Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями

Ипсиходиагностика, и — в последующем — психокор­рекции семейных трудностей осуществляются, как прави­ло, в процессе семейного консультирования и семейной психотерапии. Специфические особенности такой работы определяются конкретными запросами, исходящими от одного из членов семьи или семьи в целом.

Специфическими особенностямипсихологической по­мощи семьям являются отказ от концепции болезни, ак­цент на многомерном анализе ситуации, на аспектах роле­вого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуа­ции через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.

Работа с семьей направлена на развитие личности в се­мейном окружении. Важным является перенос ответст­венности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены се­мьи могут дать друг другу.

По направленностипсихологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или ее отсутствия;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характерупсихологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

1) психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам пси­хологической информации

2) организационные меры (направление на дополни­тельную консультацию у психоневролога, психиатра, сек­солога и у других специалистов);

3) осуществление психокоррекционных и психотера­певтических воздействий;

4) рекомендации способов общения, методов обуче­ния и воспитания;

5) выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т. д.

Можно привести основные принципы и правила пси­хологической помощи семье (Эйдемшыер Э. Г., 1994; Кар-васарскийБ.Д., 1999):

1. Установление контакта и присоединениепсихолога к клиентам (используются приемы «пристройки»; соблюдение конструктивной дистанции, синхро­низация дыхания, использования речевых преди­катов, соответствующих ведущей репрезентатив­ной системе клиента).

2. Сбор информации о проблеме клиентас использова­нием приемов метамоделирования и терапевтиче­ских метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достиг­нуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицатель­ной частицы «не»?» и др.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта(рас­пределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотех­нологии, а клиент — за активность и желание изме­нений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т. п.).





 

Читайте также:

Психоанализ и направления, с ним связанные

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского

Задачи и основные проблемы психологической службы в народном образовании

Теоретические и методологические основыпсихологического консультирования

Общее представление о науке

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1052

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.159.140.188