double arrow

Формы взаимодействия культур. Конфликты и их причины

В процессе межкультурного взаимодействия участвуют донорская культура, передающая свой культурный опыт, и культура-реципиент, принимающая культурный опыт. Формы взаимодействия культур:

Аккультурация (от англ. acculturationвоспитание в конкретной культуре, слияние культур в результате их длительного взаимодействия, образование, развитие) – длительное прямое взаимодействие культур, приводящее к изменениям в их духовной и материальной сферах. Например, следствием походов Александра Македонского стало тесное взаимодействие между западной и восточной культурами, что привело, с одной стороны, к эллинизации ближневосточных стран, но, с другой стороны, – к укоренению ряда норм персидской культуры в эллинской среде. Также можно привести пример воздействия исламской культуры на культуру зороастризма, в ходе чего значение зороастризма было минимизировано. Причём в данном воздействии мирные идеологические средства утверждения ислама в традиционно зороастрийской среде сочетались с силовым воздействием и даже такими методами, как, например, похищение дочерей из зороастрийских семей. В данном случае аккультурация привела к иной форме межкультурной коммуникации — ассимиляции.

Понятие аккультурация стало активно употребляться с конца XIX столетия в США. Это было связано с возросшим научным интересом к жизни североамериканских индейцев, многих из которых к этому времени истребили. Некоторое время термин аккультурация был взаимозаменяемым для термина ассимиляция. Однако не во всяком случае аккультурация приводит к ассимиляции. Часто аккультурация сводится к адаптации культуры к новым условиям. В 1940 году была издана работа американского культуролога Редфилда Линтона «Аккультурация в семи племенах американских индейцев», где были выделены два типа условий, в которых может происходить аккультурация. Во-первых, при аккультурации констатируется свободное заимствование взаимодействующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического доминирования одной группы над другой. Во-вторых, при аккультурации имеет место направляемое культурное изменение, при котором господствующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции группы, которая в военном и политическом смыслах более слабая. Каждое из этих условий в корне влияет на характер аккультурации. В последнем случае аккультурация может сводиться к насильственной ассимиляции, как это было в случае отношений между правительством США и индейцами.

Однако далеко не всегда аккультурация при военно-политическом господстве одной из сторон приводит к насильственным методам. Так, почти все некоренные народы России, приняли российское подданство не в силу военного превосходства России, а в силу принятия русской православной культуры, как наиболее способствующей духовному возрастанию народов. Так, Ермак Тимофеевич покорил великие сибирские просторы не силой 540 казаков, а, прежде всего, примером доброты, благородства и целомудренного поведения. При этом многие элементы коренных народов Сибири были сохранены и функционируют в качестве органичной части повседневной жизни по сей день. Здесь нельзя забывать, что сама по себе военная мощь культуру не покаряет — она может лишь физически уничтожить её носителей, на время подавить выступления отдельных людей, утопить в крови восстание народов. Военные, оторванные от своей культуры, приходит и уходят, оставляя после себя либо добрую память как о благородных воинах-освободителях, либо разруху, боль, отчаяние и ненависть. Военная мощь культуры не созидает, она может либо защищать культуру, либо её уничтожать. Например, сколько бы ни пытались мусульманское и западноевропейские правители покорить Эфиопию, этого им сделать не удавалось. Даже в условиях военной слабости Эфиопии успех мусульман или европейцев мог быть лишь кратковременным, ибо эфиопы всегда сохраняли преданность своей древней православной культуре. Ещё Наполеоном было точно отмечено, что на штыке нельзя сидеть. Культура покаряется лишь более великой культуре.

Ассимиляция (от лат. assimilatioслияние, усвоение, уподобление) – усвоение чужой культурной традиции на фоне утраты своей культурной традиции вследствие прямого, часто насильственного, вмешательства во внутреннюю жизнь культуры. Например, племена гутиев, вторгшихся в земли шумерских городов, быстро ассимилировались, восприняв более высокую культуру шумеров.

Инкультурация (по аналогии с инкорпорацией, то есть процесс вхождения, внедрения в состав чего-либо) – процесс вхождения в культуру, овладение этнокультурным опытом, в ходе которого человек чувствует себя частью культуры и отождествляет себя с её традицией. Здесь можно обратиться как к примерам жизни частных лиц, так и к примерам из жизни народов. Зачастую эмигрант в среде чужой культуры привыкает к новым условиям и начинает их воспринимать как нормальные, мыслит в соответствии с установками новой культурной традиции. Также народы, будучи включёнными в систему иной культуры, со временем начинают отождествлять себя с ней.

Интеграция (от лат. integratioвосполнение, восстановление) – состояние системы нескольких культур, при котором её разнородные элементы сохраняют свою самобытность и функционируют согласованно и гармонично. Примером тому может послужить культура СССР, где множество культур таких народов, как украинцы, белорусы, литовцы, таджики, казахи и ряд других народов, сохраняя свою культурную самобытность, взаимодействовали друг с другом гармонично и ориентировались на единую законодательную базу.

Сепарация (от лат. separatioотделение) – это такое отношение человека к культуре, при котором он сохраняет приверженность своей культурной традиции, живя при этом в иной культуре. Например, русские эмигранты после революции 1917 года адаптировались в чужих странах, как правило, на основе сепарации.

Если сепарация является требованием доминирующей группы, то её называют сегрегацией (от лат. segregatio отделение). Например, в США в первой половине ХХ века было сегрегированное обучение – раздельное обучение белых и цветных детей.

Межкультурный диалог. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер.

Конфликт.

Конфликт

Проблема конфликта настолько сложна, что ею занимается отдельная отрасль знания – конфликтология. В культурологии и социологии уместно говорить о внутреннем конфликте личности, связанном с её «расщеплением», о межличностных конфликтах, происходящих в повседневной жизни как дома, так и на работе, а также о межэтнических и международных конфликтах. В данном случае будет сделан акцент на межэтнических и международных конфликтах. Последние необязательно должны сопровождаться кровопролитием. Существуют и ненасильственные конфликты, такие как политические, экономические, дипломатические. Однако нередко конфликты приводят к вооружённым столкновениям, этническим чисткам.

Выделяют различные типы конфликтов:

§ Межгосударственные конфликты. Например, фолклендский конфликт между Великобританией и Аргентиной в 1982 году, конфликт между США и Гренадой в 1983 году, между США и Панамой в 1989 году. Спецификой межгосударственных конфликтов является обоюдное восприятие территории и своего правомочия как государственных ценностей.

§ Региональные конфликты между различными этносами, раздёлёнными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства. В этих случаях посредником в разрешении такого конфликта должна быть центральная государственная власть. Однако, если таковая слишком слаба и не пользуется авторитетом в регионах, то допускается вмешательство международной организации в качестве третейского судьи.

§ Конфликт между Центром и регионом, допустим, субъектом федерации (например, между сербами и албанцами в Югославии). Подобные конфликты проистекают внутри государства, однако с различных сторон, вовлечённых в конфликт, рассматриваются по-разному. В Центре такой конфликт воспринимается как внутренний, а в регионе его определяют в качестве внешнего. Так, с позиции российских граждан конфликт в Чечне в 90-х годах ХХ века является внутрироссийским конфликтом, спровоцированным сепаратистскими настроениями и интересами криминальных структур как в России, так и в самой Чечне. В то же время, с позиции чеченских сепаратистов, конфликт в Чечне является войной за независимость чеченского народа, а спровоцирован он внешней агрессией России против республики Ичкерии.

§ Местные конфликты проистекают между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных границ, например, в одном городе или области.

В соответствии с причинами возникновения конфликтов последние можно классифицировать на такие типы: территориальный, экономический, политический, исторический, ценностный, конфессиональный, социально-бытовой. Для каждого из этих типов следует выделить причины их возникновения. Так, для территориального конфликта причинами могут послужить нечёткая демаркация границ; возвращение на родину ранее депортированного этноса; историческое прошлое народов, например, наличие на спорной территории культового или культурно-исторического памятника того или иного этноса; произвольное изменение границ или насильственное включение определённой территории в соседнее государство. Нередко территориальные конфликты происходят внутри государства, когда в стране развиты сепаратистские настроения, когда власть Центра не может обеспечить правопорядок в регионах. Подчас территориальные конфликты обусловлены тем, что какой-либо один народ оказался на землях различных стран. Например, сомалийцы в результате того, что европейцы – бывшие колонизаторы – произвольно «нарисовали» политическую карту данного региона, оказались в разных странах: помимо собственного государства Сомали, сомалийцы живут в Джибути, северо-восточной части Кении, а также в Эфиопии. Район в Эфиопии, где этнически преобладают сомалийцы, называется Огаденом. Во второй половине ХХ века между Эфиопией и Сомали за Огаден произошло несколько жёстких, кровопролитных войн. Формально Огаден по сей день принадлежит Эфиопии, но ситуация в данном регионе остаётся взрывоопасной. Дополнительным поводом к войне между Эфиопией и Сомали может быть и то, что в Эфиопии распространено христианство в монофизитской форме, а в Сомали – ислам.

Экономический конфликт часто мотивирован неравенством этносов в обладании и распоряжении материальными ресурсами; нарушением баланса экономических интересов между Центром и регионами. В конце ХХ-начала XXI веков, когда проблема сырьевых ресурсов особенно остра, вероятность конфликтов на экономической почве достаточно высокая. Например, в современном мире до сих пор остаётся взрывоопасной ситуация вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море. После того, как на шельфе вокруг данных островов обнаружили запасы нефти, интерес к данной группе островов резко возрос. В 1988 году ВМС Китая нанесли военный удар по вьетнамскому флоту, потопив один эсминец, вследствие чего погибло 77 вьетнамских моряков. Несмотря на то, что острова были испанской территорией, в 1898 году перешедшей по Парижскому договору Филиппинам, сейчас на эти острова свои права отстаивают такие страны, как Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам, с 1951 года – Япония, с 1957 года – США, а с 1971 года – Тайвань.

В современном мире конфликты весьма часто происходят на политической основе. Так, во время противостояния СССР и США конфликты возникали из-за принятия или отвержения отдельными странами социалистического или капиталистического уклада жизни страны. Часто правительство США преступно организовывало и вооружало банды, действовавшие против мирного населения той страны, где народ добился принятия прогрессивных социалистических реформ. Ярким примером этому служат события в Никарагуа в 80-х годах ХХ века. Так, когда народ в Никарагуа сверг до крайности жестокий режим ставленника США Самосы, то правительство США создало в соседнем Гондурасе банды, которые, уничтожая мирных жителей, должны были дискредитировать социалистическое народной правительство. В конечном итоге в небе над Никарагуа был сбит американский самолёт с оружием на борту. Попавший в плен американский лётчик предстал перед международным трибуналом, на котором выяснилось, что США нелегально продавали противотанковые ракеты в Иран – стране, воевавшей в это время с Ираком, а за деньги, полученные от такой торговли, снабжали бандитов оружием.

Причины конфликта могут корениться в противоречии господствующих установок и стереотипов. Действительно, среди различных видов межэтнических конфликтов можно выделить конфликт стереотипов. Последний находит своё проявление в ходе столкновения наций, что обусловлено исторически сложившимся восприятием их друг другом как противников. Разрешение подобных конфликтов требует от этноса больших волевых усилий и отказа от стереотипов, установок, обуславливающих столкновение. Наглядным примером такого конфликта служат этнические чистки в Бурунди и Руанде. В этих двух территориально сравнительно маленьких африканских странах большинство населения представляют народы тутси и хуту. Тутси, являясь кочевыми скотоводами, в XIV веке пришли на земли современных стран Руанды и Бурунди, покорив при этом местных жителей – хуту. В ходе взаимоотношений между ними назрела довольно-таки сложная ситуация: в сознании тутси хуту расценивались как второсортные люди, обязанные прислуживать им; хуту же стали воспринимать тутси как жестоких завоевателей. Однако такое положение дел не вызывало у тутси и хуту явной ненависти друг к другу, воспринималось ими как некая должная социальная структура.

В период эпохи колониализма ряд серьёзных проблем между тутси и хуту удавалось сглаживать на основе родовых культурных традиций, а также на базе единого законодательства, которое представляла Бельгия. До середины ХХ века авторитет метрополии, как гаранта соблюдения права, в целом, был непоколебим, а посему и право, отличавшееся национальной нейтральностью, являлось относительно эффективным. Когда же в 1962 году страны Бурунди и Руанда стали независимыми, то сила исторически сложившихся стереотипов, установок оказалась настолько велика, что спровоцировала всплеск ненависти между тутси и хуту. В получившей независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно таким же, что и в Руанде, началась цепная реакция: здесь тутси сохранили большинство в правительстве и в армии, однако это отнюдь не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год; оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года, в результате военного переворота, была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту тут же пришли к власти и начали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси, начавшиеся в конце 80-х годов и достигшие своего пика в 1994 году, в странах Западной Европы расценили как геноцид. В 1994 году, за несколько недель, было убито 800 тысяч тутси, а также умеренных хуту. Около 1,7 миллионов хуту стали беженцами – в их лагерях в то время от холеры и от голода умирали ежедневно по 2000 человек.

Государственные чиновники, являясь частью народа, призывают к этническим чисткам, а подчас и непосредственно в них участвуют. Например, ряд государственных министров правительства Руанды прямо призывали народ к уничтожению народа тутси. Так, в Руанде премьер-министр Жану Камбанде, министр информации Элиезера Нийитегека и другие политики прямо призывали народ к этническим чисткам против тутси. Самое ужасающее в таких случаях то, что люди, как правило, следуют таким бесчеловечным призывам и законам, сохраняя тем самым законопослушность, но, по сути, прекращая быть людьми. Такая законодательная система санкционирует право на бесчестье и высвобождает все животные инстинкты, которые в синтезе с воображением, как психической функции, и со спекулятивным рассудком приводят к диким, страшным поступкам. Тот факт, что люди следуют букве закона свидетельствует об отсутствии развитой идеи личной ответственности за содеянное, о господстве родоплеменных установок. Слабость естественного права перед выхолощенной буквой закона указывает на явную недостаточность развития представлений о личной чести. Отсутствие ясного представления о чести личности делает индивида зависимым от властей, которые издают аморальные указы и, мягко выражаясь, странные прокламации. Так, в 1990-м году издание хуту «Кангура» («Проснитесь») напечатало 10 указов хуту:

1. Каждый хуту должен знать, что женщина тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.

2. Каждый хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жён и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.

3. Женщины хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.

4. Каждый хуту должен знать, что тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который

– является деловым партнером тутси;

– который вкладывает деньги в проект тутси;

– который одалживает или ссужает деньги тутси;

– который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.

5. Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.

6. В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.

7. Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями хуту.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Хуту должны быть едины в борьбе против тутси.

10. Каждый хуту должен распространять идеологию хуту. Хуту, который попытается помешать своим братьям распространять идеологию хуту, считается предателем.

Конечно, такие настроения доминируют не только у хуту, но и у тутси, что не внушает оптимизма в успешном разрешении данной проблемы. Вышеперечисленные предписания из издания «Кангура» указывают, что принципы межэтнической ненависти глубоко вжились не только в социально-политическое, но и родоплеменное сознание обоих этносов, поэтому даже на уровне отдельной семьи конфликт останется открытым. Конфликт между тутси и хуту продолжается и в начале XXI века, причём уже не только на землях Руанды и Бурунди. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

С 1999 года, на почве конфликта в Руанде, в ДРК начался межэтнический итурийский конфликт между народностями хема, поддержавшими хуту, и ленду, выступившими за тутси. За первые четыре года этого конфликта погибло более 50 000 человек. Кроме того, данное столкновение сопровождалось каннибализмом, причём каннибализмом не на основе языческих культов и не из-за голода, а по причине звериной жестокости. Очень сильно пострадали пигмеи, которые, хотя и не принимали участия в конфликте, но, как наиболее беззащитные, подвергались издевательствам со стороны вооружённых бандитов. Конфликт закончился лишь в 2005 году.

Конфликт также может провоцироваться различными представлениями о вещах и явлениях, например о частной собственности. В этом случае уместно обратиться к бушменскому вопросу в Ботсване и ЮАР. Бушмены не имеют представлений о частной собственности. Все вещи, находящиеся в природе, бушмен считает возможным забрать себе. Однако он никогда единолично ими не пользуется. Например, если бушмен найдёт, например, банан, то он сам его не съест, а принесёт в свой род, где старейшины разделят банан между всеми членами рода. Бушмены очень добродушны и, если видят, что вещью пользуется человек, никогда её не украдут. Их добродушие часто вызывает восторженное удивление. Зафиксирован случай, когда из лёгкого частного самолёта при посадке пассажир выбросил баночку из-под кока-колы. Бушмен подобрал баночку и побежал за самолётом, чтобы отдать её пассажиру. Удивительно, что бушмен может подойти к антилопе или другому дикому травоядному животному, чтобы попить их молоко. Причём животные не боятся их и подпускают вплотную, чего не позволяют людям сделать, когда те охотятся. На вопрос: как это удаётся? – бушмены отвечают, что говорят животным, что желают попить молока, а не охотиться.

Всё же проблема бушменского вопроса состоит в том, что корова, пасущаяся в поле, не может восприниматься бушменом в качестве собственности другого человека, поэтому она становится объектом охоты. Бушмены не понимают, что такое частная собственность. На этой почве между бушменами и бечуанскими племенами (бамангвато, бангвакетсе, батавана, батвана) возник серьёзный конфликт. Бечуаны – скотоводы, поэтому защищают свой скот, рассматриваемый ими в качестве частной собственности. В случае, если бушмен на охоте убьёт корову, бучуаны уничтожают не только самого незадачливого охотника, но и весь его род и всех, случайно встретившихся бушменов. Более того, борьба против бушменов ведётся ещё более жестоким способом: отравляют колодцы. В пустыне Калахари, которая на бечуанском языке называется Кари-кари (жаждущая земля), не имеется открытой воды, поэтому отравление одного колодца способно повлечь смерть десятков людей.

Религиозные установки и убеждения также могут послужить толчком к эскалации конфликта. Например, мусульмане Палестины, Сирии убеждены, что земли, заселённые евреями, даны мусульманам от Аллаха, поэтому для исламского мира уступка территорий евреям является преступлением против Аллаха.

Серьёзный конфликт на религиозной почве возник в Судане. С 1983 года было убито 1,2 млн. человек. Военные действия наносят глубокий урон экономике страны, так как ведение военных действий обходится в 1,5 млн. долларов в день. В основе конфликта лежат противоречия между мусульманами севера (составляющими большинство в правительстве) и южанами, исповедующими христианство, а также различные языческие верования.

Истоки конфликта прослеживаются со времен британского колониального правления. В течение десятилетий колониальные власти разделяли Судан на северный и южный как в экономической сфере (юг менее развит), так и в социальной. В южных провинциях, где с древних времен исповедовали христианство, в большей степени была распространена деятельность западных просветительских организаций и христианских миссий. Здесь открывались христианские школы, строились храмы. Завоевание Суданом независимости в 1955 году не способствовало уравниванию в правах севера и юга. А провозглашение Судана унитарной парламентской республикой и игнорирование требований южан об автономии в значительной мере способствовало обострению конфликта. Кроме того, с первых дней независимости правительство проводило дискриминационную политику в отношении населения юга. С началом процесса арабизации Судана в 1983 году и введением мусульманского законодательства обязательным на всей территории Судана, военные действия возобновились с новой силой. По сути, вопрос стоит о том, каким должен быть Судан: светским или исламским. В этой войне правительственные мусульманские войска использовали самые дикие методы. Например, в Хартуме был разработан план уничтожения самоценности культур народов южного Судана. В соответствии с одним из пунктов этого плана, солдат-мусульманин за надругательство над четырьмя женщинами-христианками на юге страны в присутствии свидетелей имеет право получить от правительства деньги. В ходе осуществления такого преступления человек по своей сути уподобляется сатане. Надломленная женщина не имеет своего мнения, быстро подчиняется требованиям самого преступного характера, она превращается в средство для осуществления зла. В этом отношении справедливы слова Евангелия от Матфея «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить…» (От Матфея, 10 : 28). Наконец, на фоне таких событий выглядит вполне закономерным явлением быстрое распространение СПИДА. Эскалация конфликта на юге Судана, особенно на юго-западе (в Дарфуре) в начале 2003 года, последовала за появлением в регионе двух повстанческих группировок: «Освободительной армии Судана» (ОАС) и «Движения за справедливость и равноправие» (ДСР). Конное проправительственное ополчение, известное под названием «Джанджавид», получило от правительства Судана санкцию на разрушение деревень и уничтожение их жителей. Ополченцы, опустошившие значительную часть Дарфура, получали от суданских властей оружие, деньги и поддержку. Нередко их сопровождали подразделения правительственных сил; им оказывали поддержку бомбардировщики и штурмовые вертолёты. В ходе конфликта примерно 1 400 000 человек (преимущественно жители сельских районов) стали вынужденными переселенцами. Их деревни были сожжены, домашний скот угнан, а остальное имущество подверглось разграблению.

Список государств, допустивших — умышленно или случайно — поставку вооружений и техники военного назначения в Судан, занимает несколько страниц.

Несмотря на то, что война в Судане официально закончилась осенью 2005 года, по сути она продолжается и в нынешнее время. В мае 2006 года главы ряда конфликтующих сторон подписали Дарфурский мирный договор. Однако с момента подписания договора нестабильность в регионе только усилилась; убийства, надругательства, число вынужденных переселенцев в Дарфуре возросло.

Конфликт также может произойти из-за ошибочного, неправильного восприятия людей одной культуры людьми другой культуры (например, на островах Карибского бассейна туземцы, воспринимая испанцев как богов, утопили нескольких из них с целью убедиться, что их тела нетленны).

Часто конфликт вызван тем, что в обществе пути самоутверждения связаны с агрессивным поведением. Например, США как независимое государство сложилось в ходе войны 1775–1782 гг. Во время этой войны в обществе в качестве идеала был востребован воин, а его поведение являлось примером для большинства. Однако с окончанием войны необходимость в таком образе воина отпала, но сам образ воина остался в национальном сознании, поэтому мужчины, желая утвердить себя как в обществе, так и в своих глазах, как правило, поддерживали любые агрессивные войны, которые США вели против индейцев, Мексики, Испании… В данном случае американская общественность оказалась заложницей собственных установок.

Как это ни парадоксально, но часто конфликты происходят по единоличному решению какого-либо руководителя государства, который чувствует поддержку правительств крупных стран. Так, в августе 2008 года президент Грузии М. Саакашвили издал указ о начале военных действий против южноосетинского народа. Этот народ, который проживал на территории Южной Осетии с периода среднего бронзового века, в XXI веке подвергся геноциду, этническим чисткам. Только своевременное вмешательство России позволило сохранить жизни десяткам тысяч мирных южноосетинцев. В очередной раз российские миротворцы предотвратили экскалацию конфликта на Кавказе, показав этим всему миру то, что Россия продолжает защищать справедливость, честь и жизнь людей, руководствуясь исключительно благородными задачами.

Тем не менее надо понимать, что воли лишь одного политика для разжигания войны недостаточно, если для этого не существует каких-либо существенных предпосылок в определённой части общества. При рассмотрении международных преступлений всегда следует учитывать то, что подсудны не только политики, отдававшие аморальные приказы, но и, например, те рядовые солдаты, которые, руководствуясь чувством ненависти, низменными инстинктами, расстреливали, давили гусеницами танков безвинных маленьких детей, заживо сжигали мирные семьи.

В целом же, провоцируют конфликты люди, не чуждые агрессивных замыслов и аморальных действий, не желающие считаться с законами, с принципами справедливости, нравственно нечистоплотные, но при этом чаще всего обладающие реальной властью и силой. Действительно, духовно полноценный человек всегда будет стремиться избежать кровопролития, попрания чести людей, даже если и не будет обладать обширными сведениями о культурах разных народов. Например, капитан Лаперуз ничего не знал об особенностях мировосприятия туземцев острова Пасхи. Однако, когда те, не имея представлений о частной собственности, похищали разные вещи у французских моряков, Лаперуз, будучи добрым, благородным человеком, всячески пытался предотвратить вооружённые столкновения, ибо никакие предметы, даже все сокровища Вселенной, не должны стать причиной для убийства людей и унижения их человеческого достоинства.

Диффузионизм. Теория «культурных кругов»

Диффузионизм (diffusio — разливание, просачивание) — это направление в культурологии, этнографии, социологии, полагающее в основе общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Данное направление сложилось в качестве оппонирующего эволюционизму — направлению, видящему в основе общественного развития эволюцию внутренней стороны культуры. В диффузионизме в основе развития культуры видят пути передачи её традиций соседним культурам, средства распространения её ценностей. Таким образом, диффузионисты акцентируют внимание на торговле, завоеваниях, колонизации.

В качестве основного фактора, содействующему национальному развитию, выделяют способность воспринимать нормы культуры иных народов. Обычно в диффузионизме человек понимается как средство распространения своей культурной традиции. Иначе говоря, человек мыслится только в контексте принадлежности к своей культуре. Диффузионисты считают, что каждый элемент культуры сложился в определённом географическом регионе, с которого распространился на другие регионы в меру культурной активности этноса, как своего носителя.

В рамках диффузионизма учёные в области этнографии и культурологии (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), предложили теорию, согласно которой сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отдельные культурные провинции («круги»). Теория «культурных кругов» возникла в Германии в начале XX века и противостояла предшествовавшей ей эволюционистской школе. «Культурный круг» представляет искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, не развивающееся во времени, а лишь взаимодействующее с другими «кругами» в географическом пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории культурных миграций. История цивилизации предстаёт как ряд «культурных кругов», в основании которого лежит изначальная, исходная культура. Ф. Гребнер, один из создателей теории «культурных кругов», используя этнографические материалы Австралии и Океании, выделил только на догосударственной стадии цивилизации шесть «кругов». Австрийский археолог и этнограф О. Менгин в книге «Всемирная история каменного века» (1930) рассматривал историю первобытного общества как результат миграции отдельных племен, принадлежавших к трем «культурным кругам». Важная проблема для сторонников теории «культурных кругов» – поиск исходных центров происхождения народов и культур. В. Шмидт, полагая, что развитие культуры начинается с малых форм, в основание цивилизации положил культуру пигмеев. Он считал, что низкорослые народы (африканские бушмены и собственно пигмеи) являются самыми архаичными.

Иная концепция у представителей «гелиолитической школы» (панегиптизма). Египтолог С.Э. Графтон («Миграция ранней культуры», 1915; «Человеческая культура», 1930) утверждал, что наиболее древней является культура «солнечных камней» (гелиолитическая). Её основные черты (мумификация, мегалиты, идолы, культы солнца) можно найти не только в Египте, но и на Востоке, в Америке. Именно представления о небесных светилах задавали характер культуры и влияли на отношение её представителей к другим культурам.

Читайте также:

Структура и функции культуры. Культурогенез

Православие в России

Направления буддизма

Зачатки культурного развития человека. Неандерталец

Понятие цивилизации. Черты цивилизации

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Сейчас читают про: