Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Новые и новейшие теории международного разделения труда и международной торговли

В 60 – 70 - х гг несоответствие модели Хекшера-Олина реальной системе международного разделения труда стало настолько очевидным, что уже невозможно стало это оспаривать. Отрыв теоретической модели от действительности все увеличивался в связи с изменениями в характере международной специализации отдельных стран. Попытки выйти из кризиса привели к формированию так называемого неофакторного и неотехнологического направления.

В моделях неофакторного направления предполагается, в отличии от модели Хекшера-Олина, что факторы производства неоднородны. Труд, например, может быть квалифицированным и неквалифицированным. Все остальные предпосылки, кроме однородности факторов производства, сторонники неофакторного направления оставляли неизменными.

На возникновение моделей неотехнологического направления значительное влияние оказала научно-техническая революция. К моделям этого направления относятся: модель «технологического разрыва»; модель «экономики за счет масштабов производства»; модель «цикла жизни продукта».

Экономисты неотехнолгического направления отказались от ряда предпосылок теории Хекшера-Олина таких, как существование постоянной производственной функции, независимость эффективности от масштабов производства, однородность производимммой продукции, наличие «совершенной конкуренции», доступность любой технологии всем производителям.

Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы международного разделения труда, особое внимание уделено технологии. То есть структура международного разделения труда, его характер объясняются технологическими факторами. Социально-экономические условия производства остаются за рамками моделей.

Модель «Технологического разрыва». Основы этой модели были впервые изложены в работе английского экономиста Н.Познера, опубликованной в 1961 г Познер один из первых сосредоточил основное внимание при анализе международного разделения труда на технологическом факторе. Однако он не пытался дать общую модель международного разделения труда, применимую ко всем товарам и странам.

Согласно модели Познера, торговля между странами может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, даже при одинаковой наделенности факторами производства. Последнее следует пояснить: из-за того, что техническое новшество первоначально появляется в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товар с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией, то есть получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая стратегия: выпускать не то, что дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может.

В результате появления технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами. Пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, произведенными по новой технологии, будет продолжаться, принося прибыль.

Модель «экономики за счет масштабов производства». Авторы этой модели – американские экономисты Кисинг и Хафбауэр. Они сосредоточили свое внимание на предпосылке модели Хекшера-Олина о «постоянной отдаче при изменении масштабов производства». В действительности при увеличении масштабов производства растет отдача, то есть эффективность, снижаются издержки на единицу продукции. Кисинг и Хафбауэр предложили модель международного разделения труда, посвященную экономике за счет масштабов производства. Они считают, что лишь в странах с емким внутренним рынком должны быть размещены производства, дающие экономический эффект при увеличении масштабов производства. То есть не все страны могут воспользоваться «экономией за счет масштабов производства», а только достаточно крупные.

Модель «Цикла жизни продукта». Эта модель имеет несколько вариантов. Все они базируются на первом, предложенном в 1966 г американским экономистом Р.Верноном. Новый продукт, полагает Вернон, проходит жизненный цикл, включающий стадии: введения; роста; замедления; заката.

Каждая стадия отличается особыми характеристиками спроса. На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами. Экспорт весьма незначителен. На второй стадии спрос на внутреннем рынке расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. Появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он удовлетворяется за счет экспорта, а за тем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передачи технологии. На третьей стадии спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства и цены. Зарубежные компании начинают проникать на внутренний рынок страны, где первоначально появился товар. Появляется альтернатива данному товару. На четвертой стадии продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса.

Таким образом, можно указать конкретные страны, условия производства которых, максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости, что определяет место страны в международном разделении труда, ее уровень доходов.

Вернон утверждал, что лишь рынок США обладает возможностями, позволяющими производить новые товары (на нем имеется больше покупателей с высокими доходами). Условия рынка Западной Европы благоприятствуют производству товаров, находящихся на второй и третьей стадиях, а развивающихся стран на третьей и четвертой стадиях «цикла жизни».

Что касается новейших теорий внешней торговли, то в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Такой подход наиболее четко сформулирован американскими исследователями С. Рабоком и К. Симмондсом. Объективной основой такого подхода является общепризнанный наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен.

Выделив фирму или международную компанию в качестве объекта анализа, исследователи попытались ответить на следующий вопрос: в каких случаях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его. Одну из первых попыток дать ответ на этот вопрос предпринял американский ученый С. Линдер.

С. Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие подробности, то есть, прежде всего, потребностями внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний.

Структура потребления импортирующей страны должна быть максимально близка к структуре потребления страны, в которой находится головная компания. Это объясняет расширение внешней торговли преимущественно между развитыми странами, где требования к производственным и потребительским свойствам товара аналогичны.

 
 

На качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила развитие в трудах американского экономиста Майкла Портера. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба (рис. 1), раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду в которой действуют фирмы этой страны.

Параметры факторов – материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортно-ориентированных отраслей.

На ряду с традиционными факторными условия производства Портер выделяет и такие как предпринимательская способность; ресурс знаний (научная, техническая и рыночная информация, влияющие на конкурентоспособность товаров и услуг); инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

Портер разделяет факторы на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, приемлемы в ограниченном числе отраслей или даже в одной единственной отрасли.

Стратегия фирм их структура и соперничество. Стратегия фирмы их структура должны быть ориентированны на деятельность в условиях соперничества (конкуренции), как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Параметры спроса – иначе емкость спроса, дифференциация спроса на виды продукта. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок.

Родственные и поддерживающие отрасли – характеризуют наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющим, на деятельность фирмы, например, итальянские фирмы производящие ювелирные изделия, процветают в том числе и потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин по обработке драгоценных камней и металлов.

В общую систему детерминантов Портер включает и роль случайных событий, которые могут как усилить, так и ослабить конкурентные преимущества страны. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут не фирмы, не правительство. К событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорыва), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках (в обменных курсах), политические решения других правительств (эмбарго, например), войны и т.д. (другие непредвиденные обстоятельства).

Роль правительства. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой.





 

Читайте также:

Сущность и формы движения капитала

Неоклассическая концепция Хекшера-Олина

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

РФ в системе мирохозяйственных связей

Международные организации в валютно-финансовой сфере

Вернуться в оглавление: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Просмотров: 1791

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.196.110.18