Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Олигополия как форма несовершенного рынка

Олигополия – это власть нескольких продавцов на рынке. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством  крупных фирм,   каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок в целом.

Власть над ценой субъектов несовершенного рынка в теории обычно рассматривают на примере олигополий, поскольку фирм в них немного.  Для этого используется индекс Герфиндаля, который обозначается символом Н.  Формула подсчета индекса:      

 H = S + S + S,

где S - это доля фирмы в объеме продаж отрасли в  процентах,  возведенная в квадрат.

Например, в чистой монополии, где S = 100%, Н = 10 000, в дуополии - 5000.

Cтепень власти в олигополии зависит не столько от количества фирм, сколько от уровня доминирования некоторых из них (например, если одна фирма захватила 70% рынка, а многочисленные другие - доли процента, значит, степень власти над ценой высокая).

Особенности конкуренции в олигополии  заключаются в том, что она носит неценовой характер. Снижение цены как форма конкуренции невыгодно, потому что быстро подхватывается другими и снижает общий уровень цен, поэтому больше используется реклама, борьба за качество, сервисное обслуживание клиентов.

Более того, чтобы удержать высокие цены, их согласуют методом лидерства в ценах, когда каждая фирма, устанавливая цену, ориентируется на фирму-лидера, крупную компанию.  В свою очередь ценовой лидер учитывает интересы более мелких фирм, чтобы они имели возможности не снижать цены. Такое согласование обеспечивает стабильность прибыли.

Экономисты различают три типа олигополистического поведения:  тайную олигополию (сговоры); доминированную (захват рынка фирмой) и монополистическую конкуренцию.

 

Читайте также:

Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Равновесная цена и ее значение

Денежные агрегаты

Содержание, формы и методы регулированияэкономики на макроуровне

Государственное регулирование доходов

Экономическое равновесие на макроуровне: сущность и условия

Вернуться в оглавление: Экономическая теория

Просмотров: 2548

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.179.90