Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Картина мира

Картина мира - сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

 

Другие определения понятия

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизиологи, ее следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нем, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека и природы, человека с обществом, человека с другим человеком) и самой собой: составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными: образы и сведения зачастую имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут изменения в системе указанных элементов.

Согласно этим особенностям картина мира:

  • вполне определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
  • представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
  • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех ее субъектов.

Субъектом или носителем картины мира есть и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные и религиозные сообщества.

 

Связанные понятия

Мировосприятия (т.е. чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и тому подобное.

Мировоззрение - концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т.п.. Основные крупные элементы - каркас картины мира - представляют собой набор исходных принципов или представлений фундаментальных предположений о мире или тех его частях касательных ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но есть встроенные в картину мира, ибо необходимые для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки происходящего. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основанные на врожденных свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т.д., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мироощущения представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий. Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественного картины мира, утверждением новых эталонов свитопояснення. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном итоге - новую картину мира. Прогресс - развитие человека и человечества - это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира следует все остальное - и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Итак, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры. Согласно этим соображениям можно (и нужно) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, поскольку разные ученые вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности к понятию о созданном людьми Мир культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о общий способ существования человеческого рода. Особенности различных картин мира

 

Критерии различных картин мира

Выделяют такие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности разных картин мира:

  • масштабность;
  • четкость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и тьма;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенное субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлективность;
  • насыщенность межчеловеческих отношений;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

 

Субкультурные картина мира

Мир не хорош и не плох - утверждали еще мудрецы древности, - он такой, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком? Издавна известно, что даже добросовестные свидетели, которые видели один и тот же эпизод, часто дают о нем противоречивые показания. Происходит это потому, что картины мира у свидетелей могут существенно отличаться. Скажем, в одних в ней преобладают светлые, в других - мрачные тона, в одних в ее центре прошлое, в других - будущее, в одних она насыщена человеческими отношениями, в других основное место отведено природе: одни картины мира сложные и красочные, другие простые и бесцветные подобное.

Проектируя эпизод в ситуацию, существующую в его картине мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание других воспринятых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не согласно с какими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представление о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур в рамках одной культуры, одного народа». Главная причина этого - наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, наверное, у каждого человека своей личной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведет себя так или иначе.

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности - от нации или этноса к социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Иными словами, любое достаточно большое человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира в католика и православного, в мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне. А природа в современных пейзажистов разительно отличается от ее изображения XIII-XIV веков.





 

Читайте также:

Европеистика

Секуляризация

Культурометрия

Международный культурный центр Серизи-ла-Саль

Связь языкознания с другими науками | Известные языковеды

Вернуться в оглавление: Культурология

Просмотров: 6374

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 107.22.114.194