Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Архитектурная графика | Чертежи архитектора

Чертежи архитектора, или Архитектурная графика - графический образ идеи архитектора в чертеже с масштабом. Это детальная разработка плана будущего здания (или сада в ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих венок, дверей. Ген. план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с обозначением сторон света. Чертежи архитектора тесно связано с математическими расчетами и указаниями размеров будущего здания, соотношению его частей (масштаб). Используется как в проектировании новых построений, так и фиксационных планов существующих или разрушенных зданий. Современное архитектурное графику разделяют на классическую и цифровую. Классическая пораетьсяз карандашами, папером.фарбамы. Цифровая использует вычислительные системы.

Содержание

Египет

Первые чертежи найдены в Древнем Египте, где сложилась мощная школа математиков и геометров. Широкое использование камня позволило сохранить первые образцы чертежей архитекторов. Среди них есть даже первые планы древних садов вокруг бассейнов с водой. Некоторые планы сохранились на фресках и в рисунках папирусов (сад у бассейна на папирусе 16-11 вв.. до н.э. в сборнике Британского музея, Лондон.

Более подробный план саду у бассейна сохранился на стенописи из Фив в гробнице Рехмира, 18 династия ( Метрополитен, Нью-Йорк). Сад на чертеже представлено свыше.Три ряда деревьев нарисованы как радиусы круга-от центра в стороны. Условность чертежи художника Древнего Египта не мешает современному архитектору перевести давний план на современное чертеж с сохранением всех качеств оригинала.

Римская империя

  • Термы императора Тита, план

  • Базилика Максенция, Рим, план

  •  
  • город Геркуланум, театр, план

  •  
  • Термы Диоклетиана. На плане: 1 - Caldarium ; 2 -Tepidarium; 3-холодные ванны ( Frigidarium ) 4 -Natatio ; 5 - Palaestra ; 6-Вход; 7-экседрами.

Средневековая Армения

План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг равносторонний крест вписан в ротонду.

 

Своеобразная и интересная архитектурная школа сложилась в средневековой Армении. Страна одна из первых сделала христианство государственной религией, за что армянскую церковь называют Апостольской. Для религиозных церемоний было построено много церквей. Новый тип храма был принят уже в 6-7 веках. Наибольшее распространение имели крестово-купольные храмы без раздела интерьера храма на нефы. Цй тип храмов называют триконхамы и тетраконхамы, ибо в их плане трех-или чотиричасна сооружение. Внешнее сходство храмов не отразилась на однообразия планов. Среди них есть свои высокие достижения и шедевры, например, план храма Звартноц 643-652 гг, где в храм ротонду вписано равносторонний крест с полуциркульными концами.Сравним с планом церкви Сергия и Вакха в Константинополе.

Средневековье

План церкви Сергия и Вакха в Константинополе.
План базилики Св. Димитрия

Упадок математических знаний сказался на планах средневековых зданий. Показателен чертежи плана базилики Святого Димитрия в Салониках 4 ст. н. е.

Романский стиль

Он предшествовал стиля готики и по разному отличился в искусстве разных стран. Исследователи считают, что во Франции он продержался лет 200. А в некоторых регионах страны позиции романского стиля были так слабы, что он быстро вышел из использования. Особенно слабыми позиции романики были в Иль-де Франс, где розквитликласични образцы готических соборов в Париже, Реймсе, Шартре.

Романик в Германии просуществовала дольше. И некоторое время сосуществовала с готикой, что дало компромиссные, но очень интересные образцы соборов в Майнце, Бамберг, Вормсе, Наумбурге.

Долго удерживали свои позиции Романик и готика и в Испании. Даже последний из великих соборов Испании - в Севилье - умышленно строили в готическом стиле, хотя уже знали о других образцы и типы соборов.

  • План церкви Св.Клемента в таули, Лерида, Испания L?rida

  • Примитивный план монастыря Санто Доминго де силосы, 12 в.Испания

  •  
  • San Mart?n de Fromista: planta. En el Camino de Santiago, promovida POR La Reina De Navarra, do?a Mayor, a?o 1066

  •  
  • План церкви Сан Исидоро де Леон, Испания

Эпоха готики во Франции

План аббатства в Клюни 13 в

 

Южная Франция раньше других регионов восстановила экономику после упадка 4 века. Именно в южной Франции сохранилось много зданий древнего Рима. И именно здесь монахи были носителями математических и строительных знаний.

Центром реформ во Франции стало аббатство Клюни, что в Бургундии. (Более известное двор Клюни в Париже, что было тоже имением бенедиктинцив, ныне музей Клюни.) В Бургундии находился старейший из монастырей ордена бенедиктинцев. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного заведения и разработали свой тип базилики, которая самые лучшие соответствовала условиям католической мессы.

Так возникла в 1088 году пятинефный базилика с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширена венком часовен. После достройки в 1220 р.тринефного помещения с запада базилика в Клюни сравнялась в размерах с главным храмом католичества -базиликой Св. Петра в тогдашнем Риме. Длина базилики Клюни достигла 187 метров. Самая башня церкви достигала на 30 метров.

Так называемая третья базилика Клюни возникла на месте двух предыдущих и стала образцом для многих крупных соборов Франции эпохи готики. Строители в Клюни вернулись к симметрии в плане, а чертеж, несмотря практическое использование строителями, получило высоких эстетических качеств. К сожалению, базилику разрушили в 1807 году. Но фиксационные чертежи позволяет увидеть все величие первоначального замысла здания.

 

Альбом образцов Виллара де Оннекура, начало 13 века

Необходимость сохранять накопленные знания возникла давно. Служила этом и письменность. Наиболее сложным среди ремесел стало строительство, ибо без знания наук и опыта мастеров-предшественников успешное строительство невозможно. Сохранению знаний в сутки готики начали служить письменность и рожденное чертежи архитектора, архитектурная графика.

На утренних этапах Средневековья чертежи выполняли на деревянных дощечках-диптихах, покрытых воском, как это было в позднеантичную сутки. В двух досках делали углубление, которое покрывали воском. Вощеных поверхности накладывали друг на друга, а доски связывали, чтобы избегать порчи надписи или рисунка. Первые чертежи архитектора очень напоминали рисунки. И в альбоме где Оннекура они размещены рядом или это смесь рисунков и чисто чертежей.

Во времена жизни Оннекура для чертежей архитектора используют также камень, пергамент и бумагу. Все материалы использовались одновременно. Архитектурные чертежи сохранились на каменных плитах в соборе Лиможе (Франция, бл.1300 г.), в соборах в Нарбанни и в Клермоне. Известны и чертежи собора Страссбурга на больших листах пергамента.

Исследователи считают, что Виллар де Оннекура начал создавать свой альбом образцов в период обучения и путешествий. Когда он стал мастером, альбом служил образцами, по которым он делал скульптуры и архитектурные детали. После его смерти альбом служит для обучения последователей.

Ни один из сохранившихся листов архитектора 13 ст. еще нет масштаба. Необходимость в нем возникает позже. А пока широко употребляют метод пропорционування.

Архитектурная графика этого периода напоминает современную техническую иллюстрацию, технический эскиз. Именно по таким чертежам выполняли столбы-опоры, готические окна, даже тесали камни необходимых профилей.

Для исследователей и историков наиболее интересным стал листок с чертежом идеального (т.е. несуществующего, придуманного, образцового) хора готической церкви, что сделали вместе Виллар де Оннекура и архитектор Пьер де Кобре. На чертеже точно обозначены внешние контрфорсы, внутренние опоры-столбы, венок часовен, нервюрный свод подобное. На других листах - варианты хора, зарисовки готических окон и проч.

Примеры планов готических соборов

  • Собор в Тюрне

  • Любек, план собора Мариенкирхе суток готики

  •  
  • Великобритания, Уэльс, готический Катедраль

Шедевр чертежей готики

Он возник в Германии. Здесь было много церквей в переходном стиле от романского до готики. Первым зданием, имевшая чисто готические черты, стала церковь Богоматери в городе Трир. Она центристская по плану, в основу которого положено ривноконечний крест. Удлиненная лишь алтарная часть. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики - Франция. Изобретение неизвестного немецкого мастера стал шедевром чертежи архитектора.

