Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


ДОПУСК К ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Допуск к транспортной деятельности в транспортном комплексе регулируется обязательными правилами, требованиями и процедурами, установленными для хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -транспортников без образования юридического лица) в целом, в том числе для персонала, чья работа непосредственно связана с управлением движением транспортных средств и обеспечением безопасности движения и для используемого подвижного состава и оборудования.

Транспортная деятельность, за исключением транспортной деятельности граждан в личных (бытовых) целях, осуществляется на основе принципа регистрации хозяйствующего субъекта. Гражданским кодексом установлены организационно-правовые формы юридических лиц, определены их права, обязанности и ответственность. В развитие положений кодекса приняты федеральные законы, регламентирующие деятельность юридических лиц, образованных в определенных организационно-правовых формах и хозяйствующих на основе установленных Конституцией и Гражданским кодексом форм собственности, например Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другие подобные акты. Гражданин, желающий заняться коммерческой транспортной деятельностью, должен зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Определенная транспортная деятельность хозяйствующих субъектов в интересах обеспечения безопасности для жизни и здоровья пассажиров и персонала, безопасности движения, сохранности грузов, окружающей среды подлежит обязательной сертификации и лицензированию. Поэтому после государственной регистрации транспортная организация и индивидуальный предприниматель-транспортник должны получить установленные законодательством обязательные сертификаты соответствия и лицензии на осуществление деятельности.

Нормативную основу сертификации в транспортном комплексе образуют федеральные законы «О сертификации продукции и услуг» (далее - закон о сертификации), «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О безопасности дорожного движения», международные договоры России в области сертификации и стандартизации, ^постановления Госстандарта России, правила


сертификации и другие нормативные документы, изданные органами исполнительной власти в развитие указанных законов.

Закон о сертификации устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг, систем качества и других объектов сертификации, права, обязанности и ответственность участников систем сертификации. Госстандарт России в соответствии с этим законом проводит государственную политику в области сертификации, представляет Россию в международных организациях, проводит государственную регистрацию систем сертификации, рассматривает апелляции. Во исполнение закона о сертификации Госстандартом России разработана и введена в действие «Система сертификации ГОСТ Р» и выпущены «Правила проведения сертификации в Российской Федерации», ряд нормативно-технических документов и стандартов по вопросам сертификации.

Сертификация - это предоставление потребителю гарантий, что потребляемая им продукция отвечает установленным требованиям.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной продукции установленным требованиям (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).

Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Федеральным законом «О стандартизации» установлено, что контроль со стороны государства показателей качества продукции, заложенных в стандартах, ограничивается лишь требованиями безопасности, технической и информационной совместимости и некоторыми другими требованиями. При этом под безопасностью понимается безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей услуг и персонала, а также безопасность для окружающей среды.

Применяемая в России система сертификации построена в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах ИСО/МЭК. Международная система сертификации строится на основе стандартов ИСО серий 9000 и 10000.

Центральные органы систем сертификации - государственные органы и юридические лица по определению Госстандарта России. Задачей таких органов является организация и координация работ в системах сертификации однородной продукции (услуг). Они организуют работу такой системы и руководят ею, ведут учет органов, испытательных лабораторий, сертификатов и лицензий на право использования знака соответствия, рассматривают апелляции по действиям органов, входящих в их систему. Например, для сертификации услуг на автомобильном транспорте в качестве центрального органа системы сертификации аккредитован Департамент автомобильного транспорта Минтранса России, где образован соответствующий отдел.

Практическую работу по сертификации осуществляют:

органы по сертификации - аккредитованные юридические лица, действующие на основании положения об органе по сертификации с выдачей сертификата соответствия. Это главное звено, непосредственно сертифицирующее продукцию и услуги, выдающее сертификаты и лицензии на право применения знака соответствия, отменяющее либо приостанавливающее действие выданных им сертификатов и лицензий, представляющее по требованию заявителей информацию в пределах своей компетенции;

испытательные лаборатории (центры) - аккредитованные юридические лица, осуществляющие конкретные испытания и выдающие для целей последующей сертификации протоколы испытания продукции, услуг. Испытательные лаборатории могут быть образованы и как социологические лаборатории, что особенно актуально для оценки услуг на транспорте.


Главные требования к органам сертификации и испытательным лабораториям -независимость от производителей, потребителей и государства, компетентность. В связи с тем, что органы по сертификации и испытательные лаборатории не входят в систему органов исполнительной власти, сертификация осуществляется на платной основе.

Добровольную сертификацию проводят юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России. Если для рассматриваемого вида продукции или услуги государством установлена необходимость проведения обязательной сертификации, то в соответствующей системе добровольной сертификации должна быть «встроена» система обязательной сертификации.

Системы сертификации подлежат регистрации в Государственном реестре - документе централизованного государственного учета объектов регистрации, юридически удостоверяющим результаты работ по сертификации. Ведется раздельный учет объектов сертификации, участников работ в области сертификации, организационно-методических документов (системы сертификации однородной продукции, правила сертификации конкретной продукции и проч.). Государственный реестр предусматривает присвоение объектам учета регистрационных номеров. Например, в транспортном комплексе на автомобильном транспорте действуют следующие системы сертификации:

Система сертификации транспортных средств и прицепов. Знак ГОСТ: Порядок сертификации механических транспортных средств;

Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Знак ГОСТ Р.;

Система сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Временный порядок проведения работ;

Система добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов автомобильного транспорта (СЕРТОЦАТ). Знак зарегистрирован.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется среди прочих мер посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства. Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Нормативную основу лицензирования в транспортном комплексе образуют федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.98 № 127-ФЗ, подзаконные акты в области лицензирования

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;


установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Законом определены основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законом о лицензировании;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с законом о лицензировании;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

В статье 17 закона о лицензировании определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, среди которых - связанные с эксплуатацией транспорта:

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки пассажиров и грузов морским, внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом;

сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

погрузо-разгрузочная деятельность на внутреннем водном и железнодорожном транспорте, в морских портах;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;

деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;


деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

В соответствии с законом о лицензировании Правительство Российской Федерации Постановлением «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 февраля 2002 № 135 утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Министерству транспорта Российской Федерации поручено осуществление лицензирования следующих видов деятельности:

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки пассажиров и грузов морским и внутренним водным транспортом;

сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

погрузо-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте и в морских портах;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом.

Совместно с Росавиакосмосом Минтрансу России поручено лицензирование деятельности по ремонту авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

В соответствии со статьей 9 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 24 января 1998 г. № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации» утвердило «Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации», в которых уполномочило Федеральную авиационную службу России и в отдельных случаях ее региональные управления выдавать лицензии на осуществление подлежащих лицензированию видов деятельности в области гражданской авиации.

Министерство транспорта Российской Федерации приказом от 7 мая 2002 г. № 61 «О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации» возложило на отделения Российской транспортной инспекции осуществление лицензирования в области автомобильного транспорта следующих видов деятельности:

перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Этим же приказом Минтранс России возложил осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении видов деятельности, лицензирование которых поручено Минтрансу России, на Российскую транспортную инспекцию, а также подразделения министерства, осуществляющие полномочия по лицензированию, на территориальные органы и находящиеся в ведении Минтранса России государственные организации.

Выдача лицензий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими подлежащих лицензированию перевозок автомобильным транспортом производится отделениями Ространсинспекции в соответствии с «Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 402.

В соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их


выполнения», а также международными договорами Российской Федерации с международном автомобильном сообщении Правительство Российской Федерации постановление от 16 октября 2001 г. № 730 утвердило «Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок».

Положение разработано в целях обеспечения методами нетарифного регулирования проведения единой государственной внешнеторговой политики в сфере осуществления международных автомобильных перевозок, защиты экономических интересов Российской Федерации, создания условий для эффективной интеграции российских перевозчиков в мировой рынок транспортных услуг, определяет порядок предоставления российским перевозчикам специального разрешения на международные автомобильные перевозки -допуска к осуществлению указанных перевозок.

Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляют органы Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.

Условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам являются:

наличие лицензии на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области лицензирования. Указанное требование не распространяется на перевозчиков, осуществляющих некоммерческие перевозки;

наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

соответствие назначенным российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

устойчивое финансовое положение российского перевозчика;

обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

При сертификации и лицензировании транспортной деятельности и допуске российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок основными условиями получения сертификатов, лицензий и допуска является выполнение перевозчиком обязательных требований к квалификации персонала, работа которого непосредственно связана с управлением движением транспортных средств и организацией перевозок пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности движения и обязательных требований к техническому состоянию подвижного состава и оборудования.

Надлежащая квалификация водителей автотранспортных средств различных категорий обеспечивается проведением подготовки и переподготовки по специальным программам, завершающейся квалификационными экзаменами и выдачей водительского удостоверения.

Для водителей и ряда работников транспортного комплекса установлены обязательные требования по состоянию здоровья с проведением периодических медицинских осмотров.

Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом регламентированы приказом Минтранса России от 22.06.98 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (зарегистрирован в Минюсте 22.06.98 рег. № 1563).

Учитывая повышение требований к профессиональной компетенции перевозчиков, руководствуясь положениями федеральных законов «О защите прав потребителей» от 09.01.96 № 2-ФЗ, «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 №196-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» от 26.06.95 № 610, специалисты


юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» от 30 августа 1993 г. № 876 (с последующими изменениями -постановление Правительства РФ от 04.08,785), в . целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установлено, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или)в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Эти требования не распространяются на исполнительных руководителей и специалистов предприятий и организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования.

Специальная и предаттестационная подготовка указанных лиц осуществляется в учебных заведениях, определяемых Минтрансом России.

Порядок проведения аттестации и перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения, подлежащих аттестации, регламентирован «Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденным совместным приказом Минтранса России и Минтруда России от И марта 1994 г. № 13/11 (с последующими изменениями - совместный приказ № 89/50 от 27.10.95), зарегистрирован в Минюсте РФ 18 апреля 1994 г. рег. № 548.

Положение введено в действие с 1 июля 1994 г.

Действие сертификата, лицензии и допуска может быть приостановлено или ограничено, либо сертификат, лицензия и допуск могут быть аннулированы в порядке, установленном законодательством.

Подвижной состав автомобильного транспорта допускается к эксплуатации органами ГИБДД посредством периодических государственных технических осмотров с удостоверением их прохождения выдачей талона установленной формы. Порядок проведения технических осмотров установлен Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения Российской Федерации, государственными стандартами и нормативными документами МВД России.





 

Читайте также:

КОНКУРЕНЦИЯ И ТРАНСПОРТНЫЕ МОНОПОЛИИ

ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УГОЛОВНЫМ ПРАВОМ

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ТРАНСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

Вернуться в оглавление: ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Просмотров: 1126

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.205.106.138