Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Структура личности

Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре. Личность обладает совокупностью личностных качеств, свойств, которые и составляют ее структуру. Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.

Исходная ступень в анализе личности - это ее потребности. Потребность - это зависимость живого существа от того, что составляет условия его существования, необходимость восполнения отсутствия каких-либо значимых условий, ресурсов, ощущений, эмоций. Первым, кто предложил целостную концепцию потребностей (получившей название иерархической), выявил их роль и значение в жизни человека, был американский антрополог Абрахам Маслоу. Он расположил потребности в иерархическом порядке - от низших биологических до высших духовных:

1) Физиологические и сексуальные потребности - также они нося название витальных (жизненных) потребностей. Их сущность и назначение заключаются в поддержании жизнеспособности организма путем обеспечения его пищей, водой, дыханием, физическими нагрузками и отдыхом, определенными условиями среды существования, а так же в удовлетворении полового рефлекса.

2) Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности. Эти потребности направлены не просто на сохранение жизни, но и на поддержание определенного качества, или уровня жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насильственных действий, причем не только над телом, но и над личностью. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п. Результатом наличия этих и других видов безопасности является уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности.

3) Социальные потребности. Эти потребности направлены на привязанность, любовь, общение, участие в коллективных действиях, взаимопонимание, заботу о других и помощь со стороны близких.

4) Потребности в престиже. Социальное взаимодействие обуславливает стремление индивида к оценке его усилий, действий со стороны социального окружения, которая может выражаться в уважении, признании, высокой оценке заслуг, служебном росте.

5) Духовные потребности. Они подразумевают стремление к самореализации, самовыражению через творчество, общественную деятельность, гармоничное развитие собственных способностей.

Чем выше уровень потребности в указанной иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование этой потребностей. Можно сказать, что потребности движут человеком, но он формирует их содержание. Принимать пищу - это всегда удовлетворять потребность в еде. Но какими различными способами это можно делать! Для гурмана прием пищи может удовлетворять все пять уровней потребностей. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования и удовлетворения потребностей, но тем больше позитивных последствий для дальнейшего развития самой личности.

Любая потребность, будучи осознанной, превращается в интерес, то есть интерес - это не что иное, как осознанная (актуализированная для сознания) потребность. Именно интересы задают общую направленность деятельности индивида, его устремленность на решение тех или иных задач. Интересы личности лежат в основе ее отношения к окружающему миру, создают фундамент системы ее ценностей, но, в то же время, сами зависят от ценностных ориентиров личности.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий гуманитарного и общественного знания. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.

Если потребности и интересы составляют побудительную силу человеческой деятельности, то ценности являются идеальными целями этой деятельности. В общем смысле ценность - это то, к чему стоит стремиться. Поэтому ценности выполняют ориентирующую функцию в процессе целеположения индивида, группы или общества в целом. Ценности направляют индивидуальные интересы в общем, приемлемом для общества, русле, что дает возможность избегать значительных конфликтов, оптимизировать деятельность отдельных членов общества.

Синтез ценностей и интересов личности создает мотивы ее деятельности. Мотив - это внутренний, действительный побудитель личности к действию. Довольно часто бывает сложно выяснить действительные мотивы поступков человека, даже ему самому. Мотивы можно подразделить на такие типы:
- по значимости для жизни и развития человека: первичные (витальные) и вторичные (производные от первичных);
- по источнику побуждения: продиктованные извне и личностные;
- по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные.
Ниже приводится предложенная К.К. Платоновым иерархическая структура личности.


Подструктура направленности

убеждения, личностные смыслы, интересы - мировоззрение

социальный уровень личности

Подструктура опыта

умения, навыки, знания, привычки

социально-биологический уровень личности

Подструктура форм отражения

особенности познавательных процессов - памяти, мышления, восприятия, ощущений, внимания

биосоциальный уровень личности

Подструктура конституциональных
свойств

скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные особенности - конституциональные качества индивида

биологический уровень личности





 

Читайте также:

Характеристики культуры

Микросоциологические теории

Социальные условия и теоретические предпосылки социологии

Классический этап развития социологии

Социальная мобильность

Вернуться в оглавление: Социология

Просмотров: 7589

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.162.168.187