 

 

Архитектурная графика Микеланджело (1475 - 1564)

  • Проект плана церкви Сан Джованни деи Фьорентино для Рима.

  • Микеланджело.Проработка алтарной части.

  •  
  • Вариант плана церкви Сан Джованни деи Фьорентино для Рима (не осуществлен).

Франция, эпоха Возрождения

Шамбор (замок) возник в сутки Возрождения. Его план напоминает, что пришли новые времена и новые идеи. Но их воплощение еще делается по старинке, привычно. Поэтому замок украшен высокими крышами, а над ними лес башен и башенок, как это было в эпоху готики.

Автора плана установить не удалось. Есть сведения, что к нему причастен архитектор Доменико да Кортона, известного под именем Боккадор.

После так называемых Итальянских войн короли Францци и аристократы познакомились с достоянием культуры Италии эпохи Видроджння. Некоторых мастеров Италии пригласили на работы в королевских резиденциях - наиболее известное Фонтенбло ( Школа Фонтенбло ). Король Генрих II женился на Екатерине Медичи из Флоренции.Королева - итальянка имела другие вкусы и заказала несколько пректов. Наиболее интересным был проект перестройки замка Шенонсо. К сожалению, не было условий для его осуществления, но проектный план Шенонсо сохранился.

  • План замка Шамбор

  • Жан Бюлан (Jean Bullant), проект перестройки замка Шенонсо, ок. 1572 (чертежи Андре Дюсерсо 1579 г.)

  •  
  • Проект развития дворца Тюильри 1579 г с овальными вестибюлями, не осуществлено (чертежи А. Дюсерсо)

 

Эпоха барокко. Борромини - мастер чертежей архитектора

Франческо Борромини - признанный мастер чертежей архитектора, которыми он плодотворно занимался еще в Милане. Чертежи Борромини не имели себе равных по профессиональному виртуозностью в Италии 17 века.

Только для церкви Сан Карло алле Куатро Фонтане ( ит. San Carlo alle Quattro Fontane ) он сделал несколько вариантов плана. Признанным шедевром чертежей архитектора стал вариант плана, выполненный около 1638 года. Вполне симметричен, он значительно интереснее от плана, что осуществленный в реальности. Фиксационные планы зданий архитектора приобретают большое значение из-за отсутствия оригиналов чертежей архитектора, которые уничтожил сам Борромини в пору болезни в конце жизни.

  • План церкви Св. Карла у четырех фонтанов

  • Борромини. Оратория монахов филиппинцев, Рим

  •  
  • Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Чертеж архитектора Растрелли

Большую эстетическую красоту имели чертежи архитектора эпохи барокко. Об их большую ценность знали. Чертежи архитектора собирали, покупали и копировали годы еще при жизни художника. Исследователям известно, что несколько чертежей Растрелли приобрел граф Петр Шереметев и разместил в особой зале усадьбы Кусково. Они касались зданий Царского Села. Их показывали гостям как изюм сборки.

Чертежи архитектора разошлись по миру и их хранят музеи Польши, Австрии, России. Именно из Австрии реставраторы Киева получили копии чертежей Растрелли для проведения работ в церкви Андрея Першозванного.

 

Архитектурная графика Шарля де Вайи (1730-1798)

  • Замок Монмусар Chateau de Montmusard: section and plan (разрез и план, вариант проекта)

  • Project For Transformation Of The Panth?on, Paris, проект перестройки Пантеона в Париже на храм Республики

  •  
  • Замок Монмусар Ch?teau de Montmusard. Гравюра де Вайи 1765

Два российских архитекторы ( Баженов Василий Иванович, Старов Иван Егорович ) учились в Париже у Шарля де Вайи. Франция переживала не лучшие времена.Строительство понемногу сокращалось, назревала Французская революция. Однако на архитектурной графике мастеров Франции упадок строительства не сказался. В Париже был очаг «бумажной архитектуры» 18 толиття. Конкурсные проекты того времени поражают барокково-сложными планами и неоклассическим декором. Почти каждое здание украшена колоннадами, портиками, а над архитектурными излишками возвышаются скульптуры и купол (конкурсный проект Коллегии всех наук, арх М. Ж. Пейре и др.).

Все эти черты присущи и проектам Шарля де Вайи. В проекте замка Монмусар мы видим полукруглую колоннаду, скульптуры на парапете и купол, словно перенесли во французскую провинцию из Рима. Не покидает впечатление папетикы и избыточности, хотя фасады декорированы сдержанно.

Шедевры чертежей В. И. Баженова

  • Западный фасад Третьего Кавалерский корпуса. Дворец с круглой залом

  • План Третьего Кавалерский корпуса

  •  
  • Фигурная ворота

«Ген. план "Строение в селе Царицыне близ Москвы" ». Фиксационный план Казакова Матвея Федоровича. 1786

Баженов учился в Париже у архитектора Вайи. Тот был мастером архитектурной графики. Но сравнение произведений Баженова и Вайи не в пользу учителя. Ученик оказался намного талантливее своего учителя.

В творческом наследии Баженова особое место занимают архитектурные чертежи. Его рисунки и чертежи были предметами копирования и краж еще в годы пребывания в Париже. Охотно и часто их копировали архитекторы и на родине. Рассеяны по различным сборникам и музеям, они способствовали сокрытии творчества мастера. А нахождение оригиналов или копий ведется и сейчас. Богатую подборку чертежей и планов Баженова собрал его сын с целью напечатать. Увы, печать не произошло, а судьба коллекции неизвестна.

Сохранены оригиналы и копии чертежей-настоящая школа для архитекторов любой эпохи, эстетическая радость для исследователей, сторонников архитектуры и искусствоведов.

Наименьшее их часть напечатана, а по некоторым зданиям не найдена до сих пор. Немного повезло чертежам, что сделал архитектор для усадьбы Царицыно, ибо он отправлял их в Петербург на утверждение императрице. Архивные материалы и чертежи Баженова збериае Мизей архитектуры им. Щусева в Москве, Государственная библиотека России, музей Государственный Эрмитаж. Часть чертежей Баженова найдена в Париже.

 

Архитектурная графика классицизма

  • План виллы Корнаро арх.Бертотти Скамоцци (Bertotti Scamozzi), 1781.

  • Казаков Матвей Федорович, Голицынская больница в Москве, 1775

  •  
  • Якуб Кубицкий, Проект храма Божьего Провидения для Варшавы, 1792

В отличие от мастеров барокко архитектурная графика мастеров классицизма словно теряет зов, взволнованность, безудержную фантазию. Все успокаивается и становится чисто симметричным и покоренным сверхчеловеческому закона, высшей дисциплины, ума. Даже грандиозные конкурсные проекты симметричные, покоренные древним законам построения и дисциплины на все нововведения автора (конкурсный проект Кадетьського корпуса для Петербурга архитектора И. Старова с дортуарах, театром и пристанью на Неве).

Даже в 17 веке, когда в романских странах изобиловал роскошный стиль барокко, архитекторы классицизма словно забывали о волнистые линии, такие присущие окружающей природе (руслам рек, ручьям, тропинкам и путям) и стиля барокко. Поэтому монументальный, очень большой по размерам дворец Вайтхол в Лондоне имеет монотонные, одинаковые фасады, роднит дворцовую архитектуру с казармой. И лишь боковые башни в стиле барокко и высокое качество обработки деталей указывали на дворцовое назначения здания. Но дворец в полном объеме так никогда и не построили.

 

Кристофер Рен. Дворец Вайтхолл, чертежи архитектора.

  • Хаотичная застройка Лондона и Вайтхолл до перестройки на карте 1680

  • Дворец Вайтхолл, генеральный план неосуществленной здания

  •  
  • Боковая башня Вайтхоллу по проекту Кристофера Рена, не осуществлена

 





 

Читайте также:

Строительство квартир. Реконструкция квартиры

Дом

Украинская сецессия (модерн)

Памятник архитектуры

Архитектурные возможности гипсокартона. Минимальные радиусы гибки гипсокартонного листа

Вернуться в оглавление: Архитектура

Просмотров: 11675

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.162.54.155