Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Организационная культура

Культура – это набор ценностей, норм, правил, морали и т.п. значимых символов, принятых в обществе. Знание культуры помогает индивиду оценивать других индивидов общества и помогает им адаптироваться. Соответственно, организационная культура (культура организации) – это набор ценностей, норм, правил, морали и т.п. значимых символов, принятых в конкретной организации. Организационная культура – это система разделяемых персоналом организации ценностей.

В целом выделяют три уровня организационной культуры:

1) мировоззренческий уровень - это:

- осознание человека себя и своего места в организации,

- принятые нормы и правила,

- ценностные ориентиры,

- менталитет,

- взаимоотношения людей в коллективе,

- обмен информацией и т.п.,

2) символический уровень:

- лозунги,

- фирменный стиль,

- рекламные атрибуты,

- принятая терминология,

- дресс-код и т.п.,

3) визуальный уровень:

- место расположение,

- объем пространства,

- цветовые решения,

- свет и др.

2.2. Внешняя среда организации: понятие и основные элементы

В курсе «Экономика предприятия» в первую очередь рассматриваются внутренние экономические процессы, но стабильность положения организации на рынке, стабильность объемов продаж и, как следствие, стабильность получения прибыли зависит в первую очередь от внешней среды. Кроме того, внешняя среда - это источник различного рода ресурсов, необходимых для существования организации. Внешняя среда - это «окружение, которое, не являясь частью организации, способно оказывать на нее воздействие», это «все то, что находится за пределами организации и определяет ее деятельность» [8, с. 79‑80]. Можно давать разные определения, но в любом случае важно знать, что внешняя среда оказывает влияние на организацию, на ее положение на рынке и поэтому фирма должна учитывать влияние внешней среды в своей деятельности.

Внешнюю среду принято классифицировать по нескольким признакам:

1) по способу воздействия на организацию принято делить на:

­ среду прямого воздействия;

­ среду косвенного воздействия;

2) по возможности контроля различают:

­ контролируемые факторы внешней среды;

­ неконтролируемые факторы внешней среды;

3) по возможности регулирования выделяют:

- регулируемые факторы;

- нерегулируемые факторы.

К среде прямого воздействия относятся факторы, которые оказывают непосредственное влияние на хозяйственную деятельность организации, но и сама организация может каким-либо образом повлиять на эти факторы. Очень часто данную среду называют микросредой, которая представляет собой совокупность субъектов и сил объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на организацию из вне, на ее возможности по привлечению и удержанию покупателей, но и сама организация имеет возможность оказывать на них влияние [3]. К факторам прямого воздействия относятся:

- поставщики;

- посредники (торговые, финансовые, по оказанию маркетинговых услуг и др.);

- покупатели;

- конкуренты;

- различные учреждения государственного регулирования;

- профсоюзы и пр.

С данными «факторами» (поставщиками, потребителями, конкурентами и т.п.) предприятие вступает в непосредственные взаимоотношения, в том числе «заключает» с ними различного рода договоры (договор поставки сырья и материалов с поставщиками; договор купли-продажи с покупателями продукции или торговыми посредниками; в заключении коллективного договора между работодателем и трудовым коллективом предприятия всегда участвуют представители профсоюзов; различные органы государственного регулирования контролируют различные аспекты деятельности предприятия, в том числе через процедуры лицензирования, сертификации продукции, проверки пожарной безопасности и т.п.). Поэтому очень часто среду прямого воздействия называют деловым окружением организации.

Следует отметить, что важным элементом данной среды являются конкуренты - с конкурентами организация вступает в соперничество, в первую очередь, за потребителей. Для стабильного положения на рынке организация должна стремиться удовлетворять потребности потребителей более эффективно, чем это делают конкуренты, в противном случае она разорится и просто уйдет с рынка. Кроме того, конкуренты составляют организации конкуренцию и на рынке ресурсов.

К среде косвенного воздействия относятся такие факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но тем не менее отражаются на ее результатах. В маркетинге данную среду называют макросредой, которая представляет собой совокупность субъектов и сил объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на организацию из вне, на ее возможности по привлечению и удержание покупателей, но сама организация, не имея возможность оказывать на них влияние, может только «приспособиться» к действию макросреды [3]. К факторам косвенного воздействия традиционно относятся:

- демографические факторы;

- политические факторы;

- экономические факторы;

- природная среда;

- технология и научно-техническая среда;

- культурные факторы и др.

Контролируемые и неконтролируемые факторы. Контролируемые факторы - это такие факторы, которые организация имеет возможность контролировать и учитывать организацией в своей деятельности. Неконтролируемые факторы организация не имеет возможности контролировать. Естественно, что чем больше у организации неконтролируемых факторов, тем выше риски предпринимательской деятельности.

Регулируемые и нерегулируемые факторы. Регулируемые факторы внешней среды - это те факторы, которые организация одновременно может и контролировать, и каким-либо образом влиять на них. Соответственно, нерегулируемые факторы могут быть и контролируемыми, и неконтролируемыми, но на них организация повлиять никак не может.

Рассмотрим несколько примеров:

- поставщики - это элемент среды прямого воздействия (микросреды). В целях контроля данного фактора организация может вести учет возможных поставщиков, отслеживать динамику цен, условия продажи и т.п. То есть данный фактор является контролируемым. возможность регулирования данного фактора может заключаться в следующем: например, закупка сырья и материалов более крупными партиями, что дает возможность получить большую скидку; изменений сроков поставки; изменение условий оплаты на более выгодные для организации, например, снизить процент предоплаты; замена поставщика и т.п. То есть данный фактор является и регулируемым;

- профсоюзы - данный фактор также относится к среде прямого воздействия, но для организации данный фактор является неконтролируемым и нерегулируемым;

- налоговое законодательство - элемент политической среды. Это фактор макросреды, но на предприятие он оказывает прямое влияние. Сам фактор является частично контролируемым в том смысле, что организация имеет полную информацию о налоговом законодательстве в текущий момент, но чаще всего не имеет возможности прогнозировать, как изменится данный фактор в будущем. Естественно, что изменить налоговое законодательство организация не в состоянии, поэтому фактор является нерегулируемым и др.

На практике большинство предприятий уделяют основное внимание факторам прямого воздействия как наиболее важным. Перечень конкретных факторов, которые организация должна учитывать в своей деятельности, зависит от целей и сферы ее деятельности. Более подробно вопрос исследования и оценки факторов внешней среды рассматривается в курсе «Маркетинг».

В целом внутренняя среда подконтрольна организации и может ей регулироваться.


3. Имущество предприятия: понятие, элементы и источники формирования. Понятие и систочники финансиррования инвестиций

Одним из признаков организации является наличие имущества - для того, чтобы организация имела возможность заниматься производственной деятельностью и извлекать прибыль, для того, чтобы организация была зарегистрирована в качестве юридического лица, она должна располагать имуществом.

3.1. Имущество предприятия: понятие и состав

Под имуществом предприятия понимается совокупность материальных и нематериальных ценностей, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. К имуществу относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, дебиторская задолженность и иные финансовые активы.

Имущество предприятия подразделяется на:

1) недвижимое имущество (недвижимость), к которому относятся любые объекты, тесно связанные с землей, которые нельзя перенести на другое место, не разрушив их, либо дорогостоящие объекты. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимому имуществу относятся: земля, земельные участки и объекты природопользования, принадлежащие организации на праве собственности; здания; сооружения; воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (данные объекты относятся к недвижимому имуществу вследствие их высокой стоимости);

2) прочее имущество можно условно отнести к движимому: оборудование; товарно-материальные ценности; денежные средства; ценные бумаги; нематериальные активы и прочие активы.

Вся информация о составе и величине имущества находится в активе баланса предприятия, где выделяются внеоборотные и оборотные активы (основные и оборотные средства). К внеоборотным активам относятся:

- основные средства,

- нематериальные активы,

- долгосрочные финансовые вложения (на срок более 1 года),

- незавершенное капитальное строительство,

- оборудование к установке и пр.

К оборотным активам относятся:

- запасы (складские запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, запасы готовой продукции, товары отгруженные и др.),

- денежные средства,

- дебиторская задолженность,

- краткосрочные финансовые вложения (на срок 1 год и менее) и пр.

Также используется понятие финансовые ресурсы - это средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих (это средства фактически, вложенные в имущество предприятия).





 

Читайте также:

Начисление амортизации в российской практике

Бестарифные системы оплаты труда

Стоимостные показатели производственной программы

Повременная форма оплаты труда

Необходимость определения потребности в оборотных средствах

Вернуться в оглавление: ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Просмотров: 1480

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.144.205.182