Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ И РАБОТЫ

Особенностью государственных заказов на транспортные услуги и работы с использованием транспорта является то, что заказчиком по соответствующим договорам выступает орган исполнительной власти, казенное предприятие или государственное учреждение. Такой заказчик именуется государственным заказчиком. Соответственно на уровне местного самоуправления стороной в договоре может быть муниципальный заказчик. Финансовой особенностью государственного и муниципального заказа является использование для расчетов за оказанные услуги и выполненные работы средства бюджета соответствующего уровня или средств внебюджетных фондов.

Порядок предъявления и исполнения государственного заказа определяется номами гражданского и бюджетного права, специальными законами по конкретным вопросам государственного заказа. Правовая основа муниципальных заказов дополняется законами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, принятыми по вопросам муниципальных заказов. Договор государственного (муниципального) заказа оформляется государственным (муниципальным) контрактом.

Первым законодательным актом, регулирующим порядок государственного заказа, стал Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». Наиболее разработаны нормы, регулирующие поставки продукции и выполнение подрядных работ для удовлетворения государственных нужд. Основные положения таких норм применяют к услугам. Актуальным является разработка законодательного акта, в котором будут установлены нормы оказания транспортных услуг в порядке удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Целесообразно ввести в разрабатываемый ныне кодекс автомобильного транспорта соответствующий раздел.

Согласно ст.ЗЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение в порядке муниципального заказа различных работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. На практике применительно к транспортной деятельности предметом муниципального заказа является оказание услуг городского пассажирского транспорта на муниципальных маршрутах, вывоз мусора и бытовых отходов, автотранспортное обслуживание учреждений (местного самоуправления, медицинских, коммунальных служб) и т.п.

При осуществлении финансирования работ и услуг, выполняемых в порядке реализации государственного и муниципального контракта большое значение имеет правильное использование бюджетных средств. Федеральным законом «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (№ 145-ФЗ от 31.07.98) установлены допустимые направления


расходования средств различных бюджетов. Анализ этих направлений позволил выделить «транспортную составляющую» бюджетных расходов (табл. 4.1).

Формирование государственных и муниципальных заказов на транспортные услуги и работы с использованием транспорта должно проводиться с учетом указанных в табл. 4.1. направлений. Эффективной мерой воздействия со стороны государства на развитие транспортной инфраструктуры является государственная поддержка, которая осуществляется в рамках целенаправленной политики преимущественно путем разработки и реализации комплексных целевых программ, долгосрочных инвестиций, структурных преобразований. Такие меры в правовом отношении обеспечиваются указами Президента, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными документами других федеральных органов исполнительной власти.

4.7. АРЕНДА, ЛИЗИНГ И ПРОКАТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аренда, прокат и лизинг транспортных средств представляют формы использования транспортных средств без перехода собственности на эти транспортные средства к пользователю.

Правила аренды транспортных средств установлены § 3 гл. 34 «Аренда» ГК. Различают аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем) и без таковых услуг (аренда без экипажа). При аренде с экипажем типовые условия договора аренды предусматривают обязанность арендодателя предоставить транспортное средство для перевозки в укомплектованном состоянии и с экипажем. Арендодатель должен самостоятельно и за свой счет обеспечить получение необходимых сертификатов соответствия и лицензий на транспортную деятельность. Аренда транспортных средств с экипажем в ст. 632 ГК иначе определяется, как фрахтование на время.


По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Таким образом, оба варианта аренды транспортного средства предусматривают предоставление арендатору имущества во временное владение и пользование, но лишь при аренде с экипажем в рамках договора аренды арендодателю оказываются также и дополнительные услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. К договорам аренды транспортных средств правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК) не применяются. Это, однако, не исключает продолжения аренды посредством заключения нового договора.

Любой договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Установлено, что к такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды недвижимости, предусмотренные п.2 ст. 609 ГК, поскольку в статьях 633 и 643 ГК установлено иное.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонтов и предоставление необходимых принадлежностей. Предоставление арендатору арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимися к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Если договором аренды не предусмотрено иное, то арендодатель несет расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание. На арендодателя возлагается обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатор в течение всего срока договора транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонтов. Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, то арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Если договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду. В случае договора аренды без экипажа сдача транспортного средства в субаренду может


производиться на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат использованию транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, - назначению транспортного средства.

В случае гибели или повреждения арендованного с экипажем транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю убытки, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. Для случая аренды без экипажа арендодатель несет ответственность за сохранность транспортного средства на общих основаниях.

Под лизингом понимают финансовую аренду. Лизинг распространился в связи с необходимостью получения потребителями дорогостоящей техники в процессе ускоренного обновления основных производственных фондов и в целях осуществления финансирования фондоемких инноваций без крупных единовременных капиталовложений. В лизинговых сделках могут быть предусмотрены: техническое обслуживание поставляемой техники, обучение кадров, права или обязанности лизингополучателя выкупить объект лизинга по истечении срока его контрактной эксплуатации. Обычно устанавливается базисный период, в течение которого стороны не имеют права расторгнуть договор лизинга. Лизинг получил распространение как на внутреннем рынке финансовых услуг промышленно развитых стран, так и в международных финансовых операциях. Наиболее часто объектами лизинга являются транспортные средства - суда, самолеты, автобусы, крупнотоннажные автомобили.

Общие правила осуществления лизинговых операций в Российской Федерации установлены § 6 гл. 34 «Аренда» ГК.

Развитие норм лизинга нашло выражение в Федеральном законе «О лизинге» (№ 164-ФЗ от 29.10.98), которым установлены общие положения лизинга, правовые основы лизинговых отношений, экономические основы лизинга, меры государственной поддержки лизинга и право инспектирования и контроля в области лизинговой деятельности. Российский закон о лизинге гармонизирован с Международным договором о лизинге и Конвенцией УНИДРУА о международном лизинге. Законом лизинг подразделен на:

типы - долгосрочный (3 года и более), среднесрочный (1,5-3 года) и краткосрочный;

виды - финансовый, возвратный и оперативный;

формы - внутренний и международный.

Статьей 20 Федерального закона «О лизинге» установлено, что предметы лизинга (транспортные средства) регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. Данное положение требует приведения в соответствие с законом о лизинге нормативных актов, регулирующих регистрацию автомототранспортных средств в Российской Федерации и таможенного законодательства.

По сравнению с кредитом, лизинг создает дополнительные гарантии возврата средств кредитору. Сумму, полученную в качестве кредита на приобретение транспортных средств, можно израсходовать на иные цели. Это возможно потому, что право собственности принадлежит организации - получателю кредита. При лизинговой операции данная организация не получит права собственности на транспортное средство. Это транспортное средство должно быть зарегистрировано на имя арендодателя. Арендатор не будет ни минуты распоряжаться денежными суммами на покупку транспортного средства, не сможет снять его с государственного учета без ведома арендодателя.

Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, как правило договором лизинга, предусматривается обязательное страхование объекта лизинга за счет арендатора. Риск случайной гибели или порчи объекта лизинга, согласно ст. 669 ГК, переходит к арендатору в момент передачи ему этого объекта, если иное не предусмотрено договором лизинга. Федеральным законом «О лизинге» расходы на страхование предмета лизинга отнесены к инвестиционным затратам лизингодателя.





 

Читайте также:

ПРЕВОЗКИ ПОЧТЫ

СТРАХОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ

ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться в оглавление: ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Просмотров: 982

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам