Бартерные схемы расчетов в туроперейтинге

Операции купли-продажи, при которых в едином документе, подписываемом сторонами, предусматриваются взаимные обязательства сторон либо провести безденежный обмен товарами (услугами) равной стоимости либо принять в оплату поставленных одной из сторон товаров(услуг) частично денежные средства, а частично товары, именуется встречной торговлей. Второй вариант характеризует наиболее общий признак встречной торговли, а первый — ее частный случай, именуемый бартером. Отличительной чертой бартерных расчетов в туроперейтинге является то, что одна из сторон данной операции производит расчет туристическими услугами.

Распространенность бартерных операций в российском туроперейтинге вызвана:

■ спецификой всей отечественной экономической системы, характеризующейся кризисом неплатежей, отсутствием у субъектов хозяйствования крупных сумм наличных (безналичных) денег, нехваткой оборотных средств и т.д.;

■ возможностью извлечения дополнительной прибыли из бартерных операций.

Последнее утверждение нуждается в более детальном рассмотрении. Как ни странно, но в условиях развития отечественного туроперейтинга использование в расчетах с поставщиками туристических услуг по бартерным схемам зачастую более прибыльно, чем денежный расчет. Причинами этого является отсутствие у поставщиков больших оборотных средств, необходимых для развития собственного бизнеса. Отсутствие оборотных средств поставщиков туристических услуг (наиболее часто ими выступают хотельеры) объясняется молодостью туристического рынка России, но и одновременной необходимостью стремительно развивать собственный бизнес (как уже говорилось выше, темпы роста туристического рынка России опережают темпы общего экономического рынка страны). Получается, что поставщики туристических услуг оказываются зажатыми в угол: с одной стороны, для того, чтобы оставаться влиятельными игроками туристического рынка региона, им необходимо вкладывать крупные суммы в развитие собственной инфраструктуры (к примеру, те же самые отели для того, чтобы оставаться популярными среди населения, должны постоянно повышать качество обслуживания и уровень комфорта), с другой — хотельеры лишены возможности осуществления таких крупных капиталовложений в собственный бизнес. Неразвитость системы кредитования, отсутствие крупных иностранных инвесторов, отсутствие уверенности в стабильности туристического бизнеса в ближайшем будущем, заставляют поставщиков туристических услуг изыскивать другие, менее затратные и рискованные чем банковское кредитование, и не ставящие в сильную зависимость от кредитора как инвестирование, пути привлечения капиталовложений в собственный бизнес. Одним из наиболее популярных в конце 1990-х годов видом капиталовложений в предприятия туристической индустрии стал бартерный расчет с туристическими операторами.

Смысл бартерного расчета между туроператором и поставщиком туристических услуг состоит в том, что туроператор предоставляет поставщику туристических услуг определенное количество необходимых поставщику товаров или услуг (например, необходимые для осуществления ремонта строительные материалы или сантехнику; мебель или постельное белье; посуду или спортивный инвентарь; организует поставщику участие в известных выставках и т.д.) в обмен на дальнейшее предоставление поставщиком собственных туристических услуг.

К примеру, туроператор собственными силами организует ремонт одного из корпусов отеля на сумму в 1 000 000 руб (например, нанимает строительно-ремонтную бригаду и сам с ней расплачивается). После окончания этого ремонта хотельер становится должником туроператора и начинает бесплатно принимать

отправленных оператором туристов до тех пор, пока стоимость оказанных отелем туристических услуг не достигнет суммы долга (1 000 000 руб).

Данная схема расчетов имеет ряд преимуществ и недостатков как для туроператора, так и для поставщика туристических услуг.

Для туроператора расчет по бартерной схеме бесспорно выгоден поскольку, во-первых, ставит его в более выгодное, чем других туроператоров положение в отношениях с поставщиком. Поставщик чувствует себя обязанным столь щедрому туроператору и, разумеется, идет на всякого рода уступки в отношениях с ним. Во-вторых, туроператор получает туристические услуги поставщика по минимальным ценам, а это главный шаг к росту прибыли туроператора. Природа сверхприбыли туроператора при проведении бартерных операций заключается в так называемой «двойной наценке» товаров и услуг, участвующих в бартерном обмене. Прежде всего, предоставляемые туроператором поставщику товары или услуги имеют заложенную в их отпускной цене долю прибыли туроператора. Кроме того, «вторая наценка» объясняется размерами повышенной комиссии со стороны хотельера (за крупный размер заказов его гостиничных услуг). Описанный пример, с финансированием туроператором ремонта отеля на 1 000 000 грн. можно изобразить так:

В результате приведенной схемы бартерной операции туристический оператор приобретает гостиничных услуг на сумму 1 430 000 грн. при своих фактических затратах в 750 000 грн., то есть приобретает гостиничные номера со скидкой почти 48 %!!! Такой огромный размер дисконта с койко-места возможен только при максимально рисковых формах взаимоотношений туроператора и хотельера (аренда отеля или жесткие блоки мест на условиях ко-митмента). Еще одним несомненным плюсом применения бартера в туроперейтинге является то, что риск заполняемости номеров туроператор на себя не принимает. Оператор после проведения бартерной операции просто отправляет своих туристов в конкретный отель, не перечисляя за них деньги ( в счет бартерной операции), не оплачивая простоя номеров.

Хотельеры, несомненно, отдают себе отчет в том, что бартерные операции во многом лишают прибыли их самих, однако зачастую соглашаются на бартерные операции и даже сами предлагают туроператорам такие формы расчетов. Причины такой готовности хотельеров можно логически объяснить — они вынуждены лишать себя сверх-прибылей ради получения реальной возможности модифицировать собственную инфраструктуру и повысить качество обслуживания гостей, обеспечивая себе тем самым стабильный и прибыльный бизнес в будущем. При этом использование бартерных операций не требует от хотельера вложения денежных средств, не ставит его в зависимость от инвестора, не заставляет его рисковать собственным имуществом (как в случае получения банковского кредита под залог).

С другой стороны, бартер приводит к замораживанию крупных средств туроператора (в среднем не менее чем на полгода), возврат вложенных денежных средств не гарантирован и зависит от того, насколько успешной будет торговля путевками в течении сезона (а следовательно, на степень гарантированности возврата вложенных туроператором средств оказывают влияние все внутренние и внешние факторы туроперейтинга). Кроме того, необходимо отметить, что бартерные операции распространены только в инсайд-туроперейтинге в отношении отечественных поставщиков туристических услуг.

В заключение стоит отметить, что бартерные схемы расчетов распространены не только в отношениях туроператора с поставщиками туристических услуг, но и с другими партнерами туроператора (например, рекламными носителями, продавцами оргтехники, арендодателями и т.д.)

Читайте также:

СХЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТУРОПЕРАТОРА И АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Тур-проектирование

ГЛОССАРИЙ

СХЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ И СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ

И органами государственной и местной власти

Вернуться в оглавление: Туроператор


double arrow
Сейчас читают про: