондрбласты, хондроциты

45. ВОЛОКНА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ ХРЯЩА:

1) эластические

2) коллагеновые и эластические

3) коллагеновые, эластические, ретикулиновые

4) ретикулиновые

46. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ХРЯЩА:

1) надкостница, зона изогенных групп

2) надхрящница, зона молодого хряща, зона зрелого хряща

3) надхрящница, хондрогенный слой, зона зрелого хряща

4) надхрящница, зона зрелого хряща

47. РОСТ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ В ШИРИНУ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ:

1) метафизарной хрящевой пластинки

2) периоста

3) эндоста

4) остеонного слоя

48. ФУНКЦИЯ ХОНДРОБЛАСТОВ:

1) резорбция хряща

2) образование изогенных групп

3) участие в аппозиционном росте хряща

4) участие в интерстициальном росте хряща

49. ДЛЯ ХОНДРОЦИТОВ ХАРАКТЕРНО:

1) хорошо развита гранулярная эндоплазматическая сеть и участие в интерстициальном росте

2) содержат гофрированную каемку и участие в аппозиционном росте

3) образование хондробластов

4) хорошо развит комплекс гольджи

50. СТРОЕНИЕ ВОЛОКНИСТОГО ХРЯЩА:

1) коллагеновые волокна расположены беспорядочно и между ними в виде островков хрящевые клетки

2) надхрящницы нет, коллагеновые волокна расположены параллельно друг другу, а между ними цепочка хрящевого скелета

3) коллагеновые и эластические волокна образуют пучки и между ними цепочки хондробластов

4) имеются надхрящница, коллагеновые и ретикулярные волокна

51. ГОРМОНЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ГИСТОГЕНЕЗ ХРЯЩА:

1) тироксин, кортизол, гидрокортизон

2) тестостерон, соматотропный, тироксин

3) соматотропин и эстрадиол

4) адренокортикотропный гормон

52. ПРОЧНОСТЬ ХРЯЩА ОБУСЛАВЛИВАЮТ:

1) коллагеновые волокна

2) протеогликаны

3) гликозаминогликаны

4) гликопротеиды

53. УПРУГОСТЬ ХРЯЩА ОПРЕДЕЛЯЮТ:

1) коллаген

2) протеогликаны

3) гликозаминогликаны

4) эластин

54. ЗАРОСШИЕ ЧЕРЕПНЫЕ ШВЫ ОБРАЗОВАНЫ КОСТНОЙ ТКАНЬЮ:

1) пластинчатой

2) компактной

3) грубоволокнистой

4) пластинчатой, компактной

55. ДИАМЕТР ОСТЕОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

1) диаметром канала остеона

2) расстоянием, на котором эффективно работают костные канальцы

3) активностью остеокластов

4) содержанием остеоцитов

56. ВСТАВОЧНЫЕ КОСТНЫЕ ПЛАСТИНКИ В ДИАФИЗЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ – ЭТО:

1) материал для образования наружных или внутренних общих пластинок

2) оставшиеся части концентрических пластинок старых остеонов

3) материал для образования остеонов

4) материал для образования наружных общих пластинок

57. ГОРМОН ПАРАЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ УЧАСТВУЕТ:

1) в понижении уровня ионов кальция в крови и увеличении численности остеокластов

2) в повышении уровня кальция в крови и увеличении численности остеокластов

3) в повышении уровня кальция в крови и снижении численности остеокластов

4) не изменяет уровень ионов кальция в крови

58. КАНАЛЫ ФОЛЬКМАНА – ЭТО:

1) гаверсов канал

2) каналы, которые связывают каналы остеонов между собой

3) каналы, связывающие остеоны между собой, а также с сосудами и нервами надкостницы

4) остатки старых генераций остеонов

59. В СОСТАВ МАКРОФАГАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА ВХОДЯТ КЛЕТКИ:

1) остеокласты, гистиоциты, микроглиоциты

2) хондробласты, хондроциты i типа, хондроциты i типа

3) фибробласты, фиброциты, адвентициальные клетки

4) плазмоциты, липоциты, тучные клетки

5.2 Основные понятия и положения темы:

1. Надхрящница (перихондрий)

2. Остеобласт (остеобластоцит)

3. Остеогенный слой

4. Остеокласт (остеокластоцит)

5. Остеон

6. Остеоцит

7. Периост

8. Пластинка костная

9. Пластинка остеона

10. Костная пластинчатая ткань

11. Костная ретикулофиброзная (грубоволокнистая) ткань

12. Хондробласт

13. Хондробластоцит

14. Хондроцит

15. Хрящ гиалиновый

16. Хрящ коллагеновый волокнистый

17. Хрящ эластический

18. Хрящ эпифизарный

19. Эндост

При подготовке к занятию по данной теме изучите источник развития и классификацию скелетных тканей. Затем необходимо разобрать компоненты как хрящевой, так и костной тканей.

Разбирая разновидности хрящевой ткани, следует установить соответствие их структуры общему плану строения соединительной ткани, а затем подчеркнуть общие черты хрящевой ткани. Необходимо отметить большую пластичность хрящевой ткани, сменяемость структурных элементов, высокую скорость обмена химических компонентов. На примере гиалинового хряща, разобрав структуру, изучить клеточное происхождение основного вещества, его динамику.

Необходимо обратить внимание на зоны молодого, зрелого хряща, отметив структурные и химические изменения в зонах зрелого хряща, рассмотреть структуру и функцию надхрящницы, обратить внимание на особенности питания, роста и регенерации хрящевой ткани.

Изучение костной ткани необходимо начать с определения места костной ткани среди разновидностей соединительной ткани. Следует обратить внимание на быструю сменяемость вещества кости, подобно любой соединительной ткани кость обладает и опорной, и трофической функцией. Для усвоения принципов строения разновидностей костной ткани следует провести аналогию грубоволокнистой костной ткани с неоформленной, а пластинчатой - с оформленной соединительной тканью, рассмотреть особенности строения, отметить разницу в расположении клеток и волокон. Строение пластинчатой костной ткани рассмотреть на примере диафиза трубчатой кости (различные системы пластинок, строение остеона, строение и функции надкостницы). Остановиться на процессе перестройки кости и возрастных изменениях костной ткани. Отметить, что вставочные пластинки являются остатками остеонов предыдущих генераций.

Разбирая разновидности хрящевой и костной тканей, надо привести примеры, где они встречаются в организме человека.

Далее подробно разобрать строение хряща и пластинчатой ком­пактной костной ткани диафиза трубчатой кости как органа.

5.3 Перечень практических умений по дисциплине:

Объект изучения Наименование практических умений  
Препарат №34. Гиалиновый хрящ трахеи. Окраска: г.+э. Найти и зарисовать при малом и большом увеличении: 1. Надхрящницу и в ней: а) коллагеновые волокна; б) ядра соединительнотканных клеток; в) ядра хондробластов; 2. Зона молодого хряща: а) ядра молодых хондроцитов; б) межклеточное вещество; 3. Зона зрелого хряща: а) изогенные группы хондроцитов; б) межклеточное вещество.  
 
 
 
Препарат №35. Эластический хрящ. Окраска: орсеин. Комбинируя малое и большое увеличение, найти и зарисовать: 1. 3ону зрелого хряща: а) изогенные группы хондроцитов; б) эластические волокна; в) аморфное вещество;  
 
 
 
Препарат №38. Пластинчатая компактная костная ткань диафиза трубчатой кости (поперечный разрез). Окраска: тионин-пикриновая кислота. Препарат декальцианированный. Найти при малом и большом увеличении: 1. Надкостницу. 2. Слой наружных генеральных пластинок; а) Параллельные костные пластинки; б) Остеоцит. 3. Остеонный слой. 3.1. Остеон (гаверсова система): а) гаверсов канал; б) концентрические костные пластинки; в) остеоциты. 3.2. вставочные пластинки 4. Слой внутренних генеральных пластинок.  

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы.

1. Каков общий план строения любого вида соединительной ткани?

2. Классификация скелетных тканей.

3. Источник развития хрящевой ткани. Строение хрящевой ткани.

4. Клетки хрящевой ткани.

5. Межклеточное вещество хрящевой ткани.

6. Строение хряща как органа.

7. Строение и роль надхрящницы.

8. Рост и регенерация хряща.

9. Источник развития костной ткани, классификация.

10. Строение костной ткани.

11. Клетки костной ткани, строение, функции.

12. Межклеточное вещество костной ткани. Строение, химический состав.

13. Ретикулофиброзная (грубоволокнистая) костная ткань. Строение, где находится у человека.

14. Пластинчатая костная ткань, ее виды.

15. Строение костной пластинки.

16. Строение пластинчатой губчатой костной ткани.

17. Строение пластинчатой компактной костной ткани.

18. Строение структурно-функциональной единицы пластинчатой компактной костной ткани.

19. Что такое вставочная пластинка? Ее местонахождение.

20. Питание костной ткани, ее регенерация.

21. Регенерация костной ткани при переломах.

22. Рост костной ткани в ширину и длину.


-решение ситуационных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: