Архитектурная графика | Чертежи архитектора

Чертежи архитектора, или Архитектурная графика - графический образ идеи архитектора в чертеже с масштабом. Это детальная разработка плана будущего здания (или сада в ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих венок, дверей. Ген. план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с обозначением сторон света. Чертежи архитектора тесно связано с математическими расчетами и указаниями размеров будущего здания, соотношению его частей (масштаб). Используется как в проектировании новых построений, так и фиксационных планов существующих или разрушенных зданий. Современное архитектурное графику разделяют на классическую и цифровую. Классическая пораетьсяз карандашами, папером.фарбамы. Цифровая использует вычислительные системы.

Содержание

Египет

Первые чертежи найдены в Древнем Египте, где сложилась мощная школа математиков и геометров. Широкое использование камня позволило сохранить первые образцы чертежей архитекторов. Среди них есть даже первые планы древних садов вокруг бассейнов с водой. Некоторые планы сохранились на фресках и в рисунках папирусов (сад у бассейна на папирусе 16-11 вв.. до н.э. в сборнике Британского музея, Лондон.

Более подробный план саду у бассейна сохранился на стенописи из Фив в гробнице Рехмира, 18 династия ( Метрополитен, Нью-Йорк). Сад на чертеже представлено свыше.Три ряда деревьев нарисованы как радиусы круга-от центра в стороны. Условность чертежи художника Древнего Египта не мешает современному архитектору перевести давний план на современное чертеж с сохранением всех качеств оригинала.

Римская империя

  • Термы императора Тита, план

  • Базилика Максенция, Рим, план

  •  
  • город Геркуланум, театр, план

  •  
  • Термы Диоклетиана. На плане: 1 - Caldarium ; 2 -Tepidarium; 3-холодные ванны ( Frigidarium ) 4 -Natatio ; 5 - Palaestra ; 6-Вход; 7-экседрами.

Средневековая Армения

План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг равносторонний крест вписан в ротонду.

 

Своеобразная и интересная архитектурная школа сложилась в средневековой Армении. Страна одна из первых сделала христианство государственной религией, за что армянскую церковь называют Апостольской. Для религиозных церемоний было построено много церквей. Новый тип храма был принят уже в 6-7 веках. Наибольшее распространение имели крестово-купольные храмы без раздела интерьера храма на нефы. Цй тип храмов называют триконхамы и тетраконхамы, ибо в их плане трех-или чотиричасна сооружение. Внешнее сходство храмов не отразилась на однообразия планов. Среди них есть свои высокие достижения и шедевры, например, план храма Звартноц 643-652 гг, где в храм ротонду вписано равносторонний крест с полуциркульными концами.Сравним с планом церкви Сергия и Вакха в Константинополе.

Средневековье

План церкви Сергия и Вакха в Константинополе.
План базилики Св. Димитрия

Упадок математических знаний сказался на планах средневековых зданий. Показателен чертежи плана базилики Святого Димитрия в Салониках 4 ст. н. е.

Романский стиль

Он предшествовал стиля готики и по разному отличился в искусстве разных стран. Исследователи считают, что во Франции он продержался лет 200. А в некоторых регионах страны позиции романского стиля были так слабы, что он быстро вышел из использования. Особенно слабыми позиции романики были в Иль-де Франс, где розквитликласични образцы готических соборов в Париже, Реймсе, Шартре.

Романик в Германии просуществовала дольше. И некоторое время сосуществовала с готикой, что дало компромиссные, но очень интересные образцы соборов в Майнце, Бамберг, Вормсе, Наумбурге.

Долго удерживали свои позиции Романик и готика и в Испании. Даже последний из великих соборов Испании - в Севилье - умышленно строили в готическом стиле, хотя уже знали о других образцы и типы соборов.

  • План церкви Св.Клемента в таули, Лерида, Испания Lérida

  • Примитивный план монастыря Санто Доминго де силосы, 12 в.Испания

  •  
  • San Martín de Fromista: planta. En el Camino de Santiago, promovida POR La Reina De Navarra, doña Mayor, año 1066

  •  
  • План церкви Сан Исидоро де Леон, Испания

Эпоха готики во Франции

План аббатства в Клюни 13 в

 

Южная Франция раньше других регионов восстановила экономику после упадка 4 века. Именно в южной Франции сохранилось много зданий древнего Рима. И именно здесь монахи были носителями математических и строительных знаний.

Центром реформ во Франции стало аббатство Клюни, что в Бургундии. (Более известное двор Клюни в Париже, что было тоже имением бенедиктинцив, ныне музей Клюни.) В Бургундии находился старейший из монастырей ордена бенедиктинцев. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного заведения и разработали свой тип базилики, которая самые лучшие соответствовала условиям католической мессы.

Так возникла в 1088 году пятинефный базилика с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширена венком часовен. После достройки в 1220 р.тринефного помещения с запада базилика в Клюни сравнялась в размерах с главным храмом католичества -базиликой Св. Петра в тогдашнем Риме. Длина базилики Клюни достигла 187 метров. Самая башня церкви достигала на 30 метров.

Так называемая третья базилика Клюни возникла на месте двух предыдущих и стала образцом для многих крупных соборов Франции эпохи готики. Строители в Клюни вернулись к симметрии в плане, а чертеж, несмотря практическое использование строителями, получило высоких эстетических качеств. К сожалению, базилику разрушили в 1807 году. Но фиксационные чертежи позволяет увидеть все величие первоначального замысла здания.

 

Альбом образцов Виллара де Оннекура, начало 13 века

Необходимость сохранять накопленные знания возникла давно. Служила этом и письменность. Наиболее сложным среди ремесел стало строительство, ибо без знания наук и опыта мастеров-предшественников успешное строительство невозможно. Сохранению знаний в сутки готики начали служить письменность и рожденное чертежи архитектора, архитектурная графика.

На утренних этапах Средневековья чертежи выполняли на деревянных дощечках-диптихах, покрытых воском, как это было в позднеантичную сутки. В двух досках делали углубление, которое покрывали воском. Вощеных поверхности накладывали друг на друга, а доски связывали, чтобы избегать порчи надписи или рисунка. Первые чертежи архитектора очень напоминали рисунки. И в альбоме где Оннекура они размещены рядом или это смесь рисунков и чисто чертежей.

Во времена жизни Оннекура для чертежей архитектора используют также камень, пергамент и бумагу. Все материалы использовались одновременно. Архитектурные чертежи сохранились на каменных плитах в соборе Лиможе (Франция, бл.1300 г.), в соборах в Нарбанни и в Клермоне. Известны и чертежи собора Страссбурга на больших листах пергамента.

Исследователи считают, что Виллар де Оннекура начал создавать свой альбом образцов в период обучения и путешествий. Когда он стал мастером, альбом служил образцами, по которым он делал скульптуры и архитектурные детали. После его смерти альбом служит для обучения последователей.

Ни один из сохранившихся листов архитектора 13 ст. еще нет масштаба. Необходимость в нем возникает позже. А пока широко употребляют метод пропорционування.

Архитектурная графика этого периода напоминает современную техническую иллюстрацию, технический эскиз. Именно по таким чертежам выполняли столбы-опоры, готические окна, даже тесали камни необходимых профилей.

Для исследователей и историков наиболее интересным стал листок с чертежом идеального (т.е. несуществующего, придуманного, образцового) хора готической церкви, что сделали вместе Виллар де Оннекура и архитектор Пьер де Кобре. На чертеже точно обозначены внешние контрфорсы, внутренние опоры-столбы, венок часовен, нервюрный свод подобное. На других листах - варианты хора, зарисовки готических окон и проч.

Примеры планов готических соборов

  • Собор в Тюрне

  • Любек, план собора Мариенкирхе суток готики

  •  
  • Великобритания, Уэльс, готический Катедраль

Шедевр чертежей готики

Он возник в Германии. Здесь было много церквей в переходном стиле от романского до готики. Первым зданием, имевшая чисто готические черты, стала церковь Богоматери в городе Трир. Она центристская по плану, в основу которого положено ривноконечний крест. Удлиненная лишь алтарная часть. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики - Франция. Изобретение неизвестного немецкого мастера стал шедевром чертежи архитектора.

 

 

Архитектурная графика Микеланджело (1475 - 1564)

  • Проект плана церкви Сан Джованни деи Фьорентино для Рима.

  • Микеланджело.Проработка алтарной части.

  •  
  • Вариант плана церкви Сан Джованни деи Фьорентино для Рима (не осуществлен).

Франция, эпоха Возрождения

Шамбор (замок) возник в сутки Возрождения. Его план напоминает, что пришли новые времена и новые идеи. Но их воплощение еще делается по старинке, привычно. Поэтому замок украшен высокими крышами, а над ними лес башен и башенок, как это было в эпоху готики.

Автора плана установить не удалось. Есть сведения, что к нему причастен архитектор Доменико да Кортона, известного под именем Боккадор.

После так называемых Итальянских войн короли Францци и аристократы познакомились с достоянием культуры Италии эпохи Видроджння. Некоторых мастеров Италии пригласили на работы в королевских резиденциях - наиболее известное Фонтенбло ( Школа Фонтенбло ). Король Генрих II женился на Екатерине Медичи из Флоренции.Королева - итальянка имела другие вкусы и заказала несколько пректов. Наиболее интересным был проект перестройки замка Шенонсо. К сожалению, не было условий для его осуществления, но проектный план Шенонсо сохранился.

  • План замка Шамбор

  • Жан Бюлан (Jean Bullant), проект перестройки замка Шенонсо, ок. 1572 (чертежи Андре Дюсерсо 1579 г.)

  •  
  • Проект развития дворца Тюильри 1579 г с овальными вестибюлями, не осуществлено (чертежи А. Дюсерсо)

 

Эпоха барокко. Борромини - мастер чертежей архитектора

Франческо Борромини - признанный мастер чертежей архитектора, которыми он плодотворно занимался еще в Милане. Чертежи Борромини не имели себе равных по профессиональному виртуозностью в Италии 17 века.

Только для церкви Сан Карло алле Куатро Фонтане ( ит. San Carlo alle Quattro Fontane ) он сделал несколько вариантов плана. Признанным шедевром чертежей архитектора стал вариант плана, выполненный около 1638 года. Вполне симметричен, он значительно интереснее от плана, что осуществленный в реальности. Фиксационные планы зданий архитектора приобретают большое значение из-за отсутствия оригиналов чертежей архитектора, которые уничтожил сам Борромини в пору болезни в конце жизни.

  • План церкви Св. Карла у четырех фонтанов

  • Борромини. Оратория монахов филиппинцев, Рим

  •  
  • Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Чертеж архитектора Растрелли

Большую эстетическую красоту имели чертежи архитектора эпохи барокко. Об их большую ценность знали. Чертежи архитектора собирали, покупали и копировали годы еще при жизни художника. Исследователям известно, что несколько чертежей Растрелли приобрел граф Петр Шереметев и разместил в особой зале усадьбы Кусково. Они касались зданий Царского Села. Их показывали гостям как изюм сборки.

Чертежи архитектора разошлись по миру и их хранят музеи Польши, Австрии, России. Именно из Австрии реставраторы Киева получили копии чертежей Растрелли для проведения работ в церкви Андрея Першозванного.

 

Архитектурная графика Шарля де Вайи (1730-1798)

  • Замок Монмусар Chateau de Montmusard: section and plan (разрез и план, вариант проекта)

  • Project For Transformation Of The Panthéon, Paris, проект перестройки Пантеона в Париже на храм Республики

  •  
  • Замок Монмусар Château de Montmusard. Гравюра де Вайи 1765

Два российских архитекторы ( Баженов Василий Иванович, Старов Иван Егорович ) учились в Париже у Шарля де Вайи. Франция переживала не лучшие времена.Строительство понемногу сокращалось, назревала Французская революция. Однако на архитектурной графике мастеров Франции упадок строительства не сказался. В Париже был очаг «бумажной архитектуры» 18 толиття. Конкурсные проекты того времени поражают барокково-сложными планами и неоклассическим декором. Почти каждое здание украшена колоннадами, портиками, а над архитектурными излишками возвышаются скульптуры и купол (конкурсный проект Коллегии всех наук, арх М. Ж. Пейре и др.).

Все эти черты присущи и проектам Шарля де Вайи. В проекте замка Монмусар мы видим полукруглую колоннаду, скульптуры на парапете и купол, словно перенесли во французскую провинцию из Рима. Не покидает впечатление папетикы и избыточности, хотя фасады декорированы сдержанно.

Шедевры чертежей В. И. Баженова

  • Западный фасад Третьего Кавалерский корпуса. Дворец с круглой залом

  • План Третьего Кавалерский корпуса

  •  
  • Фигурная ворота

«Ген. план "Строение в селе Царицыне близ Москвы" ». Фиксационный план Казакова Матвея Федоровича. 1786

Баженов учился в Париже у архитектора Вайи. Тот был мастером архитектурной графики. Но сравнение произведений Баженова и Вайи не в пользу учителя. Ученик оказался намного талантливее своего учителя.

В творческом наследии Баженова особое место занимают архитектурные чертежи. Его рисунки и чертежи были предметами копирования и краж еще в годы пребывания в Париже. Охотно и часто их копировали архитекторы и на родине. Рассеяны по различным сборникам и музеям, они способствовали сокрытии творчества мастера. А нахождение оригиналов или копий ведется и сейчас. Богатую подборку чертежей и планов Баженова собрал его сын с целью напечатать. Увы, печать не произошло, а судьба коллекции неизвестна.

Сохранены оригиналы и копии чертежей-настоящая школа для архитекторов любой эпохи, эстетическая радость для исследователей, сторонников архитектуры и искусствоведов.

Наименьшее их часть напечатана, а по некоторым зданиям не найдена до сих пор. Немного повезло чертежам, что сделал архитектор для усадьбы Царицыно, ибо он отправлял их в Петербург на утверждение императрице. Архивные материалы и чертежи Баженова збериае Мизей архитектуры им. Щусева в Москве, Государственная библиотека России, музей Государственный Эрмитаж. Часть чертежей Баженова найдена в Париже.

 

Архитектурная графика классицизма

  • План виллы Корнаро арх.Бертотти Скамоцци (Bertotti Scamozzi), 1781.

  • Казаков Матвей Федорович, Голицынская больница в Москве, 1775

  •  
  • Якуб Кубицкий, Проект храма Божьего Провидения для Варшавы, 1792

В отличие от мастеров барокко архитектурная графика мастеров классицизма словно теряет зов, взволнованность, безудержную фантазию. Все успокаивается и становится чисто симметричным и покоренным сверхчеловеческому закона, высшей дисциплины, ума. Даже грандиозные конкурсные проекты симметричные, покоренные древним законам построения и дисциплины на все нововведения автора (конкурсный проект Кадетьського корпуса для Петербурга архитектора И. Старова с дортуарах, театром и пристанью на Неве).

Даже в 17 веке, когда в романских странах изобиловал роскошный стиль барокко, архитекторы классицизма словно забывали о волнистые линии, такие присущие окружающей природе (руслам рек, ручьям, тропинкам и путям) и стиля барокко. Поэтому монументальный, очень большой по размерам дворец Вайтхол в Лондоне имеет монотонные, одинаковые фасады, роднит дворцовую архитектуру с казармой. И лишь боковые башни в стиле барокко и высокое качество обработки деталей указывали на дворцовое назначения здания. Но дворец в полном объеме так никогда и не построили.

 

Кристофер Рен. Дворец Вайтхолл, чертежи архитектора.

  • Хаотичная застройка Лондона и Вайтхолл до перестройки на карте 1680

  • Дворец Вайтхолл, генеральный план неосуществленной здания

  •  
  • Боковая башня Вайтхоллу по проекту Кристофера Рена, не осуществлена

 

Читайте также:

Землянка

Потерна

Фундамент

Портал

Архитектура Украины 20 века

Вернуться в оглавление: Архитектура


double arrow
Сейчас читают про: