double arrow

Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Причинами стрессов часто бывают фрустрационные состояния, возникающие из-за невозможности достижения значимых для личности целей. Развитие их протекает по следующей схеме:

  1. наличие интенсивной потребности, значимой цели;
  2. блокировка их удовлетворения (ограниченность собственных возможностей или внешние преграды);
  3. отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном негативном состоянии — фрустрации.

Наиболее специфичны фрустрации именно для управленческой деятельности, которая сочетает в себе множество значимых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — всевозможных преград и ограничений на пути их реализации. Существуют две основные формы реагирования личности на фрустрацию — понятия интрапунитивной и экстрanyнитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.

Устойчивость к фрустрациям — профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют повышению такой устойчивости.
1.   Формирование деятельностных способов преодоления фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоплению фрустрационного опыта.
2.  Средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя — надо изменить к ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчивость руководителя в его деятельности представлены в их интегративном проявлении. Они помогают формированию такого качества руководителя, как «умение держать удар».

Очень важный компонент в деятельности руководителя — готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.

Эмоциональная резистентностъ — сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опасные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризуется как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наоборот.

Одни и те же объективные ситуации находят разный резонанс (субъективный отклик), величиной которого определяется общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги — от англ. augmenting), другие — занижают ее (редъю-стинги — от англ. redusting). Поэтому возникает либо гиперэмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и отношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации — адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышенная эмоциональная резистентность. При увеличении управленческого стажа и профессиональной компетентности резистентность возрастает.

Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, критические ситуации — мощный источник для развития такой категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:

1) высокой сложностью деятельности, субъективной трудностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизиологической ценой, которую надо платить за их реализацию.

  1. присутствием в деятельности эмоциогенных факторов, являющихся причинами развития утомления;
  2. ответственностью, пронизывающей всю деятельность руководителя;
  3. полифокусностью деятельности, являющейся сильным фактором развития утомления;
  4. ненормированным рабочим днем.

Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регуляцию деятельности руководителя, но они проявляются и вовне — в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимодействия, как средство информации о своих мыслях, позициях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное поведение.

Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.

Читайте также:

Требования к реализации функции целеполагания

Специфика мышления в деятельности руководителя

Общие подходы в теории управления

Теории лидерства и стили руководства

Процессуальные теории мотивации

Вернуться в оглавление: психология менеджмента


Сейчас читают про: