Торговые отношения ЕС с другими странами

1. ЕС и ЕАСТ. Двусторонние договоры о зонах свободной торговли. Европейское экономическое пространство

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в противовес Общему рынку под эгидой Великобритании в 1961 г. Являясь более низкой степенью экономической интеграции, ЕАСТ предоставляла своим членам большую самостоятельность в решении экономических вопросов.

Отношения между ЕС и ЕАСТ были различными на разных этапах. На них сильно повлияло вступление нескольких стран ЕАСТ в ЕС. После вступления в ЕС Великобритании и ряда других стран членов ЕАСТ роль ассоциации существенно сократилась, однако свободной торговле мешали существовавшие торговые барьеры между этими организациями. Поэтому отношения между двумя организациями нуждались в пересмотре. В качестве основной формулы новых отношений была использована модель свободной экономической зоны в Европе, основу которой составил ЕС. К 1970 г. ЕС в результате двусторонних договоров с большинством членов ЕАСТ добился установления отношений свободной торговли с ними на очень схожих условиях. В результате к 1977 г. торговля промышленными товарами осуществлялась свободно. В середине 80-х с вступлением в ЕС новых членов ситуация повторилась и привела к еще большему сближению ЕС и ЕАСТ. С расширением ЕС в начале 90-х гг. оставшиеся в ЕАСТ страны утратили свой вес как влиятельная европейская организация, но, тем не менее, являются важными торговыми партнерами ЕС. Они как группа занимают третье место после США и стран Центральной и Восточной Европы во внешней торговле ЕС. Таким образом, можно заключить, что страны ЕАСТ выиграли от свободной торговли с ЕС, что соответствует теоретическому положению о благоприятном воздействии зон свободной торговли на страны с высоким уровнем экономического развития.

 

2. ЕС и страны Средиземноморья. Договор о «Евро-Средиземноморском партнерстве»

В период 1965-80 гг. торговые отношения ЕС со странами Средиземноморья имели свою специфику, поскольку некоторые из стран этого региона подали заявки о вступлении в ЕС, и уже начался процесс приведения отношений с ними в соответствие с правилами ЕС. Кроме того, некоторые страны Северной Африки имели исторические колониальные связи с рядом европейских стран-членов ЕС. Предпочтения в вопросах торговли оказывались по политическим мотивам и в соответствии с правилами ГАТТ.

В период 1985-95 гг. сложились несколько категорий торговых отношений со странами этого региона.

Договоры сотрудничества были заключены с Марокко, Алжиром, Тунисом, Египтом, Ливаном, Иорданией, Сирией и Югославией. Эти договоры действовали по принципу односторонних предпочтений, т.е. эти страны имели свободный бестарифный доступ на рынок промышленных товаров ЕС и режим предпочтения в сельскохозяйственных товарах. Товары ЕС пользовались режимом наибольшего благоприятствования на внутренних рынках этих стран.
Договоры ассоциации, которые вели к членству в ЕС, были заключены с Турцией, Кипром и Мальтой. Эти договоры давали странам свободный доступ на рынок промышленных товаров ЕС. Договоры также стимулировали создание единого таможенного союза, который был затем реализован с Турцией.
Договор о свободной торговле на принципах полной взаимности был заключен с Израилем.

Страны Средиземноморья за последние 30 лет значительно увеличили свою долю в торговле ЕС, а приходящаяся на них доля экспорта из ЕС стабилизировалась, что говорит об улучшении положения этих стран относительно ЕС. Предлагаемый договор о Евро-Средиземноморском сотрудничестве предусматривает создание зоны свободной торговли для большинства промышленных товаров и взаимного режима предпочтения для рынка сельскохозяйственной продукции.

 

3. ЕС и страны Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов. Тарифные предпочтения. Конвенция «Ломе».

С самого начала своего существования ЕС стремился предоставить доступ на свои рынки производителям бывших французских колоний в Африке. После вступления в ЕС Великобритании это правило было распространено на бывшие английские колонии. Существующая ныне схема охватывает около 70 стран этого региона или так называемую «группу Ломе» и означает тарифные предпочтения этим странам, режим наибольшего благоприятствования импорту из ЕС, программу помощи странам этого региона. По первой конвенции Ломе экспорт тропических продуктов, под который попадали 90-95% всего экспорта этих стран, осуществлялся без пошлин. Программа STABEX в рамках конвенции Ломе способствовала стабилизации доходов от экспорта через финансирование их снижения вследствие колебания цен. Поскольку в большинстве стран этой группы экспорт был основан на одном или нескольких основных товаров, выгоды этой программы были существенны и являлись способом распределения помощи странам этого региона в зависимости от их потребностей. Программа SYSMIN предусматривала страхование от снижения добычи пяти минералов и железной руды. Сахарный протокол предусматривал гарантированный объем беспошлинного экспорта сахарного тростника из этих стран в ЕС по высокой цене, специально установленной для стран этого региона.

Результаты работы в рамках серии договоров Ломе оцениваются многими экспертами как крайне неутешительные. Доля этих стран в торговле ЕС сократилась вдвое. Основными причинами такого положения были вооруженные конфликты в регионе, отсутствие начальных инвестиций и стабильных политических и государственных институтов, способных контролировать ситуацию.

На основании решений ГАТТ 1968 г. ЕС в 1971 г. ввел генеральную систему предпочтений для развивающихся стран. Эта система односторонних предпочтений использовалась с минимальными изменениями вплоть до 1995 г., когда была проведена ее коренная реформа. Суть генеральной системы предпочтений в использовании внешней торговли для стимулирования развития производства тех промышленных товаров, в которых у данной страны имеется сравнительное преимущество. Стимулировать экспорт таких товаром можно при помощи снижения экспортных тарифов. Именно такое решение и было принято ГАТТ, но это снижение идет слишком медленно, поэтому ЕС решил открыть свои рынки для экспорта таких товаров из развивающихся стран. Многие эксперты полагают, что реальные выгоды от введения генеральной системы предпочтений были невелики, а с дальнейшим снижением тарифов в результате Токийского и Уругвайского раундов ГААТ, эта система стала второстепенной . Наибольший эффект она должна была бы иметь в тех странах, которые стояли в самом начале промышленного развития, когда низкий спрос на внутреннем рынке и слабая промышленность препятствуют развитию страны. Однако политические факторы привели к тому, что результатами такой системы в основном смогли воспользоваться страны с уже достаточно развитым экспортом, например, Бразилия и новые промышленные страны Юго-Восточной Азии. Реформа генеральной системы предпочтений 1995 г. учла указанную критику, упростила систему тарифов, предоставляемых на определенный вид товаров, однако по-прежнему используется ЕС как инструмент политического давления на развивающиеся страны.

 

4. ЕС и Латинская Америка и Азия.

Европейская система предпочтений.

Оказание помощи развивающимся странам лежит в основе предпочтений торговле со странами Азии и Латинской Америки. Очень важен в этом контексте лозунг UNCTAD «Торговля вместо помощи». Общая система предпочтений не является единой мировой системой, применимой в равной мере ко всем развивающимся странам. ЕС и США создали свои собственные системы.

Европейский вариант автономно предоставляется нескольким странам бенефициарам. Поскольку это не двусторонний договор, ЕС может в одностороннем порядке изменить его условия или даже отменить его. Инструментом европейской системы предпочтений являются тарифные предпочтения. Страны в рамках этой системы могут ввозить свои товары в ЕС без тарифов, а страны вне системы по правилам общего внешнего тарифа. Система ограничивается промышленными товарами и их полуфабрикатами и не включает сельскохозяйственной продукции.
Предоставление такого режима варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны и типа товара. Торговые преимущества ниже для более развитых стран и высокотехнологичных продуктов.

 

5. ЕС и США и Япония. Нации наибольшего благоприятствования. Трансатлантическое экономическое партнерство.

Прирост экспорта товаров из стран ЕС в США составил в 2000 г. 26,% по сравнению с 13,6% в 1999. По торговле услугами эта цифра в 2000 г. составила 9,4% по сравнению с –1,3% в 1999 г.. В экспорте из стран ЕС на долю США приходится 24,1% всего объема, Японии - 4,7%. США крупнейший торговый партнер ЕС, а также Япония и быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии чрезвычайно важны для внешних отношений ЕС.

Основными вехами отношений ЕС с США за последние годы можно назвать Трансатлантическую декларацию 1990 г., Новую трансатлантическую программу и Совместный план ЕС–США 1995 г., а также Трансатлантическое экономическое партнерство 1998 г. В декабре 1995 г. ЕС и США заключили Трансатлантическую декларацию, в которой заложены принципы сотрудничества ЕС и США в области экономики (либерализация торговли, сотрудничество в Организации экономического сотрудничества и развития), образования, науки и культуры. Декларация предусматривает не только более тесное политическое сотрудничество, но и реализацию договоренностей Уругвайского раунда: постепенное создание трансатлантического рынка и уничтожение всех существующих двусторонних торговых барьеров, установление всестороннего диалога между общественным и частным сектором экономики.

Новая трансатлантическая программа и совместный план рассматривает совместные усилия ЕС и США в четырех широких областях: укреплении мира, стабильности и демократии; реакции на глобальные изменения; развитие международной торговли и установление более тесных контактов; строительство моста через Атлантику. Первые результаты такого сотрудничества в виде Трансатлантического бизнес-диалога представляют рекомендации правительствам стран относительно гармонизации конкуренции и введения стандартов для различных товаров. В рамках программы проводится серия диалогов между представителями обеих сторон на уровне гражданского общества. Это диалог между потребителями, по экологическим вопросам, по вопросам законодательства и т.д. Подписанный в мае 1998 г. договор Трансатлантическом партнерстве включает как двусторонние, так и многосторонние элементы. В двустороннем порядке решаются вопросы устранения технических барьеров торговли, в то же время партнеры активно участвуют в многосторонних соглашениях по вопросам либерализации торговли. Наконец подписанный во время встречи на высшем уровне в июне 1999 г. Боннская декларация отражает приверженность сторон к созданию «полного и равноправного партнерства» в области экономики, политики и вопросах безопасности. Эта декларация устанавливает формат и цели сотрудничества между ЕС и США на первое десятилетие ХХ1 в.

Отношения с США омрачались разногласиями по вопросу общей сельскохозяйственной политики. Последние соглашения предусматривают некоторую либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами и услугами.

Отношения с Японией затрудняло нарушение пропорций торгового баланса. Если в 1970 г. баланс был равным, то к началу 90-х гг. экспорт ЕС в Японию составлял только 30% импорта из этой страны. Некоторые исследователи считают, что успех японских экспортеров был обеспечен протекционизмом местного рынка, быстрым экономическим ростом и завоеванием зарубежных рынков за счет дешевых товаров. В 1994 г. ЕС одобрил новую стратегию Союза в Азии. Встреча на высшем уровне в Бангкоке в 1996 г. представителей ЕС и 10 экономических лидеров азиатского региона определила меры по либерализации торговли, проведение переговоров с ВТО и разработку конкретных программ стимулирования инвестиций и упрощения таможенных процедур.

см. European Integration, p.221

Читайте также:

Федеративная Республика Германия. Экономика Германии

Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия

Валютная интеграция в рамках Единого Европейского Акта (1987 г.). План Делора

Институты ЕС

«Валютная змея». Европейская валютная система. ЭКЮ

Вернуться в оглавление: Развитие экономики ЕС


double arrow
Сейчас читают про: