Определение коммуникативной функции

Необходимость постоянной координации деятельности подразделений и отдельных членов организации для достижения общих целей связана с самой сутью управленческой деятельности. Осуществляется эта координация в различных формах, в первую очередь в процессе коммуникации, т. е. посредством многообразных контактов членов организации.

Коммуникация — это обмен информацией и смыслом информации между людьми, одна из основных функций управления.

Все, что происходит внутри организации, связано коммуникативными процессами. Поэтому они являются основными средствами обеспечения ее целостности и функционирования. В деятельности руководителя функция коммуникации играет специфическую роль: она выступает средством реализации и взаимной координации всех других управленческих функций. Поэтому данная функция наряду с функцией принятия решения рассматривается как связующий процесс в организациях.

Коммуникация в общем плане — это любой обмен информацией между людьми или группами людей вне зависимости от того, приводит ли он к взаимопониманию. В силу многообразия явлений и процессов, включаемых в понятие «коммуникация», возникает необходимость его структурирования и выявления в нем наиболее важных для характеристики содержания деятельности руководителя аспектов:

  1. Коммуникация как общее явление.
  2. Коммуникация как непосредственная практика контактов руководителя с исполнителями и подразделениями организации.
  3. Коммуникация как специфическая функция управления.

Каждый из этих аспектов включает в себя нормативно-организационный и субъектно-психологический планы. Первый связан со структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй показывает большое влияние психологических особенностей «коммуникантов» на эту функцию и объясняет ее важнейшие черты, в том числе мешающие ее эффективности. Понятие коммуникативной функции включает в себя три собственно психологических аспекта: коммуникативное поведение руководителя, коммуникативные явления и процессы его деятельности.

Следующие направления характеризуют содержание коммуникативной функции:

  1. определение сущности данной функции и ее специфики;
  2. анализ основных видов и типов коммуникаций;
  3. определение структурных компонентов и этапов процесса коммуникации;
  4. характеристику форм реализации этой функции;
  5. анализ «барьеров» (характерных ошибок и трудностей);
  6. описание общих требований для оптимизации коммуникативной функции (принципы оптимальной коммуникации).

Основная задача коммуникационной функции руководителя — обеспечение оптимального обмена информацией внутри организации между ее подразделениями и с внешним окружением.

Критерий оптимальности — степень содействия существующей коммуникативной сети достижению общих целей организации. Для эффективности коммуникаций необходима ясная формулировка цели, ее конкретизация на подцели для каждого подразделения; детализированный план, регламентирующий определенные виды работ подразделений и нормативы; правильно выбранный тип организации; эффективная система контроля. На специфичность коммуникативной функции указывает то, что средствами ее реализации являются все другие управленческие функции — целеполагание, планирование, организация, контроль. Это делает понятными данные о том, что от 50 до 90% всего рабочего времени руководителя заполнено именно коммуникациями.

Читайте также:

Понятие внутренней мотивации

Характеристика основных производственно-технологических функций

Интеллект и эффективность управленческой деятельности

Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя

Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Вернуться в оглавление: психология менеджмента


double arrow
Сейчас читают про: