Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Судебный контроль за законностью осуществления государственного управления

Судебная власть – неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них не покушался. Но что не менее значимо, судебная власть – это еще и гарантия осуществления других ветвей власти – законодательной и исполнительной.

Поэтому среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю. Согласно ст.109 Конституции Республики Беларусь судебная власть принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Субъектами судебного контроля в государственном управлении являются:

· Конституционный Суд Республики Беларусь;

· суды общей юрисдикции;

· хозяйственные суды.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в государственном управлении и порядок их осуществления определены Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Он разрешает дела о соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого другого государственного органа.

Поводом к рассмотрению и разрешению в Конституционном Суде Республики Беларусь являются предложения о проверке конституционности акта Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров.

Основанием к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Беларусь закон, иной нормативный акт и т.п.

Акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Формы контроля судов общей юрисдикции в государственном управлении имеют свои особенности.

Суд осуществляет свои задачи путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных, гражданских, а также административных дел. Суд использует присущий только ему метод деятельности – разбирательство дел в судебном заседании.

В отличие от прокуратуры, никакого систематического наблюдения за деятельностью органов государственного управления суды не осуществляют, опротестовывать незаконные действия и акты этих органон они не вправе. Суд не пользуется также правом отмены или приостановления актов органов государственного управления.

Однако суд стоит на страже законности в государственном управлении. В строго определенных случаях, специально предусмотренных законом, суд оценивает при рассмотрении конкретных дел правомерность действий должностных лиц органов государственного управления.

Установив при рассмотрении конкретного дела, что в работе определенного учреждения, предприятия, организации имеются нарушения законности, отсутствует должная борьба с ее нарушителями, с причинами и условиями, способствующими нарушениям законности, ущемляются права и законные интересы граждан, т.е. нарушается нормальная работа органов государственного управления, суд вправе вынести частное определение.

Частное определение является формой правового реагирования суда на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного дела нарушения законности в работе того или иного органа управления и соответствующих должностных лиц.

Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Указания суда, изложенные в частном определении, обязательны для администрации.

Получив из суда копию частного определения, администрация предприятий, учреждений и организаций обязана в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по выполнению указаний суда.

Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость осуществления судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основе отдельных споров лежат акты органов управления. В данном случае исключительно важной является деятельность судов по контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства. В частности, суды рассматривают споры, возникающие из исков на незаконную выдачу ордера на жилплощадь. Признание судом недействительным ордера на жилую площадь, право пользования которой принадлежит другому лицу, является судебным исправлением незаконных действий соответствующих органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией предприятия, учреждения в случаях, когда рассматриваются иски граждан о неправильном их увольнении с работы. Решение суда о признании увольнения противоправным исправляет ошибочное действие администрации.

Суды рассматривают жалобы граждан на постановление соответствующих органов и должностных лиц о наложении административного штрафа. Суд проверяет законность наложения штрафа: наложен ли правомочным органом или должностным лицом; совершил ли оштрафованный нарушения, за которые законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в его совершении; не превышает ли штраф установленный предельный размер; учтены ли при наложении штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного, его имущественное положение; не истекли ли сроки давности. Установив, что штраф наложен неправильно, суд выносит определение об его отмене и прекращении производства по делу.

Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Таким образом, содержанием судебного контроля при рассмотрении административных дел и споров является проверка судом соответствия или несоответствия действий и актов органов управления (должностных лиц) требованиям законности.

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляют хозяйственные суды Республики Беларусь.

Хозяйственный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного либо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принимает меры по признанию ненормативного акта недействительным.

Вступивший в законную силу судебный акт, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие судебные обращения обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Неисполнение судебных актов, а также иное проявление неуважения к хозяйственному суду влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Хозяйственный суд ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательство. В этих целях он:

· ведет анализ данных и материалов, характеризующих причины нарушения законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению;

· ведет пропаганду хозяйственного законодательства;

· информирует в установленном порядке о нарушениях законодательства, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, Президента, Национальное собрание, Совет Министров и другие заинтересованные органы Республики Беларусь.

Если в результате спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа государственного управления, должностного лица, хозяйственный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

Частные определения хозяйственного суда обязательны для исполнения организациями и гражданами, которым они направлены. Информация о мерах, принятых по материалам частного определения, направляется в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента поступления сообщения.





 

Читайте также:

Понятие и юридическое значение актов государственного управления

Ведомственный (внутриведомственный) контроль

Понятие административного права

Стадии реализации нормативных правовых актов

Понятие и сущность законности, целесообразность, дисциплина в государственном управлении

Вернуться в оглавление: Административное право Беларуси

Просмотров: 2225

 
 

54.224.19.6 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.