Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Процесс и система контроля управления

Контроль – процесс, обеспечивающий эффективное достижение целей организации.
В функцию контроля входят:

  • учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации;
  • сравнение результатов с плановыми показателями;
  • выявление отклонений и анализ их причин;
  • разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Место и значение контроля определяется тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.

Существует 2 типа контроля:

  • Стратегический (управленческий) – направлен на решение стратегических задач и тесно связан со стратегическим планированием и управлением.
  • Тактический (административный) – призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов.

В организации выделяют предварительный, текущий, заключительный контроль.

В “Энциклопедии современного управления” Р. Фалмер выделяет следующие формы контроля:

  • производственный контроль;
  • управление запасами;
  • контроль качества;
  • финансовый.

В литературе существует ряд других подходов к выделению форм контроля, н-р:

  • контроль финансовых ресурсов;
  • контроль материальных ресурсов;
  • контроль человеческих ресурсов;
  • контроль информационных ресурсов.

 

И.Н. Герчикова в книге “Менеджмент” классифицирует контроль как:

  • финансовый;
  • качества продукции;
  • ценообразования;
  • административный (текущий).

Наряду с выше указанными типами контроля Ю.В. Кузнецов и В.И. Подлесных выделяют следующие формы контроля:

  • финансовый;
  • производственный;
  • маркетинговый;
  • контроль качества.

1. Финансовый контроль

Осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам.
Этот контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации (маркетинг, производство и само управление). Он включает в себя: бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей, отдачу инвестиций.

2. Производственный контроль включает в себя 6 функций:

  • последовательность операций;
  • загрузка, т.е. распределение работ;
  • производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция;
  • предварительная оценка стоимости выполнения работ;
  • диспетчирование - процесс текущего упорядочивания работы;
  • отправка - завершающая деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы.

3. Маркетинговый контроль базируется на:

  • анализе возможностей сбыта;
  • анализе доли рынка;
  • анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом;
  • наблюдении за отношением клиентов.

4. Контроль качества
Включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при использовании, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.

Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к трем этапам:

  • Установление стандартов (норм), т.е. конкретных, поддающихся измерению, целей, имеющих временные границы. Для управления нужны стандарты в форме показателей результативности объекта управления всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
  • Сопоставление со стандартами реальных результатов. На этом этапе сравнение показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии в принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
  • Измерение результатов (корректирование). Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринять.

Контроль, как управленческая деятельность, должен отвечать таким требованиям:

  • быть всеобъемлющим, каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлимую часть своих должностных обязанностей, даже если это ему не поручили);
  • ориентироваться на конечные результаты, в этом контексте контроль рассматривается как средство достижения целей;
  • должен носить непрерывный и регулярный характер;
  • быть гибким, т.е. не мешать выполнению основной работы;
  • отвечать содержанию тех работ, которые контролируются, проверять не только количество и срок, но и качество работы;
  • быть понятным для тех, кого контролируют и проверяют;
  • быть своевременным, чтобы иметь возможность вмешательства в корректирование происходящих процессов;
  • обеспечить проверяющих полной, необходимой понятной и лаконичной информацией;
  • быть экономным, т.е. затраты на его проведение не могут быть больше, чем результаты, которые достигнуты в процессе контроля;
  • должен быть действенным, т.е. не ограничиваться выявлением фактического состояния объекта, но и сопровождаться соответствующими решениями.

В соответствии с этими требованиями, получила развитие система контроля - “контроллинг”.

Контроллинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа, контроля на качественно новом этапе развития рынка; единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

Суть этой системы как маркетинга заключается в умении мыслить с позиции клиента. Контроллинг как целостная система ориентирован на выявление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.

 

Системы контроля

Контроль и проверка выполнения работ по стратегическим планам и программам включает разработку взаимосвязанных систем контроля на предприятиях, которые включают в себя такие подсистемы контроля:

  • по технологическим процессам;
  • по качеству продукции и работы;
  • по соответствию с действующим законодательством, регулирующим деятельность предприятия;
  • по выполнению отдельных заданий, этапов, направлений и стратегических программ и планов в целом;
  • по выполнению решений, указаний, приказов, распоряжений высшего руководства предприятия;
  • по соответствию с установленными финансовыми и экономическими параметрами функционирования предприятия.

На предприятиях используют различные системы контроля, отличающиеся по целям, задачам, объектам, методам и формам контроля.

 

Классификация действующих на предприятиях систем контроля выполнения

Признаки классификации

Виды используемых систем контроля

1. Цели и задачи системы контроля

Текущий контроль выполнения решений

Контроль за деятельностью отдельных производственно-управленческих подсистем

Стратегический

2. Время осуществления контроля

Предварительный

Текущий

Заключительный

3. Объект контроля

Сроки выполнения приказов, распоряжений и отдельных приказов

Качество работы отдельных исполнителей, групп или подразделений

Придерживание установленных параметров (нормативов, стандартов)- технических, экономических, организационных и т.д.

4. Глубина регулирующего влияния

Система наблюдения и получения информации в ходе выполнения работ

Оперативное вмешательство в процесс производства и управления

Контроль по результатам производственной и управленческой деятельности

5. Оборудование, используемое для контрольных операций

Журналы, картотеки, графики (ручные системы)

Автоматизированный контроль исполнения

Комбинирован
ные системы контроля (машинно-ручные)

Опыт предприятий, умеющих хорошо организовать информационное обслуживание аппарата управления, показывает, что много проблем решается одновременно с использованием и разработкой информационно-управленческих систем (ИУС) разного типа.
ИУС дает возможность:





 

Читайте также:

Управление конфликтами и стрессами

Принятие решений менеджмента

Конкурентное преимущество организации

Критические факторы успеха организации в менеджменте

Эволюция менеджмента

Вернуться в оглавление: Менеджмент

Просмотров: 11760

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.161.8.205