Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть излишка потребителя, равная площади светлоокрашенного прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается в форме монопольной прибыли. Учитывая, что речь идет о перераспределении излишков, величины общего благосостояния этот процесс не
Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска означает потерю части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади темноокрашенного треугольника С.
Монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния, равным сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т. е. В + С потери «мертвого груза» и представляют собой социально экономическую цену монополии. |
Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене
То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.
|
|
Монопольная власть — это возможность предприятия или группы предприятий влиять на конъюнктуру рынка, контролировать и определять цены и величину выпуска товаров
ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ;
1) долевой коэффициент – средняя доля фирмы на отраслевом рынке:
1/n,
где n – число фирм, действующих на отраслевом рынке;