Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Поведенческий подход

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы че­ловека и аномалии личности как выражение выработан­ного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотера­пия связана с необходимостью формирования у обратив­шегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи меж­ду условным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);

наказания (сочетание неприятного воздействия с си­туацией, обычно приятной);

систематической десенсибилизации(сочетание состо­яния релаксации с предъявлением ситуации, вызываю­щей тревогу);

викарного научения(термин «викарный» означает «за­мещающий»: обучение осуществляется не через органи­зацию собственного опыта клиента, а через предъявле­ние моделей оптимального поведения).

В настоящее время во многих странах (включая Рос­сию) стал популярен психотерапевтический подход, полу­чивший название нейролингвистического программирова­ния, который имеет корни в поведенческом направлении.

Под нейролингвистическим программированием (НЛП)его авторы — Р. Бэндлер и Д. Гриндер — понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межлич­ностной коммуникации путем выделения структуры процесса(R Bandler, D. Grinder, 1981). НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, при­меняемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

Одним из главных отличий НЛП от других психологиче­ских направлений является отсутствие всякого интереса к со­держанию процессов коммуникации, а вместо этого — изуче­ние структуры процесса: всех последовательных шагов про­граммы взаимодействия или внутреннего действия у наибо­лее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором нейролингвистические про­граммисты выделяют три основные модальности — визуаль­ную, аудиальную и кинестетическую. «Очистка» и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотера­певтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основы­вается возможность эффективного использования методов НЛП во всех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Изучение структуры субъективного опыта необходимо нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение.

Как считают Бэндлер и Гриндер, практически все пси­хологические проблемы возникают у людей из-за субъек­тивной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации дол­жно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы.

Благодаря перепрограммированию поведения с помощью специальных психотехник у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший вы­бор. Здесь необходимо отметить одну специфическую осо­бенность НЛП: в этом направлении психотерапии безуслов­ное предпочтение отдается подсознательному выбору вариан­тов поведения. Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознатель­ном поиске путей их решения, то нейролингвистические про­граммисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно сподсознанием, причем, как уже было сказано выше, попыта­ться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержа­ние проблем данного конкретного человека.

Сравнение основных психотерапевтических направле­ний по некоторым важным показателям можно провести с помощью таблицы.

Таблица 3. Основные направления психотерапии





 

Читайте также:

Теоретические представления, разработанные в Санкт-Петербургской психологической школе

Представление о практической психологии бизнеса, рекламы и менеджмента

Виды и методы психологического консультирования

Трансперсональная психология

Психологический тренинг как метод практической психологии

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1442

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.144.205.182