Ценовая дискриминация

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам при неизменных издержках производства.

Ценовая дискриминация 1 степени (совершенная дискримина­ция) - дифференциация цены, при которой для каждого покупателя устанавливается индивидуальная цена в зависимо­сти от уровня его дохода. При­меры:

· продажа посредством аукциона

· предоставление юридических услуг вид­нейшими адвокатами

· проведение эксклюзивных медицинских опе­раций.

·

Ценовая дискриминация 2 степени имеет место в том случае, когда цена дифференцируется в зависимости от объема покупки и уста­навливается на разном уровне для различных групп покупателей

При­меры:

В оптовой и в розничной торгов­ле – это дисконтные карты, скидочные купоны.

Ценовая дискриминация 3 степени (сегментная дискримина­ция) – способ реализации монопольной власти, при котором дифферен­циация цены продукта осуществляется на основе сегментации рынка.

Сегментация рынка – это разграничение групп покупателей в зависимо­сти от особенностей спроса.

Она может осуществляться по разным пара­метрам: предпочтениям покупателей (билеты, лекарства), уровню их до­ходов (престижность), временному фактору (сезонность спроса).

Ценовая дискри­минация 1 и 2 степени способствует росту эффективности, так как приводит к более полному использованию имеющегося эффекта мас­штаба. Дискриминация 3 степени, напротив, часто оборачивается сокращением совокупного объема выпуска, особенно при линейном спро­се, а значит, приводит к снижению экономической эффективности.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМОЙ-МОНОПОЛИ­СТОМ

Два подхода к определению условий максимизации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: