Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Экономическая форма продуктов культуры

На рынке, где продукты получают общественное признание, они приобретают экономическую форму: становятся товарами и услугами.

Товар– это продукт труда в форме вещи, созданный для обмена. Именно товарами становятся вынесенные на рынок культурные блага в вещной форме. Товарам свойственны такие черты, как возможность транспортировки, хранения, накопления. Товар и его свойства существуют отдельно от работника и качеств труда, создавшего товар. Потребитель товара не участвует в его производстве.

Определенная часть продуктов культуры в форме товара создается внутри отрасли культуры – это картины, скульптуры, объекты архитектуры, аудио- и видеозаписи, произведения декоративно-прикладного искусства1, фотоискусства, искусства моды. Товарную форму имеет быстро развивающийся сектор имущественных прав на продукцию культуры и средства ее индивидуализации: свидетельства на знаки обслуживания, фирменные наименования и др., т.е. материальные носители прав интеллектуальной собственности.

Значительная часть культурных благ приобретает законченную товарную форму в организациях отраслей, смежных с культурой: издательствах, кинокопировальных фабриках.

Услуга – это полезность живого труда, совершаемого ради обмена. Услуги бывают чистыми и материальными. Первые создаются в процессе «обработки людей людьми» или преобразования общественных отношений и потому не имеют вещную форму как результат. Вторые направлены на восстановление ранее созданной материальной формы товара, на восстановление его потребительной стоимости. Они не создают вещь как таковую, а лишь изменяют ее некоторые свойства. Чистые услуги создаются, например, театрами, цирками, библиотеками, клубными учреждениями, выставочными залами, кинотеатрами. Индивидуальными производителями чистых услуг являются, к примеру, художники, устраивающие уличный перформанс2 (представления, показываемые внутри помещений, как правило, — продукт производства какой-либо организации), ими же являются индивидуальные производители (организаторы) празднеств и торжеств. Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.

Услугам, и в частности услугам культуры, свойственны следующие черты:

- для производства услуги необходим субъект (производитель) услуги, объект (потребитель) услуги и существование прямой и обратной связи между ними; таким образом потребитель может участвовать в производстве услуги;

- процесс производства услуги совпадает во времени и пространстве с процессом ее потребления, однако это технологически разные процессы;

- свойства услуги неотделимы от свойств труда работника, создающего услугу; благо, создаваемое в процессе услуги определяется совокупностью полезных свойств этого труда;

- невозможность транспортировки, хранения и накопления;

- невозможность гарантировать постоянство качества услуги в связи с непосредственным, живым характером процесса услуги;

- близость к потребителю – основной принцип размещения производителей услуг, обусловленный невозможностью транспортировки услуг;

- территориальная локальность (ограниченность определенной территорией) рынка услуг, также связанная с нетранспортируемостью услуг;

- информационная асимметрия – неравномерное распределение информации об услуге между ее производителем (продавцом) и покупателем (продавец знает об услуге почти всё – покупатель почти ничего), возникающее потому, что покупатель принимает решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные свойства (купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию).

- ухудшающий отбор как закономерное следствие информационной асимметрии, в условиях которой падает ответственность производителя и доля качественной продукции на рынке. (Об ухудшающем отборе см. Приложение 1 «Рынок ''лимонов'' Джорджа Акерлофа»).

Услуга, создаваемая организациями культуры, есть результат совокупного труда ее работников. Различные виды процессов труда в организации (например, в театре – игра актеров, оборудование и освещение сцены, работа гардероба и буфета, охрана и руководство) вплетены в процесс создания совокупного результата. Функция такой услуги – организация посещения учреждения культуры, в процессе которого производится и потребляется культурное благо. Числом посещений можно количественно измерить объем произведенной организацией культурной продукции.

Пропорции между рынком товаров и рынком услуг в культуре подвижны. Значительная часть продуктов культуры по-прежнему создается в форме услуги. Даже в тех случаях, когда процесс внутреннего производства связан с вещной формой продуктов культуры (например, организация экспозиции картин в музее, обработка книг в библиотеке), услуга, состоящая в доведении вещи до потребителя (экскурсия в музее, выдача книги в библиотеке), оказывается конечным этапом производства продукта.

Глобальная информатизация способствует расширению рынков цифровых культурных продуктов (кино и видео, мода и фотография, музыка и литература), а следовательно, расширению рынков товаров культуры. Рынок собственно услуг культуры сужается, уступая рынку торговых услуг: услуги консерваторий, театров, цирков замещаются услугами по продаже аудио- и видеотоваров с художественным компонентом. В то же время развиваются культурные услуги посреднического характера – кастинговых и билетных агентств, продюсерских центров, брендинговых и кинопрокатных компаний, художественных и книжных ярмарок.





 

Читайте также:

Театры

Предисловие

Высшие учебные заведения

Динамика сети организаций культуры и искусства в 2001-2009 гг1.

Характеристика спроса

Вернуться в оглавление: Введение в экономику культуры

Просмотров: 2228

 
 

54.92.128.223 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.