Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Экономическая оценка интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность как объект экономического оборота характеризуется следующим:

- это вещественный продукт в объективной форме товара;

- как товар обладает свойствами общественного блага: неубываемостью в потреблении и ограниченной исключаемостью;

- может быть использована и как предмет потребления, и как средство производства;

- находится как в частной, так и государственной собственности;

- обладает способностью приносить прибыль;

- как средство производства – актив длительного пользования.

Использование такого объекта в рыночных отношениях предполагает его оценку. При этом выбор способа оценки зависит от ее цели.

Можно выделить два принципиальных направления в отношении оценки объектов интеллектуальной собственности, различающихся по целям и методам оценки.

Первое направление связано с использованием объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности в качестве товаров: при купле-продаже объектов ИС и прав на них, использовании в инновационных проектах, внесении в качестве вклада в уставной капитал, использовании в собственном производстве, при приватизации и слиянии предприятий, владеющих интеллектуальной собственностью, дарении и наследовании прав на ОИС, определении ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием его ИС, страховании интеллектуальной собственности.

Второе направление оценочной деятельности заключается в расчете стоимости объектов ИС в качестве нематериальных активов с целью их инвентаризации, постановки на баланс предприятия, исчисления налогов, учета в себестоимости продукции, амортизации и т.д.

В соответствии с указанными направлениями и целями оценочной деятельности и в соответствии с международной практикой и ее стандартами при оценке объектов используются три основных подхода:

- затратный (затратные методы оценки);

- сравнительный (сравнительные методы оценки), или рыночный;

- доходный (доходные методы оценки).

Содержание методов оценки раскрывают методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности (2002 г.), которые представляют собой характеристику методов и методику расчета, а также показатели, используемые при расчетах. Смысл каждого из методов может быть охарактеризован следующим образом.

1. Затратные методы.

Сущность их заключается в расчете фактических затрат на создание, приобретение и использование оцениваемых объектов интеллектуальной собственности.

В группу затратных методов входят:

- метод исходных затрат (выявляются все фактические исходные затраты, связанные с созданием, приобретением или введением в действие объектов ИС, а затем они корректируются на величину индекса цен на дату оценки и коэффициент морального старения ОИС);

- метод восстановительной стоимости (составляется новая смета возможных затрат на создание оцениваемого объекта ИС, в которой цены указываются на дату оценки);

- метод замещения (определяют минимальную цену приобретения объекта, полезность которого аналогична оцениваемому).

Затратный метод может быть использован для целей инвентаризации, балансового учета, исчисления амортизации по определенному виду нематериального актива; при определении нижнего уровня рыночной цены объекта ИС, а также при оценке недвижимых памятников.

2. Сравнительные, или рыночные методы.

Сущность их заключается в сопоставлении недавних продаж (рыночных цен) объектов, сравнимых с оцениваемым объектом после проведения корректировок, учитывающих различия между ними. Определить рыночную стоимость объекта ИС по данным об аналогах можно лишь при сопоставлении функционального назначения, объема предоставляемых прав, условий вознаграждения и др. параметрам. Для оценки товарных знаков с помощью этого метода принимают также во внимание срок действия лицензионного договора, объем продукции, цену единицы продукции, базу и ставку роялти. Для оценки объектов авторского права с использованием этого метода часто принимают во внимание уровень цен прошлых продаж: в соответствии с так называемым прецедентом продажи, за произведение, например, живописи, литературы того же времени, художественного уровня не может быть предложена сумма меньшая, чем ранее уплаченные.

Разновидностью сравнительного метода можно считать оценку произведений живописи на основе рейтинга художников. Построенный по принципу системы котировки акций, рейтинг составляется на основе сравнения и ранжирования художников по количеству выставок, аукционных продаж, а также опросов ведущих экспертов в области искусства и публикуется деловыми журналами.

3. Доходные методы основаны на расчете экономических выгод, ожидаемых от использования объектов ИС. Поскольку выгод можно ожидать со стороны роста доходов и со стороны уменьшения расходов, то доходные методы включают следующие группы:

- методы преимущества в прибыли;

- методы преимущества в расходах;

- метод дисконтирования денежных потоков (одновременного учета преимущества в прибыли и в расходах). Применение методов требует точной информации о рыночных перспективах товара и расчета большого числа показателей.

В отрасли культуры доходные методы используются довольно широко, хотя и в упрощенной форме: ожидаемые от применения объекта ИС (сценария, рукописи, книги, пьесы) денежные доходы (от выручки билетов, от реализации тиража) планируются на основе оценки рыночной конъюнктуры (динамики рыночного спроса, уровня инфляции, прогноза уровня продаж) и учета показателей доходов прошлого периода.

В сумме доходов (выручки, прибыли), полученных от предпринимательской деятельности с использованием объектов интеллектуальной собственности (в кинопрокате, кино- и видеопроизводстве, галерейном бизнесе, книгоиздании), доля, созданная за счет объекта ИС устанавливается одним из способов:

- «правила 25% от валовой прибыли»;

- «правила 5% от продаж»;

- по соглашению сторон договора.

При этом наиболее эффективными методами при оценке объектов авторского права, средств обозначения, прав на них, а также франчайзинговых прав являются доходные, наименее эффективными – затратные методы.

***

Определение интеллектуальной собственности как области прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, данное в начале главы и отражающее юридический подход к интеллектуальной собственности, сейчас, после рассмотрения ее функций в экономике, свойств как экономического блага, направлений ее экономического использования, может быть расширено. Определение, включающее и юридическую природу и экономические функции, дано известным исследователем интеллектуальной собственности Бояном Претнаром (Словения):

«Интеллектуальная собственность –

I. область права,

имеющая дело с

II. полезностью, применимостью, приобретением, принуждением и предотвращением злоупотребления частными юридическими правами в некоторых формах интеллектуальных творений в промышленных, научных, литературных и артистических областях, а также в некоторых формах идентификации предпринимательской деятельности,

III. их экономического использования в конкурентной предпринимательской деятельности в производстве, коммерции и торговле»1.

Выводы

1. Широкую группу объектов интеллектуальной собственности объединяют следующие критерии: они являются результатами интеллектуальной творческой деятельности, выражены в объективной, вещной форме, творческий характер деятельности устанавливается на основе принципа презумпции авторства.

2. Правовая классификация объектов ИС устанавливает отличия их правовой охраны и делит их на объекты авторского, смежного и патентного права и средства индивидуализации.

3. Рыночная классификация делит объекты ИС по признаку воздействия на рыночную систему спроса (средства индивидуализации) и систему предложения (объекты авторского, патентного и смежных прав).

4. Выступая на стороне предложения, авторское право является механизмом исключения лиц из несанкционированного потребления объектов авторского права, позволяет компенсировать издержки производителей ОИС, стимулирует их к занятию творческой деятельностью и страхует распространителей произведений.

5. Выступая на стороне спроса, средства индивидуализации гарантируют уровень качества услуг культуры, экономят издержки покупателей, связанные с поиском и измерением, обеспечивают выполнение контрактов на рынке, дают производителю рыночную власть над покупателем, дифференцируют качество продукта, а также являются одним из барьеров вступления в отрасль новых фирм и, следовательно, ограничивают конкурентную борьбу в отрасли.

6. Для создателя интеллектуальной собственности ее экономическая функция состоит в возможности использования в качестве актива, приносящего доход. Это связано с реализацией как личных, так и исключительных (имущественных) прав.

7. Использование объектов ИС связано с договорами, устанавливающими характер, объем передаваемых прав и размер вознаграждения за их использование.

8. Интеллектуальная собственность как объект экономического оборота характеризуется следующими чертами: товарной формой, свойствами общественного блага (неубываемостью в потреблении и ограниченной исключаемостью), принадлежностью как к частной, так и государственной собственности, способностью приносить прибыль и др.

9. В зависимости от направлений оценки используют один из трех известных методов оценки объекта ИС: затратный, рыночный (сравнительный) и доходный.

10. Свойства общественного блага позволяют использовать объекты интеллектуальной собственности свободно, без разрешения автора и выплаты вознаграждения. Границы свободного использования, установленные законом, на практике нарушаются. Огромный по масштабам рынок нелегального (теневого) использования интеллектуальной собственности является сферой ущемления моральных и материальных интересов создателей интеллектуальной собственности.

Тесты по теме «Экономические отношения по поводу интеллектуальной собственности в отрасли культуры»

1. Критерием творческого труда, создавшего объекты авторского права, является:

а) приоритет;

б) презумпция авторства;

в) экспертная оценка;

г) государственная регистрация.

2. Какое из правомочий не входит в состав авторского права:

а) право на имя;

б) право на обнародование;

в) право на вознаграждение;

г) право на воспроизведение.

3. К объектам интеллектуальной собственности относится:

а) здание Большого театра как архитектурный комплекс;

б) Федеральное государственное учреждение Большой театр;

в) скульптурная композиция на фронтоне Большого театра;

г) зарегистрированное название организации под товарным знаком «Большой».

4. В состав нематериальных активов входит:

а) исключительное право на музыкальное произведение;

б) исключительное право на программу для ЭВМ;

в) смежные исключительные права создателей фонограмм;

г) интеллектуальные и деловые качества персонала организации.

Глава 5. Рынок продуктов отрасли культуры

В экономической теории рынком называется совокупность экономических отношений, возникающих при взаимодействии покупателей и продавцов в процессе осуществления торговых сделок. В зависимости от объекта купли-продажи, сроков и форм оплаты, степени локализации1, объемов продаж и других признаков классифицируют виды рынков, одним из которых является отраслевой рынок. Он объединяет производителей продуктов (товаров или услуг), являющихся для покупателей близкими заменителями. Пример этого – рынок продукции отрасли культуры. Его характеристика предполагает анализ базовых условий: спроса, предложения, факторов, которые их определяют, степени дифференциации продукта, типа рынка и особенностей ценообразования.





 

Читайте также:

Организационная структура культуры

Экономическое использование средств индивидуализации в культуре

Формирование частной собственности в отрасли культуры

Характеристика предложения

Направления экономического использования интеллектуальной собственности

Вернуться в оглавление: Введение в экономику культуры

Просмотров: 1498

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам