Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Общая типологизация культур

Говоря о типах культуры, можно представить на рассмотрение различные виды их классификации, характер которых зависит от выбранных критериев. Так, в культурологии и этнологии выделяют этнические культуры. Критерием данной типологизации служит принадлежность к этносу. Тип культуры устанавливается в соответствии с традициями, ценностями, стереотипами и установками, господствующими в конкретном этносе. Представления об этничности возникают на основе отождествления индивидом себя с определённой культурной традицией, а также характеризуются общностью проживания и общностью исторических судеб.

В тех регионах, где основными единицами межкультурных отношений являются государства, часто говорят о национальном типе культуры. Национальная культура интегрирует в себя ряд этнических культур. По сравнению с этнической, национальная культура наиболее динамична, она сильнее подвержена трансформации, более открыта для межкультурных контактов.

Иногда правомерно обращаться к идее региональных культур (древнеегипетская, европейская, североафриканская…). Нередко можно услышать понятие локальная культура. Строго говоря, локальная культура является формой бытия относительно (иногда полностью) изолированной группы людей. Например, в 1971 году на Филиппинском архипелаге было открыто племя тасадеев, ни разу не видевших других людей и не предполагавших, что существует мир за пределами их жизненного пространства. Общность насчитывает всего 25 человек, 13 из которых дети (данные за 1991 год). Эти люди не знают охоты и никогда не убивали (не считая пойманных моллюсков, крабов, рыбы, головастиков). Жилища тасадеев поразительно чисты, опрятны. Тасадеи спят 12 часов в день. У них нет ни земледелия, ни скотоводства. Из одежды у них только несколько листьев орхидей, заменяющих набедренную повязку. Несмотря на то, что мужчин в племени больше, чем женщин, ни одного случая супружеской измены зафиксировано не было. Кстати, тасадеи не знают никакой социальной иерархии, хотя заметим, что даже у обезьян она существует. Из этого можно сделать вывод, что чинопочитание вовсе не заложено в человеческой природе. Так что знаменитая фраза Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться тошно» в обществе тасадеев, не знающих слова прислуживаться, не нашла бы понимания. Тасадеи не знают понятий чести, доброты, благородства, но живут как раз в чести, доброте, благородстве – всё это качества настоящих, полноценных людей.

Совсем недавно, в июне 2008 года, в Амазонии (в Бразилии на границе с Перу) с самолёта было замечено и сфотографировано ранее не встречавшееся племя людей, которым никогда не приходилось видеть людей со светлой кожей. Туземцы начали целиться в самолёт из луков. Следует заметить то, что такие культуры изучать крайне сложно по ряду причин. Во-первых, местность проживания носителей локальных культур, как правило, крайне труднодоступна, добраться до этих мест и затем возвратиться оттуда почти невозможно. Во-вторых, туземзы иногда не понимают научного интереса учёных и подчас убивают исследователей. Мотивы таких убийств разные. Так, на Антильских островах индейцы относились к людям со светлой кожей, как к богам, и считали, что их трупы нетленны, а чтобы убедиться в этом, утопили нескольких испанцев (в качестве эксперимента). В-третьих, пришельцы могли принести туземцам такие болезни, к которым у них нет иммунитета. В результате вся общность – носитель конкретной локальной культуры – за неделю может погибнуть. Иногда среди пришлых людей встречаются и такие, которые по своей сути отношение к человеку имеют лишь по внешнему сходству. В результате их встреч с самобытными этносами случаются страшные, непоправимые трагедии. Так, в декабре 1834 года английские колонисты полностью уничтожили коренных жителей Тасмании. Тасманийцы не имели представлений об убийстве, никогда не охотились, жили в дуплах деревьев, питались моллюсками, растениями и корешками, были совершенно безобидными. Теперь их нет. Какие бы величайшие открытия не сделало современное человечество, самобытной культуры Тасмании уже никогда не вернуть. Примеров такого рода неописуемого изуверства, ничем не оправданной жестокости и развращённости достаточно много. Сколько бы учёные ни пытались понять природу статуй на острове Пасхи, все усилия исследователей тщетны – жители Пасхи систематически уничтожались, и неудивительно, что своей истории они не знают, что оригинальное письмо острова Пасхи кохау ронго-ронго – говорящее дерево – уже никем не читается (хотя сохранилось много образцов этой системы письма). Увы, доброжелательный, радостный народ острова Пасхи, его культура были почти полностью уничтожены. Количество подобных случаев увеличивается и до настоящего времени. Всё это указывает на необычайную хрупкость как человеческой природы, так и культуры, в первую очередь, локальной.

Нередко выделяют субкультуры (от лат. subпод-, лежать а основе). Это конкретные виды в культуре, в которых зафиксированы традиции, ценности, обычаи, правила поведения, принятые в какой-либо локальной социальной группе. Виды социальных групп зависят от системы координат, где их классифицируют. Есть субкультуры молодёжные, профессиональные, сельские, городские, криминальные.

Часто выделяют типы культур на основе исторической периодизации. Так, в рамках учения Карла Маркса можно назвать следующие: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую, коммунистическую культуры. Николай Бердяев обращает внимание на три стадии бытия культуры в соответствии с её историческим развитием: природно-органическую (погружение духа в природу); собственно культурная (выделение духа из природы); технически-машинная. Согласно этим стадиям, можно указать на три соответствующих вида культуры: природно-органическую, собственно культурную, машинно-техническую.

Типы культур можно выделять по религиозному принципу: христианская, исламская, буддистская, иудейская… Иногда религиозный принцип весьма обширен. Например, в культуре языческого мира есть, конечно, общие черты, но всё же язычество весьма неоднородно. Так, язычество древних славян явно отличалось от язычества германских племен и уж тем более отличалось от язычества древнеамериканских культур. Также выделяют светскую и религиозную культуры.





 

Читайте также:

Правовая культура ислама

Общие понятия культуры эпохи Средних веков

Религия в Древнем Шумере

Реформация

Основные проблемы цивилизованного общества в XXI веке

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 1221

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам