Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой
Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам при неизменных издержках производства.
Ценовая дискриминация 1 степени (совершенная дискриминация) - дифференциация цены, при которой для каждого покупателя устанавливается индивидуальная цена в зависимости от уровня его дохода. Примеры:
· продажа посредством аукциона
· предоставление юридических услуг виднейшими адвокатами
· проведение эксклюзивных медицинских операций.
·
Ценовая дискриминация 2 степени имеет место в том случае, когда цена дифференцируется в зависимости от объема покупки и устанавливается на разном уровне для различных групп покупателей
Примеры:
В оптовой и в розничной торговле – это дисконтные карты, скидочные купоны.
Ценовая дискриминация 3 степени (сегментная дискриминация) – способ реализации монопольной власти, при котором дифференциация цены продукта осуществляется на основе сегментации рынка.
Сегментация рынка – это разграничение групп покупателей в зависимости от особенностей спроса.
Она может осуществляться по разным параметрам: предпочтениям покупателей (билеты, лекарства), уровню их доходов (престижность), временному фактору (сезонность спроса).
Ценовая дискриминация 1 и 2 степени способствует росту эффективности, так как приводит к более полному использованию имеющегося эффекта масштаба. Дискриминация 3 степени, напротив, часто оборачивается сокращением совокупного объема выпуска, особенно при линейном спросе, а значит, приводит к снижению экономической эффективности.
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМОЙ-МОНОПОЛИСТОМ
Два подхода к определению условий максимизации