Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Гармонизация социальных условий в рамках Римского Договора

Основы социального регулирования в рамках Общего рынка были заложены Римским Договором о создании Европейского экономического сообщества (1957 г.). В документе, в частности, указывалось, что «государства-члены договорились о необходимости улучшать условия жизни и труда трудящихся, чтобы сделать возможным их выравнивание в духе прогресса».

В Договоре были предусмотрены обязательные и рекомендательные положения. Так, директивно вводились:

  • свобода передвижения работников (ст.48-49);
  • свобода предпринимательства (ст.52-58);
  • равная оплата труда мужчин и женщин (ст.119);
  • права на социальное обеспечение рабочих-мигрантов (ст.51).

Необязательные к исполнению положения включали:

  • предоставление оплаченных отпусков (ст.120);
  • улучшение условий жизни и труда рабочих (ст.117,118);
  • общие принципы  проведения единой политики профессионального обучения (ст.128).

Из выше перечисленного видно, что социальная самореализация тесно увязывается договором с экономическими правами и свободами граждан.
Для реализации социальной политики Договором был учрежден Европейский Социальный фонд (ст.123-128) - ЕСФ. Первоначально компетенция ЕСФ распространялась лишь на частные случаи переселения и переобучения в рамках отдельных районов Сообщества, оказание финансовой поддержки безработным, урегулирование проблем рабочих-мигрантов.

В 1971 г. роль и форма деятельности ЕСФ были пересмотрены. Финансирование ЕСФ стало осуществляться не за счет взносов стран-членов, как прежде, а из собственных ресурсов Сообщества. Целевая направленность ЕСФ была определена как решение социальных проблем, возникающих вследствие политики ЕЭС, в частности, вопросов занятости, миграции, молодежи, женщин и т. д. Основной путь решения этих проблем виделся в организации профессионального обучения и переподготовки, на что и направлялось более 90%  всего бюджета ЕСФ.

Помимо ЕСФ, вопросами социальной политики призваны были заниматься Комиссия ЕЭС (КЕС), в которой представительствовали также профсоюзы, и Экономический и социальный комитет (ЭСК), сформированный на паритетных началах.
Собственно Римский Договор не очень подробно расписывает вопросы социального развития и регулирования. Социальные вопросы считались второстепенными по сравнению с проблемами экономической интеграции. Социальная координация проходила непросто. Особенно сложно решались вопросы разграничения национальных и наднациональных полномочий. Так, в апреле 1964 г. Совет министров ЕЭС принял специальное решение о том, что социальная политика и социальное законодательство остаются всецело в ведении национальных правительств.

К началу 1970-х гг. стало ясно, что экономический механизм Общего рынка не ведет автоматически к социальному прогрессу и полной занятости. Более того, экономические механизмы пробуксовывают без опоры на единое социальное пространство. В силу этого в начале 1970-х годов начался качественно новый этап социальной политики Сообщества, а Римский Договор в дальнейшем неоднократно дополнялся различными наднациональными директивами, постановлениями совещаний глав правительств и другими документами.

В 1972 г. главы государств и правительств на совещании в Париже заявили, что энергичные действия в социальной политике так же важны, как создание экономического и валютного союза. Было признано целесообразным поддерживать необходимые контакты с организациями предпринимателей и профсоюзами. В январе 1974 г. Совет министров Сообщества принял новую программу социальных действий. В середине 1970-х гг. основное внимание было уделено вопросам занятости, особенно среди молодежи. В этих целях бюджет ЕСФ был увеличен в 4 раза, а основная часть средств направлялась на производственное обучение  и трудоустройство молодежи. Также ЕСФ предпринимал  попытки координировать национальные политики занятости, организовывать обмен информацией.

В 1970-е гг. продолжала развиваться система наднациональных органов для проведения социальной политики. В 1974 г. был учрежден Консультативный комитет по гигиене, безопасности труда и охране здоровья. В 1975 г. был учрежден Европейский Центр развития производственного обучения и Европейский фонд улучшения условий жизни и труда. Эти организации формировались на паритетных началах и включали представителей КЕС, работодателей, работников и правительств стран-членов. Их задачи сводились к выработке предложений для КЕС, экспертной оценке проектов документов, подготовленных КЕС для Совета министров Сообщества.

Основными результатами деятельности КЕС, ЕСФ и взаимодействующих с ними комитетов в 1970-е гг. стали директивы, регулирующие:

  • коллективные (массовые) сокращения штатов (1975г.);
  • права работников в случае поглощения фирмы (1977) или ее несостоятельности (1980);
  • равную оплату труда (1975);
  • равные возможности трудоустройства, профессионального обучения (1976) и социального обеспечения (1986).

В 1975 г. КЕС одобрила программу по безопасности труда и охране здоровья на рабочих местах, а в 1978 г. Совет министров труда и социальных дел Сообщества принял директиву о защите работников от воздействия химических, физических и биологических веществ.

Правительствам стран-членов было также рекомендовано до 1978 г. в законодательном порядке ограничить до 40 часов рабочую неделю для занятых полное рабочее время и ввести четырехнедельные оплачиваемые отпуска. Это было сделано во всех странах ЕЭС. В 1983 г. во Франции, Люксембурге и Дании оплачиваемые отпуска были продлены до 5 недель. Правительствам было также рекомендовано изучить возможности реорганизации рабочего времени посредством сокращения сверхурочной работы и поощрения раннего выхода на пенсию.

Большая работа была проделана КЕС по изучению социальных последствий НТП. В начале 1980-х гг. социальная политика Сообщества развивалась слабо и неэффективно. Причиной этому послужили общее ухудшение экономической ситуации, увеличение межстрановых различий вследствие второго расширения Сообщества, изменения в правительствах ряда стран (особенно в Соединенном Королевстве). Одновременно наблюдалась организационная консолидация западноевропейских профсоюзов и их стремление активизировать диалог Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) с Объединением предпринимателей ЕС (ОПЕС). В 1985 г. ЕКП обратила внимание Сообщества, что в опубликованной КЕС «Белой книге» не было социального раздела, и призвала к принятию мер по обеспечению социально обоснованного развития единого рынка и предотвращению роста социального демпинга.

Принципиально новый этап в развитии социальной интеграции наступил с принятием в 1987 г. Единого Европейского Акта (ЕЕА), поставившего перед странами-членами задачу перехода к единому рынку.





 

Читайте также:

Институциональные механизмы развития партнерства и сотрудничества России и Европейского Союза

«Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ

Страны Центральной и Восточной Европы

Политическая интеграция: история. задачи, методы

Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции

Вернуться в оглавление: Развитие экономики ЕС

Просмотров: 2859

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.205.141.4