Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Акциденция

Акциденция ( лат. accidens - случайность) - случайная, преходящая, временная, несущественная свойство.

 

Происхождение понятия акциденция

Это понятие впервые ввел Аристотель ( «Метафизика» , «Физика» ). Оно широко употреблялось в средневековья. схоластике , а также в философии 17-18 вв., где А. как меняющееся состояние противопоставлялась субстанции - неизменной сущности вещей . С точки зрения диалектического материализма такое противопоставление неправомерно: все свойства (существенные и несущественные, необходимые и случайные, постоянные и неустойчивые) являются подвижными, изменчивыми, такими, которые переходят друг в друга; не существует неизменной основы вещей. Поэтому в марксист. философии термин «акциденция» обычно не употребляют.

 

Виды акциденций

Философская акциденция : символ - одна из форм познания мира. В символе открывается сама сущность человеческого сознания, но эта сущность никогда не теряет связи с первоначальными экспрессивными переживаниями. 
Психологическая акциденция : символ - одна из форм проявления сознания, он в неразвернутой форме включает в себя все возможные конкретизации предмета, многозначительную смысловую перспективу его развертывания в действительности. Символические концепты возникают еще до момента свободного владения языком, о чем свидетельствуют исследования Ж. Пиаже [Пиаже 1983: 133-136], в процессе ассимиляции между предметами, а также между предметами и схемой действий, другими словами, одни предметы ассимилируют другие, что приводит возникновения экстенсионал, или символа.

Психоаналитическая акциденция : символ - единственная опосредованная возможность проявления подсознательных начал в индивидуальной психике и в культуре . По К. Юнгу, во всех трактовках архетипа есть нечто общее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию.

Лингвофилософская акциденция : символ - форма выражения смысла . По Р.Дж. Коллингвуд, язык имеет двусторонний характер: с одной стороны, она является средством выражения (например, собственных чувств), а с другой - символическим аппаратом, или интеллектуализированном языке. "Речь при этом интеллектуализированной форме обладает как выразительностью, так и смыслом. Как язык он выражает определенные эмоции. Как символический аппарат он проникает за эмоции, к мысли, что несет этот эмоциональный заряд. Такова знакома разница между тем,« что мы говорим » и тем, «что мы имеем в виду» [Коллингвудом]. Назначение символа - передать смысл, что может быть скрытым по определенной форме.

Этнолингвистические акциденция : символ - часть ритуального действия или реализация мифопоэтического представления. Ритуал древнее даже за язык , ритуальная сак-рализована действие постепенно формируется в символические формы, в частности, язык. "Наряду с« видимой »структурой слова ( корень , суффикс , окончание , перформаты и детерминативы) существует и «невидимая» его структура, которая отражает основные категории магического мышления и в значительной мере степени определяет механизм языка [Маковский: 2]. Поэтому слово навсегда остается символом, который достигает в глубины сознания.

Герменевтическая-философская акциденция : символ - часть целого, единство намека и утаивания этого целого. Символ, «опыт символического подразумевает, что отдельное, особое предстает как осколок бытия , способный соединиться с соответствующим ему осколком в целостность, или также, что это - долгожданный частица, дополняющая до целого, фрагмента жизни, который всегда ищут » [Гадамер 2001: 79]. По Гадамером, символ не только указывает на значение, но и представляет его, в том смысле, что не замещает нечто иное, не выступает лишь представителем чего, а сохраняет в своем представительстве то, что представляет. Например, «портрет, висящий в зале ратуши, или в церковном помещении, или где еще, должно быть элементом существующего существования этого лица. Лицо на репрезентативном портрете здесь присутствует в той репрезентативной роли, которую она имеет »[Гадамер 2001: 81].

Формально-логический акциденция : символ - условный знак, как правило, графический, обозначающее логические операции, формализованные понятия , алгоритмы процессов или действий. Их особенность в том, что они представляют какую-то идею, понятие, но без их «присутствия» в гадамеровськом понимании. Освещение концепта символа в научной картине мира названными акциденция не исчерпывается, мы не упомянули идеи А. Ф. Лосева, Ч. Пирса, Ю. М. Лотмана, О. А. Потебни и других выдающихся ученых, которые пытались раскрыть его сущность и найти определенный инвариант его определения. Но, очевидно, это невозможно, поскольку каждая отдельная научная отрасль имеет свою семиотическую систему и позицию относительно исследуемого объекта. Что является действительно инвариантным при подходе к символу в научной картине мира - это терминологические рамки, понимание его как термина, несмотря на размытость этого концепта. Здесь каждый вариант употребления слова «символ» - это метаязычный вариант, который функционирует как элемент определенной отраслевой терминосистемы.

В языковой картине мира концепт символа наполняется опытным функциональными смыслами. Для того, чтобы попытаться определить характер этой функции, «удобнее не давать какого-либо общего определения, а исходить из интуитивно дарованных нам нашим культурным опытом представлений и в дальнейшем стараться их обобщить» [Лотман 2002: 212].





 

Читайте также:

Космоцентризм

Причинность | Причинно-следственная связь

Простота

Развитие

Рассуждение

Вернуться в оглавление: Философия

Просмотров: 3635

 
 

54.198.1.167 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.