Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений

Психодинамический подходподчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются резуль­татом динамической и часто бессознательной борьбы про­тиворечивых мотивов внутри личности.

Разновидностипсиходинамического подхода, наряду с классическим психоанализом 3. Фрейда:

• индивидуальная психология А. Адлера;

• аналитическая психология К. Г. Юнга;

• эго-психология {А. Фрейд, Г. Хартман, Д. Клейн, рас­сматривавшие эго как творческую адаптивную силу);

• неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, шед­шие по пути Адлера в рассмотрении роли социальной среды в формировании личности);

• теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Керн-берг, Г. Кохут).

Эти последние подчеркивают важность для личност­ного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и так называемыми «первичными фигурами», обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, какпервичные фигуры обеспечивают удовлетворение физических и психологических потребностей ребенка {Александров А. А, 1997).

В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ, основателем кото­рого является видный британский психоаналитик Зиг­мунд Фоулкс.

Были выдвинуты три основные модели психоаналити­чески ориентированной групповой психотерапии, основ­ные принципы которых очень кратко можно выразить так:

• психоанализ в группе;

• психоанализ группы;

• психоанализ через группу или посредством группы.

Первую модель разрабатывали американские психоло­ги Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивиду­альную аналитическую обстановку на группе.

Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: ана­лиз поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ве­дущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, участники группы — наблюдатели происходящего индивидуального психоанали­за — не являются пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с которым работает групп-аналитик.

В настоящее время от этой модели подавляющее число

специалистов отказалось.

М. Клайн и В. Байон использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался

проводить психоанализ всей группы сразу.

Сейчас некоторые психоаналитики в США пытаются вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Байона в групп-анализ.

Основная концепция 3. Фоулкса сводится к взаимодей­ствию ведущего и группы как некой целостности. В этом случае происходит объединение трех указанных выше мо­делей — психотерапия в группе, группы и через группу.

Еще одной разновидностью психодинамического под­хода является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на психо­логии отношений В. Н. Мясищева. Ее главная цель — ре­конструкция системы отношений, нарушенной в процес­се развития личности под воздействием социальных фак­торов, прежде всего искаженных межличностных отноше­ний в родительской семье.

Экзистенциально-гуманистическийподход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистическая психотерапия основывается на сле­дующих положениях:

лечение есть встреча равных людей (иногда вместо по­нятия «встреча» используется калька с английского — термин «энкаунтер»);

• улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия — помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

• наилучший способ — создание отношений безусловной поддержки и принятия;

• клиенты полностью ответственны за выбор своего об­раза мыслей и поведения.

При анализе работ представителей экзистенциально-гу­манистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франка и др.), возникшего в-начале пятиде­сятых годов прошлого столетия, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие «Я» как чрезвы­чайно важного в личностном развитии феномена (англий­ский термин «self» — «самость») после длительного пере­рыва вновь оказалось в центре внимания психологов и психотерапевтов. Первым указал на огромное значение «самости» Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие «образ самого себя». К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку пробле­мы воздействия будущего на развитие личности и ее само­сознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождаю­щие обращение в будущее системы целей, к свободной ре­ализации своих потенций, составляют ядро личности, или

«Я». Представители этого направления, объявившие себя «третьей силой» в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрей­дизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчер­кивали ее уникальность. А. Маслоу утверждал, что наи­высшей человеческой потребностью является стремление к самоактуализации.

Основополагающими идеямиэтого направления стали представления о человеке как о существе, изначально ак­тивном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности пози­тивного личностного роста. Экзистенциальная сущность человека раскрывается прежде всего в пограничной ситуа­ции между жизнью и смертью. Поэтому центральными ка­тегориями человеческого бытия выступают смерть, свобо­да, изоляция, бессмысленность.

Одной из главных причин заболевания или серьезных психологических проблем является «блокирование» про­явления человеком его подлинности, экзистенции, безу­спешный поиск смысла своей жизни. Важнейшими целя­ми психологической помощи человеку выступает созда­ние условий для восстановления аутентичности личности, осуществление ею своих истинных возможностей, осво­бождение творческого потенциала, раскрытия соответст­вия ее экзистенции своей истинной природе.

В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотера­пию, гешталытерапию, логотерапию, психодраму, первич­ную терапию Янова, трансцендентальную медитацию, эк­зистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние отечественной психологической науки оказали идеи клиент-центрирован-ной психотерапииК. Роджерса, который развил феномена-листический подход в понимании Я-концепции, опираясь на следующие положения:

1. Поведение человека зависит от его субъективного индивидуального восприятия;

2. Всякое восприятие преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;

3. Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к цен­ностям, имеющим культурное происхождение;

4. Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения.

Нужно отметить важную мысль Роджерса о том, что очень часто причиной внутренних психологических кон­фликтов является расхождение между представлением че­ловека о себе реальном и тем? кем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между «реаль­ным» и «идеальным Я». Фундамент лечения по Роджер­су — знаменитая триада: безусловное позитивное отноше­ние, эмпатия, конгруэнтность.

Согласно логотерапииВ. Франкла, разнообразные формы неврозов возникают как реакции на утрату человеком смысла существования. В отличие от А. Маслоу, Франкл считал само­актуализацию личности не самоцелью, а средством осуществ­ления смысла. Не стремление к самоактуализации по Маслоу, не принцип удовольствия по Фрейду, не воля к власти по Ад­леру, а воля к смыслу — вот что определяет человеческую жизнь. Отсюда задачей психотерапевта является помощь лю­дям в обретении смысла в самых сложных ситуациях.

По многих позициям совпадает с подходом Франкла концепция экзистенциальной психотерапииИ. Ялома (1999). Человек страшится неминуемой смерти, стремление к свободе оборачивается отсутствием опоры, оди­ночество становится неизбежным спутником челове­ка, несмотря на постоянные контакты, непредопределен­ность жизни порождает проблему ее осмысления.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь че­ловеку осознать и преодолеть эти экзистенциальные кон­фликты.





 

Читайте также:

Общее представление о психокоррекции как направлении практической психологии

Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского

Научные организации

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 793

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам