В гистологическом препарате околощитовидных желёз обнаруживаются мелкие тёмные клетки, цитоплазма которых окрашена базофильно.
1. Дать название данным клеткам.
2. Происхождение этих клеток.
3. Являются ли данные клетки клетками-мишенями для гормонов гипофиза?
4. Какой гормон секретируют эти клетки?
5. Действие этого гормона.
Задача № 20
У больного наблюдается судорожное состояние, обусловленное резким снижением концентрации в крови ионов кальция.
1. С функцией какого органа эндокринной системы связано данное состояние?
2. Какой гормон секретируется клетками этого органа?
3. Как называются клетки в органе, синтезирующие этот гормон?
4. Действие гормона.
Задача № 21
В гистологическом препарате центральная часть надпочечника. В ней крупные клетки овальной формы, объединённые в гроздья или неправильной формы тяжи, располагающиеся вокруг кровеносных сосудов.
1. Какая часть надпочечника в препарате?
2. Происхождение данной части.
3. Дать название клеткам надпочечника в препарате.
|
|
4. Какие гормоны синтезируют эти клетки?
5. Являются ли данные клетки клетками-мишенями для гормонов передней доли гипофиза?
Задача № 22
В гистологическом препарате корковое вещество надпочечника.
1. Происхождение коркового вещества надпочечника.
2. Перечислить зоны в корковом веществе надпочечника.
3. В какой из зон синтезируется альдостерон?
4. Секреция гормона зависит от гормонов гипофиза?
5. Назвать орган-мишень для альдостерона.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Пищеварительная система. Принцип строения стенки пищеварительной трубки. Особенности строения слизистой оболочки ротовой полости. Крупные слюнные железы: классификация, строение. Миндалины: морфофункциональная характеристика. Возрастные особенности», см. методические указания для обучающихся № 23 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой
1. Темы рефератов:
1.1. Влияние гормонов коры надпочечников на сердечно-сосудистую систему.
1.2. Гормональная взаимосвязь щитовидной и паращитовидной желез на
макроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях.
2. Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.
Занятие №23
Тема: «Пищеварительная система. Принцип строения стенки пищеварительной трубки. Особенности строения слизистой оболочки ротовой полости. Крупные слюнные железы: классификация, строение. Миндалины: морфофункциональная характеристика. Возрастные особенности».
|
|
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
Разновидность занятия: неинтерактивное занятие. Методы обучения: тестирование, фронтальный опрос, иллюстративный.
3. Значение изучения темы. Значение гистофункциональных особенностей органов пищеварительной системы необходимо врачу для проведения профилактического обследования, диагностики их состояния (рентгеноскопия, эндоскопия, биопсия и др.) и выбора путей лечения.
4. Цель обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека, для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов (ПК-16);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
- учебная:
знать общую морфологическую и гистохимическую характеристику слюнных желез: околоушной, подчелюстной, подъязычной и миндалин, уметь определять на микроскопическом уровне структуры больших слюнных желез (околоушной, подчелюстной, подъязычной), миндалин,
владеть медико-аналитическим понятийным аппаратом, навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов: околоушная слюнная железа, подъязычная слюнная железа, поднижнечелюстная слюнная железа, небная миндалина.
План изучения темы (форма работы по усмотрению преподавателя)
5.1. Контроль исходного уровня знаний: